Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2015 в 14:56, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи психологии. Классификация отраслевой психологии. Этапы развития психологии как науки.
В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека, т.е. его психика.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 244.33 Кб (Скачать файл)

Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.

Методы коррекционного воздействия

Существует большое разнообразие коррекционных методов, базирующихся на различных психологических концепциях, взглядах их авторов на природу человеческой психики.

  • Метод классического психоанализа исходит из того, что все психические недуги вызваны конфликтами, произошедшими с индивидом еще в детском возрасте. Суть таких конфликтов – во внутренней борьбе между «можно и нельзя», между осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями и мотивами поведения человека. Информация о таких конфликтах сохраняется в подсознании взрослого человека и в определенных ситуациях незаметно управляет индивидом. Целью психоанализа является вскрытие и сознательная (мысленная) переработка таких конфликтов, установление равновесного «мира» между сознанием и бессознательным психики личности.

  • Метод конфронтационной (поведенческой) психотерапии предусматривает организацию тренировочных встреч пациента с теми деструктивными ситуациями, которые обычно вызывают у него нарушения психического равновесия. Это тот принцип, который в житейской ситуации называют «клин клином вышибают». Если, например, человек испытывает постоянный страх при прохождении моста через реку, то психолог услужливо предоставляет ему возможность испытывать это чувство до тех пор, пока оно не утратит остроту. Такие сеансы могут, как реализовываться в реальных условиях, так и носить воображаемый характер. При этом психолог первое время всегда должен находиться вместе с пациентом. Технология метода предусматривает учет личности пациента при назначении программы тренировок.

  • Метод гипнотических воздействий предусматривает создание у пациента состояния неглубокого транса, т. е. состояния большой концентрации и удержания его внимания на каком-то объекте. В результате сознание изменяет ориентацию с восприятия внешнего мира на восприятие внутреннего. Такое измененное состояние сознания вызвано появлением очага возбуждения в коре головного мозга. Образующаяся доминанта подчиняет себе все соседние участки коры, постепенно выключая органы чувств. Человек «уходит в себя» через поле сужения внимания.

Дальнейшая роль гипнотизера сводится к тому, чтобы помочь пациенту как бы со стороны увидеть свои проблемы, но в новом, благополучном освещении. Вопреки существующему житейскому мнению состояние транса не означает потери контроля над собой. Транс делает доступным более глубокие пласты сознания без потери контроля над собой.

Если человек применяет технику фиксации внимания сам к себе, то этот процесс носит название медитации.

Метод аутотренинга. Здесь пациент сам влияет на состояние собственной нервной системы через эффекты самовнушения.

В качестве инструментов влияния на собственную психику используются факторы: тонус мышц, дыхание, чувственные образы и слово. Известно, что все эти факторы самым тесным образом связаны с работой мозга. Сознательным (волевым) изменением тонуса скелетных мышц (в сторону расслабления) оказывают влияние на уровень психической активности и текущее состояние нервной системы. Расслабление мышц осуществляется синхронно с изменением ритма дыхания. Формирование чувственного образа позитивного характера (через слуховые, зрительные или другие виды представлений) способствует появлению и доминированию позитивных психических состояний, мобилизации внутренней энергии. Аналогичное влияние оказывает мысленно произнесенное или озвученное слово в виде команд и утверждений, относящихся к самому себе.

Метод учит управлять своими мыслями, состоянием, настроением, видеть в окружающей среде больше хорошего, строить добрые отношения с коллегами и многое другое.

  • Метод группового тренинга - это большое разнообразие приемов воздействия на индивида, но все они используют принцип обучающего воздействия группового фактора. Метод опирается на социальную составляющую личности, подчиненную сфере общественных интересов, ценностей, правил и норм поведения. Чем больше индивид включен в общественную жизнь, тем большее влияние на него оказывают эти факторы. Особенностью метода является то, что поиск решений в ситуациях группового выбора возлагается на самих участников без какого-либо давления или подсказок со стороны психолога. Метод реализуется в таких формах, как групповые дискуссии, ролевые игры, групповые упражнения, решения конкретных ситуаций и др. При этом практикуется видеозапись процесса решения групповых задач.

Участники тренинга приобретают коммуникативные навыки, способность глубоко понимать других людей, повышают эффективность работы своих регулятивных механизмов поведения и т. д.

  • Метод нейролингвистического программирования (НЛП). Прежде всего, о самом названии. Слово «нейро» говорит о том, что в технике метода задействованы нейрологические процессы восприятия (через слух, зрение, обоняние и др.). Слово «лингвистика» указывает на то, что метод основан на использовании важнейшего элемента психики - языка. Слово «программирование» свидетельствует об особом способе организации работы обоих полушарий головно го мозга, об упорядочивании мыслительных и чувственных процессов. НЛП - способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы. Технология НЛП базируется на четырех основных практических положениях:

- на наличии у индивида доминирующих каналов приема информации;

- на эффекте рефлекторного  перемещения глаз;

- на процедуре «калибровки»  реакций собеседника;

- на приеме манипулятивного подражания собеседнику.

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие, а также оказывать влияние на личность человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК УРОВНИ ПСИХИКИ.

Сознание –высшая форма отражённого обобщения св-в и закономерностей окруж мира.

Функции:1. постановка целей деятельности

2. предварительное построение  действий. предвидение рез-тов своих действий.

3. разумное регулир поведения

4. формир опред отношен к окруж действит и людям.

Рефлексивное сознание – осознание, что сам человек может и должен стать для себя объектом познания.

Понятийное – развитие мышления, соединение мысли со словом.

Сознание – не единств уровень на котором представлены псих процессы, св-ва и состоян человека.

Бессознательное – явления, процессы и св-ва, которые по своему действию на поведение человека похожи на осознаваемы психически, но им не осознаются. (ощущение равновесия, мышечные, зрительные слуховые). Личностные проявления бессознательного – качества, интересы, потребности, которые человек не осознает, но которые ему присущи и проявляются в различных реакциях, действиях. Первая группа – ошибочные действия: оговорки, описки. Вторая – забывание имён, обещаний, событий, связанных с неприятными моментами. Третья – восприятие, память, воображение.

Предсознательное — это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. К этой области можно отнести, например, вспоминание всего, что человек делал вчера, имен, уличных адресов, даты завоевания Англии норманнами, любимой еды, запаха костра из опавших листьев и необычной формы пирога, съеденного на праздновании десятого дня рождения. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.

Сознательное – то,что мы осознаём в данный момент времени. Сознание управляет сложными формами поведения и требует сознательного контроля, когда:1. возникают проблемы, не имеющие очевидного решения.

2. нужно преодолеть физ-кое сопротивл на пути движения мысли

3. необходимо осознать  и найти выход из конфликтн ситуации

Такие ситуации возникают постоянно, поэтому сознание постоянно присутствует. Только переводя неосознанные импульсы в сознание можно добиться контроля над ними, приобр власть над своими поступками.

 

 

 

 

 

4.ОЩУЩЕНИЕ.ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Ощущение – отражение отдельн св-в предметов и явл при их непосредств воздействии на органы чувств. классификация: 1. внешние(экстероцентивные): а).контактные(осязательн, вкусовые, обонятельн)

Б). дистантные(слуховые, зрит,обонятельн)

Отражают св-ва предметов и явл окруж мира, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, располож на поверхности тела.

Зрительные – ощкщен цвета и света. Слуховые – речевые, музыкальн, шумы. Обонятельные – запахи. Вкусовые – сладкое, горьк, кисл, солён(зависят от обонятельн). Кожные – тактильн, темпераатурн. Осязательн – сочетание кожн и двигательных ощущений при соприкосн с предметами(ребёнок узнает мир – всё трогает).

2. Двигательные (Проприоцентивные) – отражают движение и расположение тела в пространстве благодаря рецепторам, располож в мышцах и связках и вестибулярн аппарате(равновесие(отвечает за него лабиринт во внутр ухе, где происходит колебание лимфы))

3. Внутренние(интероцептивные) – появляются, когда в организме происходят сбои, при воздействии раздражителя на рецепторы во внутр органах и тканях.(тошнота, боль, голод, жажда)

4. Болевые – защитная ф-ция организма, неблагополучие в организме.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение – нижний абсолютн порог ощущений. Верхн абсолютн порог – максимальная величина раздражителя, вызывающая вполне опред ощущение.

Приспособл к усл – 1)адаптация ощущений: а). полное исчезновение ощущения в процессе продолжит действия раздражителя.

б). притупление под влиянием действия сильного раздражителя.

в). Повышение чувствит под влиянием слабого раздражит.

2) взаимодействие ощущений  под влиянием взаимодействия  др органов чувств.

3) сенсибилизация – повышение  чувствит в рез-те взаимод анализаторов.

4). Синестезия – возникновения  ощущения для одного анализатора  под влиянием другого.

 

 

 

 

 

 

 

5.ОЩУЩЕНИЕ ИХ  СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Ощущение – отражение отдельн св-в предметов и явл при их непосредств воздействии на органы чувств.

свойствам относятся:

- качество — сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри данного вида (например, по цвету, насыщенности);

- интенсивность — количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

- продолжительность — временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью.

Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа.

Основные характеристики чувствительности анализаторов

Нижний порог ощущений — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний порог ощущений — максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно.

Диапазон чувствительности — интервал между нижним и верхним порогом ощущений.

Дифференциальный порог — наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается (закон Вебера).

Оперативный порог — величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Величина оперативного порога в 10—15 раз больше величины дифференциального порога.

Временной порог — минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

Латентный период реакции — промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

Инерция — время исчезновения ощущения после окончания воздействия.

Ощущения и их адекватность, или, иными словами, психологические возможности человека по приему информации, наиболее важны в деятельности тех людей, работа которых требует высокой степени точности: инженеров, врачей и т.д.

Чувствительность анализаторов непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий.

Органы чувств обладают свойством приспособления, или адаптации. Адаптация может проявляться и как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя, и как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности: слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные понижают.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации и синестезии. Сенсибилизация (лат. Sensibilis — чувствительный) — повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов — обонятельные и вкусовые ощущения.

Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, при воздействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"