Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология и педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

- обучение и воспитание- стороны целесообразно организованного процесса социализации человека;

- обучение принадлежит в основном к интеллектуальной стороне человека, а воспитание – эмоционально-практической его стороне.

- обучение и воспитание – процессы взаимосвязанные и дополняющие друг друга.

Обучение будет воспитывающим только тогда, когда наряду с учебными целями будут ставиться и цели воспитания.

Единство обучения и воспитания определяется природой педагогического процесса, включающего в себя целенаправленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.

 

              44. Воспитание и его общие закономерности.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Закономерности.

- Среди закономерностей функционирования и развития воспитания необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе  воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности.

- Закономерностью воспитания, связанной с его центрацией на развитие личности, обусловлен и такой метапринцип, как природосообразность воспитания - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.

- Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания - принцип его культуросообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры

- Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов.

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода предполагает преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Естественно, что при этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношением к учащимся, к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности.

- В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход - непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату.

- Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией и такого метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики

 

              45. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Образовательная функция.

Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.

Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитывающая функция.

Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.

Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Развивающая функция.

Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.

В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

 

              46.Характеристика форм организации учебной деятельности.

Формы организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Виды форм обучения обусловлены различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др.

В истории педагогики и образования наибольшую известность получили три основные организационные системы обучения:

- индивидуальная:

Система индивидуального обучения сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально.

 

- классно-урочная:

К. Д. Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части урока:

Первая часть - переход от пройденного к новому и

Вторая часть - решение основной задачи и является определяющей, центральной частью урока.

Третья часть -  подведение итогов проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.

Особенности данной формы обучения:

1. постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовленности;

2. каждый класс работает  в соответствии со своим годовым планом;

3. учебный порцесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных частей;

4. каждый урок посвящается только одному предмету;

5. постоянное чередование уроков;

6. руководящая роль учителя;

7. применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся.

- лекционно-семинарская системы:

С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарская система обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.

Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике высшего и послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др.

 

              47. Классификация методов обучения.

Метод обучения – совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развитые его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой.

1.        Методы этапа восприятия-усвоения

Рассказ – монологическая форма изложения учебного материала педагогом или учащимися.

Объяснение – монологическая форма изложения, обеспечивающая выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей с другими событиями или явлениями.

Беседа – диалогическая форма изложения и освоение учебного материала.

Лекция – монологический способ изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися.

Демонстрация – способ обучающего взаимодействия педагога с учениками на основе показа в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними проблем.

Иллюстрация – применяется учителем в целях создания у учащихся с помощью средств наглядности четкого и ясного образа изучаемого явления.

Самостоятельная работа с источниками – работа учащихся с учебником, книгой, документом, компьютером.

2.        Методы этапа усвоения – воспроизведения

Проблемная ситуация – создается постановкой перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, повышенной активности мыслительных способностей.

Игровая ситуация – вовлечение в условную развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием, содержащую изучаемые знания, умения, навыки.

Учебная дискуссия – организуемый педагогом обмен мнениями, в котором учащиеся отстаивают субъективные точки зрения по изучаемому вопросу.

Лабораторный эксперимент – воспроизведение учителем и учащимися в условиях лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.

Упражнение – отработка умения или навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.

Взаимообучение – метод взаимодействия между самими учащимися, основывающийся на разности их теоретической и практической подготовленности, развития способностей и заключающийся в обмене информацией, в совместной отработку умений и навыков, взаимопроверке прочности усвоения.

Опорный конспект – обеспечивает взаимодействие учителя и учащегося на основе предельного обобщения, кодирования, усваивания знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков.

Опросно-ответный метод – выявление уровня обученности и развития учащихся, закреплении знаний путем задания вопросов учителем.

Зачетно-экзаменационный метод – взаимодействие учителя и учащегося с помощью монологических ответов, на заранее заготовленный вопросы и задания.

3.        методы этапа учебно-творческого выражения.

Самостоятельный поиск – метод обучения, который позволяет преподавателю, опираясь на багаж знаний учащихся, навыков, ставить перед ними творческую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты.

Метод художественного исполнительства – совместная деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального усвоения эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, отношение к действительности.

 

              48. Проблема оценки качества образования.

На основе анализа практики и документации учреждений общего образования можно выделить следующие проблемы в оценке качества образования, которые требуют своего решения.

Проблема 1. Неоднозначность в определении самого понятия – «качество образования».

Качество образования это:

- соответствие результата извне заданным целям;

- мера реализации потенциальных возможностей личности.

Исходя из этого, операции контроля соответствия результатов извне заданным целям должны дополниться процедурами экспертизы (оценки) качества образования с точки зрения реализации потенциальных возможностей личности обучающихся. Формой организации экспертизы качества образования в образовательном учреждении является педагогический консилиум, который должен устойчиво войти в практику образовательных учреждений.

Проблема 2. Отсутствие единой системы критериев и показателей оценки качества образования. Исходные положения в определении критериев:

- критерии оценки качества образования должны определяться в соответствии с целями функционирования образовательного учреждения,

- оценка результативности возможна только во взаимосвязи критериев.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"