Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 14:49, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи детской практической пихологии
Предметом детской практической психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза.
Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие, совершенно необходимо детскому психологу.

Вложенные файлы: 1 файл

дпп шпаргалки.docx

— 227.66 Кб (Скачать файл)

     Содержанием заключительного в рассмотрении блока психопрофилактических воздействий является самовыражение, направленное на социально-личностную компетенцию детей. Практический материал данного блока составлен из выразительных этюдов и имитационных игр для одного, двух, нескольких детей и тренингов смоделированных ситуаций. Ограниченное число активно участвующих не оставляет остальных детей группы в бездействии. Имитационные игры и смоделированные ситуации могут быть использованы как мини-представления для пассивно участвующих (зрителей). Представление может служить стимулом к беседе-обсуждению поведенческих реакций, стиля взаимоотношений со сверстниками, а также своеобразной "загадкой-пантомимой". "Актерский" и "зрительский" состав необходимо периодически менять с целью поддержания игровой мотивации. При формировании "актерского" состава рекомендуется учитывать индивидуальные особенности детей, наличие потребности демонстрации и навыков имитационно-выразительной деятельности. В "актерской" группе должен быть один "ведущий актер" с перечисленными качествами. Некоторые этюды и игры сопровождаются музыкальным сопровождением. При отсутствии заданного музыкального произведения возможна его замена (при условии сохранения характера и программного содержания произведения).

   На основе имитационно-выразительной деятельности может быть организована совместная деятельность воспитателя и детей при фронтальной, подгрупповой и индивидуальной формах организации. Воспитатель по мере необходимости может вносить изменения в программное содержание или проведение игры (индивидуальный поступок ребенка, негативные проявления в поведении детей, конфликты и т.д.). Игры с музыкальным сопровождением легко ложатся на структуру музыкальных занятий, что положительно отражается на их разнообразии.

      Оптимальный режим психопрофилактических мероприятий в условиях дошкольного учреждения - ежедневное проведение с чередованием форм и видов психопрофилактических воздействий в зависимости от возрастной группы:

- двигательно-расслабляющая деятельность (от 5 до 10 минут);

- двигательно-организующая деятельность (от 5 до 10 минут);

-имитационно-выразительная деятельность (от 10 до 30 минут).

    Высокие результаты по психофизическому оздоровлению детей достигаются при совмещении психопрофилактических мероприятий с функционированием бассейнов, саун, фитобаров, аэрофито-салонов в форме комплексных процедур (см. Приложение 19).

   Таким образом, в результате систематической коррекционно-профилактической деятельности практического психолога в условиях дошкольного учреждения становится возможным скорректировать и предупредить отклонения в психике детей, тем самым обеспечив их полноценное и своевременное развитие.

13.Психологическое просвещениекак одно из направлений деятельности детского практического психолога в условиях ДОУ


В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках И Пр.

Воспитатели, учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников, учеников. Это же можно сказать и о многих родителях, которые при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять.

В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр.

Поэтому практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.

Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — воспитателей, учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:

*  знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными  закономерностями и условиями  благоприятного психического развития  ребенка;

t популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

*  формировать потребность  в психологических знаниях, желание  использовать их в работе с  ребенком или в интересах развития  собственной личности;

*   знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

*  достичь понимания  необходимости практической психологии  и работы психолога в детском  учебно-воспитательном учреждении.

Условием образовательного направления просветительской работы является терминологическая и содержательная адаптированность знаний для лиц, не имеющих специальной подготовки.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов.

Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным познанием и половой идентификацией, техническими информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры, "томагочи"). Для воспитателей - развивающие программы для детей, симптоматика нарушений и отклонений в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.

Важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного детского сада, данной школы, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

 

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используются и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. Кроме того, в распоряжение родителей может быть предоставлена библиотека с подборкой психологической литературы по вопросам семьи и брака. Для воспитателей может быть подготовлена подборка психолого-педагогической литературы

 

 

 

 

 

 

  Психологическое просвещение – неотъемлемая часть работы психолога ДОУ и представляет собой приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. Задачи просвещения можно сформулировать следующим образом: 
 
   • знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного развития дошкольников; 
 
   • популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 
 
   • формировать у взрослых потребность в психологических знаниях, желание использовать их в целях психического развития дошкольников или же в интересах развития собственной личности. 
 
   Психологическое просвещение призвано повысить психологическую культуру педагогов и родителей, формировать у них потребность и желание сотрудничать с психологом, обеспечить их информацией по психологическим проблемам. Как отмечает А.А. Осипова (2002), овладение психологической культурой имеет большое значение, так как позволяет человеку решать многие проблемы самостоятельно, используя рекомендации специалистов-психологов. Психологическая культура подразумевает заботу личности о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать другим людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: самопознание и самооценку; познание других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями, общением. Задача психолога в психологическом просвещении – сформировать названные компоненты у своих реципиентов. 
 
   Психологическое просвещение педагогов нацелено на получение ими профессионально и личностно значимых знаний, позволяющих эффективно формировать социальный опыт детей, развивать у них способность осмысления своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения, закреплять навыки самоконтроля; поощрять в детях внимательное отношение друг к другу, взаимопонимание и уверенность в собственных силах. 
 
   Просвещение родителей должно помочь им находить приемлемые формы общения с ребенком, понимать его проблемы, создавать условия для его полноценного личностного развития. 
 
   Работа с педагогами и родителями осуществляется в виде лекций, тематических выставок психологической литературы, бесед, семинаров, участия в родительских клубах, выпуска психологических газет, размещения информации в уголке психолога или родительских уголках. 
 
   Просвещение детей в дошкольный период весьма затруднительно, так как у них еще не сформирован необходимый уровень рефлексии и познавательных процессов. Однако некоторыми специалистами предпринимается попытка внедрить отдельные элементы просвещения детей в условиях ДОУ. Детям прививаются первичные знания о правилах общения со сверстниками и взрослыми, о половых различиях в поведении и общении, о способах выхода из трудных ситуаций. В этом случае психологом используются интересные для детей формы работа (игра, беседы, конкурсы), а психологическая информация сообщается на адаптированном, доступном для детского понимания языке. 
 
   Основным условием высокой эффективности просвещенческой работы является восстребованность предоставляемых психологических знаний, их реальная необходимость для решения актуальных проблем дошкольного учреждения.

 

 

14.Психологическая  профилактика как одно из направлений  деятельности детского практического  психолога в условиях ДОУ


 

   Психологическая профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение у детей возникновения отклонений в психическом развитии, социально-психологической и личностной дезадаптации. 
 
   И.В. Дубровиной (1998) выделены основные психопрофилактические задачи, решаемые психологом ДОУ. Во-первых, это соблюдение в детском учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического и личностного развития ребенка на каждом возрастном этапе. Во-вторых, своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его развитии, поведении и отношениях. В-третьих, предупреждение возможных отклонений в связи с переходом с одной возрастной ступени на другую. 
 
   Становление личности ребенка и его отношений с миром не всегда протекает гладко и может порождать ряд проблем. В связи с этим перед психологом стоит задача предупреждать отклонения, которые могут возникать у ребенка в следующих случаях: 
 
   • период адаптации ребенка к детскому саду; 
 
   • следствие неприятия ребенком воспитателя; 
 
   • следствие обиды или страха, переживаемых ребенком по отношению к ровесникам или взрослым; 
 
   • следствие несоответствия желаемого ребенком ролевого статуса в группе и реального статуса. 
 
   Кроме того, урон личностному развитию дошкольника могут нанести ситуации резкой блокады каких-либо важных потребностей или же незаслуженные наказания, оскорбления, обман со стороны взрослых, ущемление Я ребенка. В этих ситуациях у ребенка появляются неадекватные формы реагирования: реакции оппозиции и «нигилизма», а также гиперкомпенсация. 
 
   Профилактический подход к возможным отклонениям в психическом и личностном развитии может выражаться в соблюдении следующих правил: 
 
   • доброжелательность, терпеливость к ребенку и понимание его состояния; 
 
   • личный пример взрослого в различных проблемных ситуациях; 
 
   • достаточное внимание детям чрезмерно активным, легко возбудимым, предоставление им возможности реализовать свою активность; 
 
   • предоставление возможности побыть в одиночестве, снять психоэмоциональное напряжение детям астенизированным, быстро утомляемым; 
 
   • постепенная и последовательная тренировка у детей способности к самоконтролю и саморегуляции в ситуациях преодоления препятствий. 
 
   На сегодняшний день выделяются три вида профилактической работы. 
 
   Первичная психопрофилактика. Направлена на психологически благополучных детей и взрослых и заключается в предотвращении у них возникновения психических нарушений, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации. 
 
   Вторичная психопрофилактика. Направлена на детей и взрослых, имеющих какие-либо отдельные нарушения психического или личностного развития и заключается в предупреждении неблагоприятного течения нарушений, неадекватного реагирования на него со стороны самого клиента. 
 
   Третичная психопрофилактика. Направлена на детей и взрослых, имеющих какие-либо серьезные и, как правило, системные нарушения. Работа заключается в борьбе с самоизоляцией человека, с его стремлением отделиться от других людей, с сопротивлением против включения в полноценную социальную жизнь. 
 
   Профилактическая работа может принимать различные формы, основными из которых являются психопрофилактическая диагностика, развивающая работа с детьми, психогимнастика, тренинговые занятия с педагогами и т. д. Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех детей детского сада (чаще с помощью метода экспертных оценок) с целью выявления детей групп риска и планирования дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ними. 
 
   Развивающая работа обладает серьезным профилактическим потенциалом, так как вовремя актуализированные и целенаправленно развиваемые психические и личностные качества позволяют находиться ребенку в рамках возрастной нормы или же опережать ее. Использование психогимнастики в качестве профилактического средства связано с высокой психофизической ослабленностью и социальной уязвимостью современных детей, снижением уровня их психосоматического здоровья. В связи с этим рекомендуется вводить в повседневную жизнь детского сада систему типа «Психогимнастика», включающую в себя три блока: двигательно-расслабляющий (релаксационный), двигательно-организующий (регуляционный) и имитационно-выразительный (идентификационный) (Е.И. Изотова, 2000). Данные блоки призваны содействовать психомышечному расслаблению, снятию психоэмоционального напряжения и тренировке психомоторных функций. Оптимальный режим подобных мероприятий – ежедневное проведение с чередованием форм и видов психопрофилактических воздействий в зависимости от возрастной группы: 
 
   • Двигательно-расслабляющая деятельность (5–10 мин). 
 
   • Двигательно-организующая деятельность (5–10 мин). 
 
   • Имитационно-выразительная деятельность (5–30 мин). 
 
   Важным профилактическим условием является психоэмоциональная стабильность педагогов, работающих с детьми. В связи с этим психопрофилактика нервных срывов у педагогов становится одним из направлений работы психолога. С этой целью используются тренинговые и релаксационные занятия, обучение педагогов способам саморасслабления.

 

 

15.Психологическая  консультация как одно из направлений  деятельности детского практического  психолога в условиях ДОУ


 

Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение "реального" запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения  - индивидуальная консультация.

. Психологическуя консультация  проводиться тогда, когда проблема уже имеется, и нужно оказывать помощь. При этом необходимо сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения и только потом пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.

Консультативная работа в детском саду, школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.

Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему.

Очень часто, как показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами консультируемого — в результате оба оказываются неудовлетворенными консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы психолог обеспечил им быстрое решение проблемы, дал ответ, совет и, главное, подтвердил их собственное восприятие ситуации. Это относится и к воспитателям, и к учителям, с этим постоянно сталкиваются психологи. Педагоги часто испытывают чувство бессилия, сталкиваясь с особенностями тех или иных детей. Причину имеющихся трудностей они стремятся искать, как правило, в недостатках семейного воспитания, не подвергая сомнению свои профессиональные умения и личностные качества. Поэтому во время консультации они нередко сопротивляются активному вовлечению в продуктивный процесс решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого (консультанта). Психолог не должен в таком случае идти на поводу у педагога.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"