Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 14:49, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи детской практической пихологии
Предметом детской практической психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза.
Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие, совершенно необходимо детскому психологу.

Вложенные файлы: 1 файл

дпп шпаргалки.docx

— 227.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Вторая профессиональная зона психологического кабинета — пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.

Мебель

и оборудование

Мягкий диван или кресло (малогабаритные)

Стимульный

материал

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам

Технический

материал

Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал

Вспомогательный материал

Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники)


 

 

Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятелъностей психолога.

Мебель

и оборудование

Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности)

Технический материал

Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера

Вспомогательный материал

Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности

Интерпретационный материал

Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности


 

Безусловно, трудности финансового и материально-технического обеспечения большинства дошкольных учреждений государственного типа влияют на условия профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения психологической службы достаточно реальна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический инструментарий Выделяется два основных вида психологического инструментария применительно к практической деятельности психолога. Это специфический вид психологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровождать или технически обеспечивать психологическую деятельность. Дальнейшая дифференциация средств и материалов осуществляется в соответствии с видовой принадлежностью.

Классификация психологического инструментария

Специфический инструментарий

Неспецифический инструментарий

Стимульный

материал

Набор по типу «Коробочка форм»

Объемные геометрические фигуры (куб, призма, цилиндр, шар, конус)

Складывающиеся

пирамидки

Разъемная  матрешка

3—4 набора последовательностей сю-

жетных картинок

Наборы карточек, объединенных за-

данным признаком (групповым и др.)

Печатный материал со схемами, матрицами, контурными и образными изображениями

Набор плоскостных геометрических фигур различной формы, цвета и размера

Интерпретационные средства

Шкалы, таблицы, графики, профили,

сетки перевода количественных данных в качественные характеристики

Компьютерные

программы по соотнесению, сравнению и интерпретации данных, полученных в результате психологического взаимодействия

Технический материал

Цветные карандаши, фломастеры,

акварельные краски, альбомные листы разного формата, цветная бумага, ножницы и пр. (см. параграф 2.1)

Вспомогательные средства

Дискеты и CD-диски с воспроизведением музыкального и вербального сопровождения кор-рекционно-диагностической деятельности

Атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями

Некоторые виды наборов для конструирования и моделирования

Мячи и игрушки по половой дифференциации и пр. (см. параграф 2.1)

 


 

Так, практический психолог, работающий только в русле деятельностного подхода, оперирует методиками, концептуальной основой которых является развитие ведущих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означает, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное решение поставленных задач в процессе: изобразительной деятельности ("Пиктограмма", "Дорисовывание фигур" и др.), деятельности конструирования ("Рыбка"), предметной деятельности ("Пирамидки", "Матрешка" и др.), вербальной деятельности ("Дополнение фраз", "Три желания" и др.) и игровой деятельности ("Игровая комната"). И наоборот, психолог-практик, теоретической основой деятельности которого является психодинамический подход, оснащен инструментарием, обеспечивающим механизм проекции личностно-эмоциональных особенностей: фотографиями с растушеванным изображением - CAT*, размытыми цветными пятнами - методика Роршаха, установками изображения - "Рисунок семьи", "Рисунок несуществующего животного" (

Практический психолог, объединяющий в своей деятельности несколько теоретических подходов, работающий в поликонцептуальном профессиональном пространстве, использует методическую и тестовую базы в зависимости от запроса и психологической проблемы.                                  

Таким образом, востребованность различных технологий в работе практического психолога обязывает его к подготовке соответствующего психологического инструментария как специфического, так и неспецифического.

Требования к специфическому виду психологического инструментария.Прежде всего, это требование соответствия. Речь идет о соответствии оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимульному и интерпретационному материалу. Так, в методике "Самое непохожее" заложены геометрические фигуры круга и квадрата определенного размера и цвета (красный и синий). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике "Последовательность картинок" серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть "доработаны" прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения.

Далее - требование комплектации. Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов. Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных.

Кроме того, психологический инструментарий может быть определен как монофункциональный. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого. Психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала (комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.

Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как о средстве профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.

 

 

 

7.Документация  детского практического психолога

Вся рабочая документация, с которой работает психолог, может быть поделена на три группы. Это нормативная, специальная и организационно-методическая документация. 
 
   Нормативная документация. Данный вид документов является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм. 
 
   1. Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации об образовании – правовая база для работы специалистов образовательной сферы. 
 
   2. Конвенция ООН о правах ребенка в качестве основных задач выделяет: 
 
   • охрану здоровья ребенка, психологического, физического и социального благополучия; 
 
   • повышение роли женщины и социальной значимости семьи; 
 
   • обеспечение базового образования и грамотности; 
 
   • оказание помощи и поддержки детям, находящимся в особо трудных условиях, и пр. 
 
   3. Положение о психологической службе в системе образования. Данное положение разработано Министерством образования РФ (№ 636 от 22 октября 1999 г.) и определяет цели и задачи службы, организационные аспекты и обеспечение службы, основные направления деятельности службы. Подробно с содержанием документа можно ознакомиться в приложении 3. 
 
   4. Положение о практическом психологе. Данный документ определяет основы профессиональной деятельности практического психолога. К ним относятся: 
 
   • требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам практического психолога; 
 
   • принципы этического кодекса психолога; 
 
   • права и обязанности практического психолога. Данное Положение представлено в приложении 4. 
 
   5. Квалификационная характеристика практического психолога образования, в которую включены должностная инструкция и стандарт специалиста (приложение 5). 
 
   6. Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением. 
 
   Специальная документация. Специальная документация обеспечивает содержательную и процессуальную стороны профессиональной деятельности практического психолога. В пакет специальной документации входят документы, находящиеся в свободном доступе для различных пользователей (свободная или открытая документация) и документы, с которыми работает только психолог (закрытая документация). 
 
   1. Свободная (открытая) документация: 
 
   • карты и истории психического развития детей; 
 
   • психологические характеристики детей; 
 
   • выписки из психологических заключений и карт развития. 
 
   2. Закрытая документация: 
 
   • коррекционные карты; 
 
   • протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед и т. п. 
 
   С основными формами ведения перечисленных документов можно ознакомится в параграфах 6.4 и 8.4 настоящего пособия. 
 
   Организационно-методическая документация. Организационно-методическая документация отражает организацию, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога. Она определяет как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство. 
 
   1. Рабочая документация : 
 
   • хронометраж рабочего времени психолога в образовательном учреждении; 
 
   • график работы практического психолога в образовательном учреждении; 
 
   • годовой план работы психолога (стратегия профессиональной деятельности); 
 
   • дифференцированный план работы психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); 
 
   • журнал и бланки психологических запросов. 
 
   2. Отчетная документация : 
 
   • аналитический отчет о работе педагога-психолога; 
 
   • отчет психолога о проделанной работе по итогам за год.

 

7.Документация  детского практического психолога

Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях детского дошкольного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы практического психолога от просветительско-консультационной, профилактической до коррекционно-диагностической деятельности.

Комплект (пакет) документации практического психолога детского дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.

Нормативная документация - это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят:

  • Закон Российской Федерации об образовании.
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Положение о психологической службе в системе образования.
  • Положение о практическом психологе.
  • Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).
  • Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением

Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации .При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и администрация детского учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации

.Специальная документация - это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития. Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида - коррекционные занятия. карты (истории) психического развития; психологические характеристики, выписки из психологических заключений и карт развития - свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель - ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"