Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология и педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)
align:justify"> 

20.     Основные эмоциональные состояния и их характеристика.

Чувственный тон – эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение индивида.

Эмоции – непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.

Стресс – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Фрустрация – состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

 

21.     Вид чувств.

Нравственные чувства – чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнений этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.

Эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей, искусстве.

 

22.     Воля как сознательное преодоление трудностей на пути к цели.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевое поведение характеризуется целеустремленностью действий.

Волевое поведение связано с преодолением внутренних (усталость, желание развлечься, стыд, страх и т.д.) и внешних.

Волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга и с воздействиями внешней среды.

Существенными фазами волевого процесса выступают:

1.        возникновение побуждения и постановка цели.

В зависимости от того насколько осознанно побуждение, его разделяют на влечение (человек осознает, что ему чего то не хватает или что ему что-то нужно, но что именно, он не понимает) и желание (знание того, что побуждает к действию).

2.        стадия обсуждения и борьба мотивов.

Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят о плюсах и минусах действий в том или ином направлении, обсуждений того, как именно надо действовать.

3.        принятие решения.

На этом этапе человек решается действовать в определенном направлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие.

4.        исполнение.

На данном этапе человек переводит свои решения в действия. Для того, чтобы решение перешло в действие необходимо волевое усилие.

Одной из характеристик воли является ее сила – проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых усилий.

Другой характеристикой является выдержка – проявление тормозной функции воли.

 

23.     Человек как субъект, индивидуальность, личность.

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющие совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Индивидом можно считать новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. То есть можно сказать, что индивид это потенциальный человек. Появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, как личность.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

 

24.     Самосознание и самооценка личности.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов выступает для самого себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ним связанное.

Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие Я».

Самосознание личности начинается в подростковом возрасте, когда усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими.

Образ «Я» включает три компонента:

- когнитивный метод: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.

- эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение.

- поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатию, повысить свой статус, скрыть свои недостатки и т.д.

«Образ Я» не статистическое, а динамическое образование личности индивида.

«Образ Я» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания.

«Образ Я» - представление субъекта, каким он должен стать, чтобы быть успешным.

«Образ Я» - представление субъекта каким бы он был если бы это было возможно.

Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка может быть завышенной (человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода) и низкой (развитие комплексов неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличия, самообвинения, и тревожности.

 

25.     Бессознательное в психике человека.

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им.

Бессознательное – непременная составная часть психической деятельности каждого человека.

Анализ современного научного понятия бессознательного делится на 2 направления: теорию психонализа (рассматривает сознание и бессознательное как два взаимоисключающих элемента психической деятельности)  и теорию неосознаваемой психологической установки(представление о фундаментальном единстве человеческой личности).

Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.

Многие исследователи считают, что в область бессознательного входят также: психические явления, возникающие во сне.

Бессознательное также психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно связано с ним.

 

 

 

26.     Механизмы и формы психологической защиты.

Формы поведения личности для самозащиты от внешнего, агрессивного, по ее мнению, воздействия; форма проявления взаимодействия индивида с окружающей средой в ситуации возможного или действительного неуспеха деятельности при реализации потребности самоуважения. Цель П.м.з. - достижение согласования между реальностью и Я-концепцией индивида, устранение причин, снижающих самооценку, приводящих к психологическому дискомфорту личности.

 

27.     Мотивы как проявление потребностей личности.

Потребность – состояние организма, выражающее объективную нужду в чем-то, что лежит вне его. Личности отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым их сочетанием.

Процесс выбора и принятия решений выступает как мотивация, которая объясняет целенаправленность действий.

Мотив – устойчивое, личностное свойство субъекта, изнутри побуждающее его к совершению определенных действий.

Интерес- мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражение действительности.

Убеждения – система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Маслоу выделяет следующие потребности:

- физиологические  - потребность в пище, сне, сексе и т.п.

- потребность безопасности – человек должен быть защищенным, избавиться от страха;

- потребность в любви и принадлежности – человеку свойственно находиться в обществе, общаться с людьми, быть принятым ими.

- потребность в уважении – человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достижении успеха.

-потребность в самоактуализации – развитие собственной личности.

 

28.     Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Темперамент – индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Свойства темперамента:

Сензитивность – определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий для возникновения какой-либо писхической реакции человека и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность – степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы.

Активность – степень того, насколько интенсивно человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей.

Пластичность и ригидность – свидетельствует насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям.

Экстраверсия, интроверсия – определяет от чего зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим.

Эмоциональная возбудимость – характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Типы темперамента:

Флегматик – невозмутим, устойчивее стремления и настроение, равномерные действия и речь, трудно сходится с новыми людьми, слабо отвлекается на внешние впечатления.

Сангвиник – психически активен, частые смены впечатлений, легко переживает неудачи, подвижен, выразительная мимика и движения.

Холерик – энергичен, весь погружен в работу, быстр и порывист, резкие смены настроения, стремительные движения.

Меланхолик – впечатлителен, глубокие переживания, легкоранимый, сдержанные движения и приглушенность речи.

 

29.     Взаимосвязь характера с другими личностными свойствами человека.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает.

Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле и к уму.

Важный момент в формировании характера – отношение человека к окружающей среде и к самому себе – как к другому. Эти отношения являются основанием для классификации черт характера.

Характер человека проявляется:

- в том, как он относится к другим людям;

- отношение человека к себе;

-отношение человека к делу;

- отношение человека к вещам.

Характер, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и, прежде всего, от типа нервной системы, как и темперамент. Таким образом, черты темперамента и характера образуют неделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, характеристику его индивидуальности.

Человек рождается с различными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности определяют условия, в которых будет развиваться психика личности. Эти различия в физиологических условиях – первая причина различия характеров у людей.

Характер – во многом результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека.

Характер – прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"