Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология и педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

- Наблюдение возникает в 2-х формах: самонаблюдение, интроспекия (внешнее). Требование метода наблюдения – наличие четкой целевой установки. Используется когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение людей.

- Экспериментальный метод – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

1) исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

2) экспериментатор может изменять условия, при которых проходит явление;

3) имеется возможность неоднократно воспроизводить результаты;

4) в результате можно использовать допускающую математическую формулировку количественные закономерности.

- Психодиагностические методы – описывает различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам (психологический различия по возрасту, полу, образованию, культуре и т.д.).

К видам психодиагностического метода относятся: тесты, интервью, анкетирование, методы беседы, изучение продуктов деятельности.

              Метод психологической коррекции – набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей.

Состоит из:

Аутотренинг – средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления человека в экстремальных условиях.

Групповой тренинг – формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции.

Социально-психологический тренинг: метод групповой дискуссии (анализ конкретных ситуаций и групповой самоанализ), игры (метод ролевых игр).

              Методы обработки данных – количественный метод (математическая статистика, обработка данных на ЭВМ), качесвенный (дифференциация материала по группам, анализ).

 

11.     Ощущение как первичная форма отражения действительности.

Ощущение – отражение отдельного чувственного качества и недифференцированные неопредмеченные впечатления от окружающего.

Ощущения – источник знаний о мире.

Группы ощущений:

1.        Интероцептивные – состояние внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов.

2.        Проприоцептивные – сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека;

3.        Экстерорецептивные ощущения – доводят до человека информацию из внешнего мира, связывают человека с внешней средой:

Контактные ощущения(непосредственно приложенные к поверхности тела  и соответствующего воспринимаемого органа);

Дистантные (вызываются на некотором расстоянии).

Свойства ощущений:

Качество – особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.

Интенсивность ощущения – определяется силой раздражителя на рецепторы.

Длительность – определяется временем действия раздражителя на рецепторы.

 

12.     Восприятие – его свойства и закономерности.

Восприятие  - наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Свойства восприятия:

Предметность – отнесение сведений получаемых из внешнего мира к этому миру..

Целостность – образ складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Константность – относительное постоянство предметов при изменении его условий.

Осмысленность – сознательное восприятие предмета, то есть мысленно назвать его, то есть отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слове.

Восприятие зависит от раздражения и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности наз. апперцепцией.

В основе восприятия лежат условные рефлексы, нервные связи.

В основе классификации восприятий лежат различия в анализаторах, участвующих  в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия.

 

13.     Виды внимания.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровней сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Виды внимания:

- непроизвольное – возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает в этих случаях человека сама по себе, увлекательностью, занимательностью, неожиданностью.

- произвольное – управляется сознательной целью. Связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий. Основная функция – активное регулирование протекания психических процессов.

Свойства внимания:

1.        устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту;

2.        концентрация – степень сосредоточенности;

3.        распределение – способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

4.        объем – возможность одновременно воспринимать несколько объектов независимых друг от друга.

5.        отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

6.        растерянность – неспособность человека сосредоточиться на чем либо одном в течении длительного времени.

 

14.     Виды памяти и виды запоминания.

Память – запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Виды памяти:

1)       по характеру психической активности:

- двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

- эмоциональная память – память на чувства.

- образная память – память на представления, картины природы и жизни, на звуки, запахи и вкусы.

- словесно-логическая память – мысли и язык.

2)       по характеру целей деятельности:

- непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-либо запомнить;

- произвольная  память – целенаправленный процесс запоминания.

3)       по продолжительности закрепления и сохранения материала:

- кратковременная память – очень краткое сохранение памяти;

- долговременная память – длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения;

- оперативная память – процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Виды запоминания:

- непреднамеренное запоминание – запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов.

- преднамеренное запоминание – человек ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено, и использует для этого приемы запоминания.

- механическое запоминание – предметы, события, образы, движения запоминаются в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований.

- осмысленное запоминание – понимание внутренних логических связей между частями материала.

 

15.     Мышление как психологический феномен.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление соотносит данные ощущения и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в связях и отношениях.. Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления – этим определяется специфический путь мышления ко все более глубокому познанию бытия.

Всякое мышление совершается в обобщениях. Таким образом, мышление – движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному.

 

16.     Виды мышления.

Логическое мышление – человек, опираясь на коды языка, становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные задачи.

Операции с помощью которых человек осуществляет мыслительную деятельность:

Анализ – мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.

Сравнение – установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Абстракция – субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных.

Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному и с целью раскрытия содержания.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Предметно – действенное мышление – задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов.

Наглядно-образное мышление -  оперирование образов. Этот вид позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы.

Словесно – логическое мышление -  функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Благодаря данному виду мышления человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

 

17.     Воображение и творчество.

Воображение, как основа всякой творческой деятельности, проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и технической творчество. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Воображение представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Виды воображения:

-пассивное воображение – бывает: преднамеренное (создает образы, не связанные с волей – грезы), непреднамеренное (наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, сне и т.д.).  

- активное – бывает: воссоздающим (создание образов, соответствующих описанию) и творческим (создание нового оригинального образа, идеи).

 

18.     Роль фантазии в развитии личности.

1)       представление действительности в образах для использования их при решении творческих задач.

2)       Регулирование эмоционального состояния.

3)       Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.

4)       Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме.

5)       Планирование и программирование деятельности.

С помощью воображения можно управлять многими психофизиологическими состояниями организма.

 

19.     Формы переживания чувств.

Чувства – переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Чувственный тон – эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранение или устранению.

Эмоция – непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства (наслаждение, восхищение).

Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

Причины страсти могут быть разные. Они могут определяться осознанными убеждениями (страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений, могут быть патологическими.

Особую форму переживаний представляют собой высшие чувства. Они подразделяются:

Нравственные чувства – переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнений этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.

Эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей, в искусстве.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"