Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология и педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель выделил еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь.

Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались.

Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения: Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (церковное влияния на все стороны жизни общества), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Так возник новый этап - патристика, учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. С этого времени и почти до XII-XIII вв. церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний.

Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIII вв. оно начало изменяться.. В это время стали появляться первые светские университеты. Грамотными уже были не только монахи, но и аристократия купцы и ремесленники. Появилась и сильная светская власть, которая подчинила себе церковную.

Именно в это время зародилась схоластика, которая развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь.

Большое влияние на психологию Средневековья начинали оказывать работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное.

К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью.

Так к XI-XII вв. в науке начал возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением в психологии и философии Нового времени.

В то же время психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой.

В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения.

На вере основывались способы лечения некоторых психосоматических заболеваний (например, истерии), которые использовались многими священнослужителями в средние века.

В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.

Развитие психологии в новое время : С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.

Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Продолжил попытку вновь соединить тело и душу человека голландский философ Б. Спиноза. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического (особенно психики человека) на его основе.

Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке.

Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано.

Появление строго объективных методов исследования и изменение предмета психологии сказались и на понимании новым поколением психологов понятия «душа». Так как в объяснении фактов психической жизни она уже не играла прежней роли, то, согласно принципу Оккама, психология в то время и не испытывала нужды в использовании этого понятия в своих исследованиях. Однако в этом случае необходимо было найти другой подход для объяснения активности тела, выявить новый источник энергии для внутренней и внешней активности. Этому и помогли законы механики, открытые современной для того времени физикой, законы И. Ньютона. Именно они и были использованы Декартом для обоснования первой в истории психологии теории рефлекса, которая со временем получала все большее обоснование в открытиях в смежных с психологией областях науки и стала одним из постулатов современной психологии.

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Тело стало объектом экспериментального изучения.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

 

8.        Основные психологические школы (их отличия).

В самом начале XX века возникло мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Это направление наз. бихевиоризм. Его “отцом” принято считать Джона Уотсона: требовал исключить все понятия субъективной психологии сознания.

Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Отныне она включала доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания отношения.
Изменились и психологические эксперименты. Они ставились преимущественно на животных—белых крысах.

Тема обучения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы.
Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Вместе с тем он ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней духовной (как в прежние времена), но и внешней, телесной реальности. Сторонники этого направления рассчитывали, опираясь на данные экспериментов, объяснить законами научения любые естественные формы поведения людей.

Следующее течение философии носит название – гештальтпсихология. В переводе она означает – организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Основоположником данного учения стал В.Келлер. Келлер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. Ученым этого течения представляли, что психология, опираясь на законы гельштапа, станет точной наукой – физикой. Но данная школа распалась в предвоенные годы, так как ученые были неспособны разработать единую схему анализа психической реальности.

Затем широкое значение в психологии заняли учения З. Фрейда, основоположником псиоанализа. В работах Фрейда в качестве психологической проблемы был поставлен вопрос и сексуальной жизни человека. Фрейд предложил новую модель учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трех компонентов: Ид (оно), эго (я), супер-эго (сверх я). По Фрейду организм и общество являются материалом из которого либидо лепит свои формы.

Одним из больших исследования в области психологии стали наблюдения Ж. Пиаже. Его учения внесли большой вклад в область развития интеллекта ребенка. Пиаже выдвинул положение о генетическом методе как руководящим методологическом принципе психологического исследования.

Наиболее широким течением является течение – когнитивная психология. Ее представителями являются У. Найссер, А. Павийо. Ученые отводят главную роль в поведении субъекта знаниям. Основное понятие данного вида психологии – «схема».Она представляет собой имеющийся у человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях.

Другое крупное направление носит название – гуманистическая психология. Основатели данного течения хотели исправить идеи бихевиоризма и психоанализа и создать боле жизненную психологию. Целью личности стало – самоосуществление, самоактуализация..

Яркий представитель данного течения – А.Маслоу. Он считал, что человек должен реализовывать то, что в нем заложено, то, что он может.

Значительный вклад в развитие психологии внесли отечественные ученые:

Выготский Л.С. – ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека.

А.Н. Леонтьев – провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования психических функций как процесс вращивания высших форм в субъективные структуры психики человека.

П.Я. Гальперин – рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях.

 

9.        Отечественная психологическая мысль 20 века.

Основоположником отечественной психологии считается И.М. Сеченов. Он воспринимал психологию как науку о происхождении психической деятельности, к которой он относил восприятие, мышление, память.  В работах Сеченова впервые в истории психологии не только явления и процессы сознания  и бессознательной психики, но и весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его телесные взаимодействия.

«Сеченовские» идеи послужили толчком для развития идей таких ученых как Павлова И.П. и Бехтерева В.М.. Их трудами был утвержден приоритет рефлексологического подхода.

В советский период произошло развитие многих областей науки – физики, математике, биологии также и в психологии. В психологии возникают новые направления – судебная психология, педология, зоопсихология и т.д.

В 30-е года постановление ЦК ВКП(б) запретило все психологические исследования.

К 60-м годам психологии была отведена роль в разделе физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистко-ленинской психологии. Психика понималась как свойство материи мозга отражать действительность в форме психических образов. Единственно возможной мировоззренческой основой психологии был диалектический материализм. Реальность духовного как самостоятельной сущности не признавалась.

Значительный вклад в развитие психологии внесли отечественные ученые:

Выготский Л.С. – ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека.

А.Н. Леонтьев – провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования психических функций как процесс вращивания высших форм в субъективные структуры психики человека.

П.Я. Гальперин – рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях.

В настоящее время в психологии существует несколько направлений:

Марксистски ориентированная психология, западнически ориентированная психология, духовно ориентированная психология.

 

10.     Методы исследования в современной психологии.

Метод – способы, посредством которых познается предмет науки.

              Оганизационный метод – устанавливает связь и зависимость между явлениями разного типа.

Состоит из:

- Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

- Сравнительный метод – рассмотрение отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов.

- Суть поперечных исследований состоит исследованиях одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, уровней развития, различными свойствами личности.

              Эмпирические методы – наблюдения и самонаблюдения, экспериментальные методы, психодиагностические, анализ продуктов деятельности, биографический метод:

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"