Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 14:49, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи детской практической пихологии
Предметом детской практической психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза.
Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие, совершенно необходимо детскому психологу.

Вложенные файлы: 1 файл

дпп шпаргалки.docx

— 227.66 Кб (Скачать файл)

5. Многие методики требуют специального "стимульного материала", т.е. карточек, текстов, картинок, которые предлагаются ребенку. Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны; при несоблюдении их или изменении самого материала Вы получите совершенно иной результат.

6. Существуют так называемые  субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные  ключи и рассчитанные по баллам  варианты ответов, другие требуют  не количественной, но качественной  интерпретации; хотя работать с  ними труднее, часто эти методы  дают более важные данные о  психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними  надо проявлять особое внимание  и сверять полученные результаты  с показателями, полученными в  других тестах.

7. Никогда не пытайтесь  давить на ребенка, т.е. работать  с ним без его добровольного  желания. Отвержение ребенком ситуации  обследования может нарушить  весь процесс диагностики и Вы получите неверные результаты. Старайтесь также не подчеркивать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к напряженности, скованности и также нарушит объективность полученных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе этой игры сосредоточиться, принять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать его данной деятельностью и добиться внимания к ней.

 

 

10. Психодиагностика как одно из  направлений деятельности  детского  практического психолога в условиях  ДОУ.


Психодиагностика - это разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (научно-исследовательская деятельность), а также их использование с прикладными целями (научно-практическая деятельность).

Применительно к дошкольному возрасту психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребёнка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения.

Предметом психологической диагностики в условиях ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Задачи выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника;

дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям.

Условия проведения:

наличие специально оборудованного помещения: лишено ярких красок, необычных предметов; комната тихая, светлая;

детали обстановки: мало предметов, которые могут отвлекать внимание ребёнка, усадить его лицом от окна, демонстрируемый материал должен предъявляться горизонтально;

необходимо использовать приёмы установления контакта, например, предварительное совместное рисование с ребёнком, побуждение ребёнка к самостоятельной деятельности;

при наличии установленных дефектов необходимо использовать специальный стимульный материал (нарушение зрения, косоглазие - используются картинки с крупным изображением, имеющим чёткую структуру);

время проведения обследования: младший возраст - до 15 минут, старший возраст - до 30 - 35 минут.

Психодиагностические данные используются для: 
- составления психолого-педагогической характеристики ребенка, 
- определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии, 
- для выбора средств и форм сопровождения психического развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями. 
Принципы построения и организации психодиагностики  
в образовательном учреждении:

---  Соответствие выбранного диагностического подхода и методик целям психологической службы образования

-- Результаты диагностики формулируются на педагогическом языке.

--- Прогностичность диагностического исследования. Желательно на основе полученных результатов построить прогноз (однако это не всегда возможно).

-- Учет развивающего потенциала метода.

-- Экономичность процедуры.

 Процедура психологического  обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:

1. Подготовительный этап:

-- составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинскими работниками;

-- тсоставление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребёнка на основе анкетирования родителей;

-- составление педагогического анамнеза на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребёнком;

-- составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребёнка.

2. Адаптационный этап:

-- знакомство с ребёнком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

3. Основной этап:

-- тестирование. Существуют традиционные правила тестирования детей дошкольного возраста. Они заключаются в следующем:

-- удержание единой пространственной позиции психолога и ребёнка («глаза в глаза»). Она обеспечивается отсутствием доминанты роста взрослого и организуется в детском пространстве (детский стол и стульчик и т. д.);

- предоставление первоначального свободного выбора сферы деятельности («игра», «рисунок», «общение»). Он обеспечивается созданием поля возможностей для ребёнка;

-- чередование сфер деятельности. Оно обеспечивается сменой видов деятельности, на основе которых построены тесты (общение - конструирование - движение - рисование);

--регламентирование временное. Общее время тестирования может длиться от 30 минут до 1 часа в зависимости от возраста ребёнка;

-- регламентация интеллектуальной нагрузки. Она обеспечивается пропорциональным соотношением (заданным количеством) интеллектуальных тестов в диагностическом комплексе (не более трёх в одной процедуре с чередованием средств: вербальных и невербальных);

-- регламентация личностно-эмоциональной нагрузки. Она обеспечивается пропорциональным соотношением (заданным количеством) проективных тестов в диагностическом комплексе (не более трёх в одной процедуре с чередованием средств: ассоциативных и экспрессивных); дублирование тестов (методик) общей диагностической направленности.

-- Оно обеспечивается использованием различных методических средств для подтверждения результатов. Может осуществляться и дублированием диагностических методов (наблюдения, беседы);

-- варьирование процедуры тестирования. Оно обеспечивается недирективными инструкциями и сменой структурных этапов тестирования, использованием всех видов помощи при решении тестовых заданий. Данное правило осуществляется по мере необходимости при осложнениях адаптации к процедуре обследования, определённых личностно-эмоциональных особенностях ребёнка (тревожность, аутичность и т. п.)

4. Интерпретационный этап:

-- составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

5. Заключительный:

-- констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

-- рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.

В практике психодиагностической работы обычно используются 3 схемы: 
1. Диагностический минимум. Подбирается ряд портативных методик, с помощью которых диагностируются все дети группы. Это обследование определяет особенности развития когнитивной, эмоциональной, личностной сферы, нормативы развития. Выделяется группа детей с трудностями в развитии. 
2. Первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития ребенка. 
3. Углубленное психологическое обследование ребенка. 
Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста 
1. Низкий уровень развития сознания и самосознания. Произвольность, внутренний волевой контроль, опосредованность речью познавательных процессов развиты очень слабо, поэтому осуществляя психодиагностику детей младшего дошкольного возраста следует иметь в виду то, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. У детей 4-х лет и более появляются элементы произвольности, но доминирует непроизвольность. Диагностика может быть двоякой: 
- изучение природных непроизвольных познавательных психических процессов, 
- обнаружение и описание произвольных. 
2. Низкое самосознание. Дети до 4-х лет слабо осознают свои личностные качества, не в состоянии дать оценку своего поведения. Нет четкого представления о своих достоинствах и недостатках. Методы поведенческой и личностной диагностики не должны включать в себя задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание и самооценку. В 4-6 лет можно предлагать личностные и поведенческие опросники, но дети оценивают себя в ограниченных предметах, выделяя те свойства личности и поведения, на которые неоднократно обращали внимание взрослые. Опросники должны оформляться с учетом экспертной оценки со стороны взрослых, родственников. 
3. Повышенная утомляемость. Серия заданий не должна быть длинной и требовать много времени. Чем меньше возраст, тем более кратким должно быть время.  
При работе с детьми дошкольного возраста важно учитывать особенности их возрастного развития. Для детей раннего возраста психодиагностика должна быть только объективной, основное средство сбора информации -  наблюдение, основной метод - естественный эксперимент. Наилучшие результаты достигаются во время наблюдения за предметно-манипулятивной деятельностью ребенка. 
При работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду развитие межличностного общения и изменение форм активности. Наблюдение может проводиться в сюжетно-ролевой игре. Можно опираться на данные самооценки. 
Старший дошкольный возраст - возникают первые рефлексивные способности, умение играть в игры с правилами (произвольность). Можно применять методики более старших возрастов, но при этом делается определенная скидка на недоразвитие некоторых процессов, качеств и форм поведения

 

11.Методы  психодиагностики детей дошкольного  возраста :наблюдение, тестирование, анкетирование и опрос, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

 
Метод наблюдения

Метод наблюдения - один из главных в работе с детьми

Прежде чем начать наблюдение за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется, и какие результаты в конечном итоге должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели.

 

Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все зависит от того, что и как наблюдать. В связи с этим выделяют несколько вариантов наблюдения.

Во-первых, оно может быть сплошным и выборочным.

Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным.

В-третьих, наблюдение может быть одноразовым и длительным.

Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. Но этот метод имеет ряд недостатков, главный из которых - его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокой психологической образованности исследователя и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получение фактов. Исследователь вынужден ждать, пока интересующие его явления не возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что еще ему неизвестно, проходит мимо его внимания.

Метод эксперимента

В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения  достоверной информации о психологии и поведении ребенка, в особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными.

Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры или привычных для ребенка занятий - рисования, конструирования, отгадывания загадок и т.д. Дети не должны подозревать, что игры, которые им предлагают, специально организованы для их изучения

Специфика эксперимента в детской психологии заключается в том, что экспериментальные условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности. Необычные лабораторные условия могут смутить ребенка и вызвать отказ от деятельности. Поэтому эксперимент с участием детей должен быть приближен к естественным условиям жизнедеятельности ребенка.

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты.

 Тест- это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка За  выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного  отношения экспериментатора. Предварительно для каждой возрастной группы определяются возрастные нормы выполнения каждого задания (т.е. какой балл соответствует трех-,четырех- или шестилетнему возрасту). Сравнение результатов, показанных ребенком, с возрастной нормой позволяет определить, нормально ли для своего возраста развит ребенок или его развитие отклоняется от нормы (отстает или опережает). С помощью теста можно выявить результат решения той или иной задачи, но невозможно определить качественные особенности (или способ ее решения). Свои интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют во время тестирования лишь тогда, когда их участие в тестировании непосредственно стимулируется привлекательными для ребенка способами, например получением поощрения или какой-нибудь награды.

 Важной особенностью  практического применения тестов, которую следует принимать в  расчет в выводах, делаемых о  детях, является привыкание к  тестам, а также относительная  изменчивость, не постоянство их  результатов.

. Все эти факторы необходимо  принимать в расчет в выводах  о ребенке, делаемых на основе  его тестирования. И если мы  хотим определить, действительно  ли со временем интересующее  нас психологическое качество  вменилось, то при повторных его  проверках желательно точно воспроизвести  первоначальные условия исследования.  . Каждый тест должен удовлетворять  таким основным требованиям, как  объективность, валидность и надежность.Объективность психологического теста предполагает независимость первичных показателей, их оценки и интерпретации от поведения, личностных особенностей и субъективных суждений экспериментатора.Валидность психологического теста означает степень измерения определенного свойства, для диагностики которого данный тест предназначен. Надежность психологического теста означает степень точности измерения определенного свойства, для диагностики которого этот тест предназначен. Предметом тестирования в рамках детской психологии могут являться любые психологические характеристики ребенка – познавательные процессы, психические состояния, личностные свойства, отношения. Тестирование с детьми дошкольного возраста также проводится в игровой форме с опорой на наглядный материал.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"