Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2015 в 14:56, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи психологии. Классификация отраслевой психологии. Этапы развития психологии как науки.
В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека, т.е. его психика.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 244.33 Кб (Скачать файл)

Беседа - это неэкспериментальный метод психологического исследования, который предусматривает прямое или косвенное накопление информации путем вербального (словесного) общения. Беседу можно использовать не только как метод сбора первичной информации о человеке в процессе общения с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы, но и как метод изучения и выяснения индивидуально-психологических особенностей личности (склонностей, интересов, степени воспитанности, отношения человека, к жизненным явлениям, собственным поступкам и др.).

В ходе беседы могут применяться следующие типы вопросов:

- ориентировочно-психологические - используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы  к другой;

- вопросы-фильтры - дают возможность  выяснить некоторые детали из  жизни испытуемых;

- контрольные вопросы - предназначены  для проверки достоверности полученной  информации.

Преимущество хорошо спланированной беседы или другого опроса не только в том, что они дают более достоверные результаты, но и в том, что ответы можно обрабатывать статистически. Так, при массовых обследованиях, результаты которых затем подвергаются статистической обработке, используется стандартизированная беседа с точно сформулированными вопросами. Каждый вопрос при этом имеет четкую целевую установку, что дает возможность затем осуществить содержательную интерпретацию ответов.


Интервью является одним из видов беседы и относится к наиболее старым и широко распространенным методам получения информации о людях, предполагающим планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда условных вопросов или вербальных стимулов. Интервью как специфическая форма беседы применяется с целью получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и др.

Интервью можно разделить на структурированное и неструктурированное. В интервью первого типа вопросы тщательно сформулированы и умело выстроены в нужном порядке. В неструктурированном интервью, наоборот, вопросы размещены так, чтобы у испытуемого оставалась определенная свобода в ответах.

Интервью проводится не только в индивидуальной, но и в групповой форме. Групповое интервью приближается по форме к групповой дискуссии.

Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. испытуемого. Цель опроса - определить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях, явлениях действительности.

Анкета - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.

Анкета - это опросный лист, составленный определенным образом с учетом содержания вопросов, формы их предъявления (открытые, требующие полного развернутого ответа, и закрытые, требующие ответа «да» или «нет»), а также количества и порядка следования. Порядок следования вопросов чаще всего устанавливается методом случайных чисел.

Анкетирование может быть устным или письменным, проводиться в индивидуальной или группой форме, однако во всех случаях оно должно отвечать требованиям репрезентативности и однородности выборки.

Анализ продуктов (результатов) деятельности (творчества) - это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Это метод эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности.

Особенность данного метода в том, что исследователь не вступает в контакт с самим испытуемым, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности. Использование этого метода основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика человека не только формируется, но и проявляется в деятельности.

Изучение продуктов труда заключается в психологическом анализе различных поделок, рисунков, сочинений, творческих работ и др. Данный метод широко используется в педагогической психологии в форме анализа сочинений, конспектов, комментариев, выступлений и др., в детской психологии - в форме анализа рисунков, поделок и др.

Социометрия (социальное измерение) - это исследовательский метод, позволяющий изучать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы. Метод был разработан Дж. Морено, модификация теста проведена Я. Л. Коломинским. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены малой социальной группы относятся друг к другу (взаимные симпатии-антипатии).

Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной социальной группы.

Форма проведения может быть индивидуальной и групповой. В зависимости от возрастного состава групп и специфики исследовательских задач применяются разнообразные варианты самих процедур исследования: «Выбор в действии», «Поздравь товарища». Полученные в ходе исследования данные заносятся в социометрическую матрицу, на основании которой составляется социограмма - специальный рисунок, диаграмма, отражающая целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов, ожидаемых выборов, а также рассчитываются различные коэффициенты отношений.

Психодиагностические методы (тесты)

Метод тестов (от англ. test – испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида. Основоположниками тестирования считаются Ф. Гальтон, Ч. Спирмен, Р. Б. Кеттелл, А. Бине, Т. Симон.

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты:

- позволяют дать оценку  индивида в соответствии с  поставленной целью исследования;

- обеспечивают возможность  получения количественной оценки  на основе квантификации качественных  параметров личности и удобства  математической обработки;

- являются относительно  оперативным способом оценки  большого числа неизвестных лиц;

- способствуют объективности  оценок, не зависящих от субъективных  установок лица, проводящего исследование;

- обеспечивают сопоставимость  информации, полученной разными  исследователями в отношении  различных испытуемых.

Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, выявленные в результате предварительного тестирования определенной группы лиц. Здесь необходимо учитывать, что переносить интерпретацию полученных результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.

Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им, в отличие от наблюдения, большую объективность результатов. Стандартизация теста заключается в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий.

Надежность теста означает согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повтор ном тестировании при помощи того же теста или его эквивалентной формы.


Валидность теста - это степень, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен. Тест представляет собой систему заданий, предъявляемых испытуемому, и определяется как стандартизованное измерение. Тест помогает:

- выявить наличие (отсутствие) определенных способностей, знаний, умений, навыков;

- наиболее точно охарактеризовать  некоторые качества личности;

- установить степень пригодности  для какой-либо работы и др.

Тесты по своей природе весьма разнообразны.

Одним из вариантов теста может быть опросник. Тест-опросник - это система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Опросники используются, например, в целях психодиагностики, когда от испытуемого требуется самооценка его поведения, привычек, мнений и т.д. Задание обычно выступает как прямая реакция на вопросы, на которые надо ответить путем согласия или опровержения. Возможности для ответа в большинстве случаев заданы и требуют лишь отметки в виде крестика, кружочка и т.п.

Недостаток опросника состоит в том, что испытуемый может симулировать или диссимулировать те или иные свойства личности. Преодолеть указанный недостаток (хотя и не полностью) исследователь может посредством контрольных вопросов, контрольных шкал, шкал «лжи». Опросники применяются преимущественно для диагностики характера, качеств личности (например, экстраверсии-интроверсии, интересов, установок, мотивов).

Проективные тесты – это совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном переносе субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов, ценностей.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям или объектам. Подобные методы позволяют людям «проецировать» на неопределенный материал свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни. Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы обнаруживаются признаки подавленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее «внутренние» аспекты.

Особенностью работы с проективными методами является то, что интерпретация во многом зависит от квалификации и опыта психолога.

Экспериментальные методы

Эксперимент - один из главных методов современной психологии; это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения их связей между собой и обстоятельствами жизни человека. Эксперимент - это метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Основные признаки эксперимента:

- активная позиция исследователя; это означает, что исследователь  может вызвать психическое явление  столько раз, сколько необходимо  для проверки выдвинутой гипотезы;

- создание заранее продуманной, искусственной ситуации, в которой  изучаемое свойство проявляется  лучше всего и его можно  точнее и легче оценивать.

Многократное повторение опытов (серий экспериментов) и достаточное количество испытуемых позволяют проверить гипотезы о закономерных связях между явлениями посредством применения специальных математических методов.

Результаты каждого опыта записываются в протокол, где даются общие сведения об испытуемых, фиксируется характер экспериментальной задачи, время опыта, данные об экспериментаторе, результаты эксперимента, как количественные, так и качественные, особенности поведения испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т.д.

Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах: лабораторном, естественном, констатирующем, формирующем.

Наиболее точным и доказательным считается лабораторный эксперимент, который осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

В лабораторных экспериментах исследуются особенности ощущений и восприятия, быстрота реакции на различные раздражители, объем внимания и др. В указанном случае данные измеряются и регистрируются автоматически, с большой объективностью и точностью. Однако недостатком является отсутствие естественности и жизненности, поскольку необычные условия лаборатории нервируют испытуемого, вследствие чего он может показать не такие результаты, как в естественных условиях, и полученные данные будут иметь весьма ограниченный характер.

Естественный эксперимент - это эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается.

Отличительной особенностью естественного эксперимента, по мнению А. Ф. Лазурского, является то, что испытуемый не подозревает, что над ним проводится эксперимент. Благодаря этому он ведет себя естественно, отпадают смущение и преднамеренность ответов, часто свойственная испытуемому в лабораторном эксперименте. Естественные эксперименты используются при исследовании всех психических процессов и свойств личности испытуемых.

Констатирующий эксперимент - это эксперимент, в процессе которого исследователь ставит задачу выявить уровень сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, т.е. определить актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

В формирующем эксперименте, в отличие от перечисленных выше видов эксперимента, выдвинутая гипотеза проверяется в процессе активного воздействия на испытуемого, которое приводит к возникновению новых психологических качеств или к изменению существовавших ранее. Это воздействие может включать создание специальных условий, применение таких методов обучения и воспитания, которые должны привести, согласно предположению исследователя, к определенным изменениям в психике или личности испытуемого. Возникновение запланированных новообразований означает, что мы научились управлять определенной стороной психического развития, и выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"