Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2015 в 14:56, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи психологии. Классификация отраслевой психологии. Этапы развития психологии как науки.
В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека, т.е. его психика.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 244.33 Кб (Скачать файл)

Таким образом, молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются достижение идентичности и близости и выбор профессионального пути.

Близость представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Истинная близость без достижения собственной идентичности невозможна, к последней же ведет постепенная реализация своего потенциала, всех своих возможностей и способностей.

Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свой потенциал, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.

В период ранней взрослости наиболее важное место в жизни человека занимает освоение профессиональной деятельности и самосовершенствование, налаживание межличностных контактов, в частности, создание собственной семьи, а также проведение свободного времени и досуговой деятельности, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности.

Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самоопределения личности. В соответствии с восприятием своих физических особенностей, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками целостной Я-концепции формируются факторы, определяющие эмоциональное благополучие личности.

Я-концепции мужчины и женщины имеют некоторые различия. Так, Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской – более социализированной. У мужчин Я-концепция отличается большей направленностью  на самоактуализацию в творчестве. У женщин Я-концепция, наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации, содержит семейную направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Понятие группы. Виды групп. Развитие малой группы.

 

Понятие группы.

Слово “группа” итальянского происхождения (появилось в конце 17 в.). В Италии термин из области изящных искусств “gruppo» обозначал несколько симметрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного происхождения.

Активное исследование групп в психологии началось в 1930-х годах Именно тогда К. Левин провёл первые в США лабораторные исследования групповых процессов. Благодаря К. Левину в социальной психологии появились такие понятия, как «тип лидерства», «групповая сплочённость».

Одна из проблем социальной психологии связана с определением того, что же такое группа. Очевидно, что не всякую совокупность людей, даже собравшихся в одном месте, можно считать группой.

Г.М. Андреева даёт следующее определение группы: группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.

Наиболее общим признаком группы является осознание индивидами своей принадлежности к группе («мы-чувство»), противопоставление «Мы»- «Они» (Э.Бёрн, Дж. Тёрнер):

К. Левин предлагает более конкретный критерий определения группы: суть группы во взаимозависимости её членов, т.е. группа представляет собой динамическое целое: изменения в одной её части влекут за собой изменения в другой её части.

В совокупности различные авторы выделяют следующие признаки группы:

  • наличие структуры;

  • наличие организации;

  • активное взаимодействие членов группы;

  • осознание себя членами группы как единого целого, как «Мы»

В связи с этим наиболее удачным считается определение Дж. Мак-Граса: группа – это объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определённой мерой активности взаимодействуют друг с другом.

 

Виды групп.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.

 

Развитие малой группы

В социальной психологии разработано несколько моделей группообразования.  Одной из наиболее известных является стратометрическая концепция А.В. Петровского. Она представляет группу как состоящую из трёх слоёв (страт), каждая из которых характеризуется определённым принципом построения отношений между членами. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое (ядре группы) развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами  группы единых целей групповой деятельности. Это слой соответствует высшему уровню развития группы, т.е. его наличие позволяет констатировать, что данная группа является коллективом.

Процесс формирования группы и ее дальнейшего развития понимается здесь как процесс все большего сплачивания ее, и не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности.

В соответствии с общими установками концепции деятельностного опосредования межличностных отношений А.В.Петровский выделяет в своей типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X) и 2) общественная значимость групповой деятельности (Y). В зависимости от содержания совместной деятельности, т.е. от целей, задач, принципов, значимости групповой деятельности, А.В. Петровский предлагает следующую иерархию уровней развития групп и соответственно их виды:  диффузная группа,  ассоциация (просоциальная или асоциальная), корпорация,  и кооперация

Рис. 3. Типология групп в рамках психологической теории коллектива (АВ. Петровский)

 

Диффузная группа (5) — общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями и ценностями. В ряде случаев совместная деятельность в диффузной группе вообще отсутствует. Например, случайное собрание людей в очереди, в автобусе.

Просоциальная ассоциация (2) — группа, где межличностные отношения незначительно опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности. Например, учебная группа в начале обучения, терапевтическая группа в начале лечения у врача.

Коллектив (5) — группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Коллектив понимается как высший уровень развития социальной группы, т.е. интересы организации являются для членов группы преобладающими.

Корпорация – группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счёт других групп. Примером может быть фирма, направленная на получение прибыли.

Асоциальная ассоциация (4) —общность, где взаимоотношения людей мало опосредствуются общим содержанием совместной деятельности. Если такое опосредствование и есть, то асоциальный характер деятельности лишает ее общественной значимости и направляет ее по пути реализации узкой личной выгоды каждого из членов группы. К примеру, компания агрессивно настроенных подростков.

Антиобщественная корпорация (3) — это группа, в которой межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для ее членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Это максимально структурированное социально-психологическое объединение, замкнутое в себе, противопоставляющее себя другим общностям. Например, организованная и активно действующая мафия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Социальный статус  и социальная роль индивида  в группе

 

Из УМК

  Важным параметром  характеристики группы является  положение в группе индивида  в качестве ее члена.

Любой человек занимает в группе несколько позиций.  Каждая из этих социальных позиций, связанная с определенными правами и обязанностями, называется статусом (отвечает на вопрос: Кто он (или она)?).

Человек может иметь несколько статусов, из которых один является главным. Статус может быть: 1) прописанным (данным от рождения – пол, раса, фамилия и т.д.) и 2) достигнутым (определяется тем, что человек осуществил в своей жизни - муж, писатель). Некоторые статусы сочетают прописанные и достигнутые элементы (доктор философских наук).

Основанием для неравенства статусов являются различия между людьми. Статусной может стать любая характеристика отличающая одного человека от других (в студенческой группе – «самый умный», «самый справедливый», «комик», «секс-символ» и т.д.)

Для выявления статуса индивида в группе применяется социометрическая методика.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Отвечает на вопрос: «Что он  (она) делает?»).

Каждый статус обычно включает ряд ролей (например, человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведет себя со студентами, другими преподавателями, ректором). Можно выделить:

  1. формальные роли (служат для функционирования различных общественных институтов и социальных структур),

  1. неформальные роли («семейный клоун», «душа общества», «козел отпущения»).

 Совокупность ролей, соответствующих  данному статусу, называется ролевым набором. Итак, человек может исполнять несколько ролей в различных жизненных ситуациях. Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять противоречащих требованиям двух и более ролей называется ролевым конфликтом. Пути его преодоления: разделить роли во времени, признать одну роль более важной, чем другая, юмор.

Появление ролей связано с феноменом «групповых ожиданий»: всякий член группы не просто выполняет свои функции, каждая роль требует определенного перечня и качества их выполнения, а ее исполнитель обязательно воспринимается и оценивается другими.  Формирование ролей требует длительного взаимодействия между людьми, на основе которых формируются более или менее устойчивые образцы взаимодействия.

.

 

 

 

29. Феномены групповой  жизнедеятельности.

 

Группа оказывает постоянное влияние на своих членов, которое реализуется в феномене группового давления. Групповое давление – это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения группы на мнения и поведение индивида. Любое нарушение групповых норм  воспринимается общностью как угроза её существованию.  По этой причине группа оказывает давление на входящих в её состав индивидов с тем, чтобы они не нарушали групповые нормы. По отношению к «отклоняющимся» членам группы применяется наказание (уход от общения, бойкот и т.д.). Феномен группового давления в социальной психологии получил название конформизма.

Конформизм  – изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы.

Различают два вида конформизма.

  • Внешний конформизм  (уступка) имеет место в том случае, если мнение группы воспринимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться.

  • Внутренний конформизм (одобрение) – когда индивид действительно усваивает мнение группы.  Иногда именно этот вид конформного поведения называется подлинным конформизмом, поскольку он представляет собой преодоление конфликта с группой в пользу группы.

В исследованиях конформизма (С.Аш, С. Милграм) была обнаружена ещё одна возможная позиция индивида по отношению к влиянию группы – негативизм. В данном случае индивид во всём сопротивляется групповому давлению, отрицая все стандарты группы.  Однако является ли такая позиция подлинно независимой? Можно сказать, что это специфический случай конформного поведения, “конформизм наизнанку”: если индивид ставит целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, поскольку ему приходится быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (например, позиция негативизма у подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформизму, является не негативизм, а самостоятельность, независимость. Она может проявляться как так называемый рациональный конформизм, когда индивид принимает определённые нормы, соответствующие его ценностным ориентациям и убеждениям, и не принимает нормы, им не соответствующие.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"