Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2015 в 14:56, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи психологии. Классификация отраслевой психологии. Этапы развития психологии как науки.
В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека, т.е. его психика.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 244.33 Кб (Скачать файл)

Перечислим приемы и способы процесса воображения.

1. Агглютинация — «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

2. Акцентирование или заострение — выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.

  1. Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

  1. Схематизация — сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

  1. Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

Воображение различается у людей по нескольким признакам:

- яркости образов;

- степени их  реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;

- широте воображения;

- произвольности, т.е. умению подчинять воображение  поставленной задаче (высокоорганизованное  и неорганизованное воображение);

- типу представлений, которыми преимущественно оперирует  человек (зрительные, двигательные и т.д.);

 

17.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ИХ  КЛАССИФИКАЦИЯ.ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ.ХАРКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

 

18.Общая характеристика  эмоциональной сферы человека. классификация эмоциональных состояний

Эмоциональная сфера личности:

  • эмоции
  • чувства
  • эмоциональные состояния (фрустрация, настроение, аффект, страсть, стресс)

Эмоции представл собой один из немногих факторов внутренней жизни чел-ка, кот легко обнаруживаются довольно точно понимаются др людьми. В повседневности с эмоциональными проявлениями связывают все внешние реакции человека на происходящее вокруг него и с ним.

Эмоция в перев с лат означает «потрясаю», «волную».

Эмоциями наз переживания чел-ком своего отношения к тому, что он делает или познает, к др людям, к самому себе.

Эмоции -отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания; простое, непосредственное переживание в данный момент времени.

Чувства:

  • Более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека.
  • Предметны
  • Свойственны только человеку
  • Социально-обусловлены (чувства долга, достоинства, стыда, гордости)

Св-ва эмоций:

-  влияние их на физиологические  процессы.

- в эмоции всегда содержится  оценка действительности, причем  оценка субъективная – действительность  оценивается, исходя из потребностей  самого человека,

-тесная связь с потребностями,

- эм возникают непроизвольно, и наша способность их регулировать огранич,

- эм ориентирована на предмет, имеет опред направленность,

- эм не в полной мере осознаются чел, это касается как их направленности, так и самого их наличия и знака.

- эм могут генерализироваться, т.е. переноситься на сходные объекты или на всю ситуацию целиком.

Классификация эмоций (из лекции):

-по их содержанию (страх, радость, стыд, гнев, интерес, отвращение  и т.п.),

-по знаку (положительные или отрицательные),

-по влиянию на уровень  активности (возбуждающие или подавляющие),

-по влиянию на деятельность (организующие или дезорганизующие),

-по характерным особенностям  динамики (эмоциональный тон ощущения, настроение, чувство, аффект).

Эмоциональный тон ощущений - простейшая эмоциональная оценка стимулов, воздействующих на рецепторы, обычно по параметрам удовольствия – неудовольствия.

 

Эмоции чел-ка различ большим разнообр оттенков и св-в. Класифиц их можно след образом.

Эмоции:

  1. Ситуативные (радость, страх, волнение, досада);
  2. Познавательные (интерес, удивление);
  3. Социального взаимодействия (обида, гнев, жалость, смущение).

 

Все эмоции (и чувства) делятся на две основные группы:

  • Выраж положительное отношение чел-ка к объектам и явлениям действ-ти (удовольствие, радость, восторг, любовь и др);
  • Вызыв отрицательную реакцию чел-ка на что-либо (боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и др).

Таким обр, положительные эмоции – принятые для чел-ка чувства, отрицательные – непринятые.

Эмоции (и чувства) выполняют в жизни чел различные ф-ции:

  • Оценивающую- положительные и отрицательные эмоции показывают, как чел относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др);
  • Побуждающую – чувства чел могут подтолкнуть к действию, а могут препятствовать этому;
  • Регулятивную – то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Понятие темперамента. Свойства темперамента. Типы темперамента  иих характеристика.

Темперамент является одним из наиболее значимых биологически обусловленных свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий людей, которые обусловлены особенностям и биологического и физиологического строения, повторимостью социальных связей и контактов.

Темперамент (лат. temperamentum, являющийся переводом греч. krasis - надлежащее отношение частей) - это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.

В Древней Греции (Гиппократ в V в. до н. э.) предполагали, что определенное отношение жидкостей организма (крови: лат. sanguis - сангвиник, желчи - лат. chole - холерик, черной желчи - лат. melainachole - меланхолик, слизи - лат. Phlegma - флегматик) является причиной различий в психике и поведении человека. Эти названия темпераментов (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик) сохранились до сих пор, но прежние представления об органической основе психологических различий между людьми имеют теперь чисто исторический интерес.

Представления о биологических основах темперамента менялись на протяжении веков. Согласно конституционной типологии Э. Кречмера (ХIХ в.), темперамент человека объясняется особенностям и его телосложения, и всоответствии с этим выделяются следующие названия темпераментов: шизотимик, иксотимик, циклотимик.

Э. Кречмер выделял четыре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик.

Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, ноги длинные и худые.

Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

Диспластики — люди с бесформенным, неправильным строением тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С первыми тремя типами строения тела Э. Кречмер соотнес три выделенных им типа темперамента, которым он дал следующие наименования: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Шизотимик, имеющий лептосоматическое (астеническое) телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к новой обстановке. В отличие от него, иксотимик, обладающий атлетическим телосложением, проявляет себя как спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными мимикой и жестами, с невысокой гибкостью мышления. Он часто характеризуется мелочностью. У циклотимика, который обладает пикническим телосложением, эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Едва возникнув, конституциональные концепции стали объектом острой научной критики. Основной недостаток этого подхода состоит в том, что в нем недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел благодаря работам И. П. Павлова. Он доказал, что в основе темперамента лежат особенности функционирования нервной системы. Его работы явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента В. Д. Небылицыным, Б. М. Тепловым, В. М. Русаловым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.ПОНЯТИЕ О  ХАРАКТЕРЕ .СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА.АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА.

Характер (греч. charakter- чеканка, примета, особенность) - это совокупность устойчивых психических свойств и особенностей человека, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер человека проявляется в деятельности:

1) как человек относится  к другим людям (общительность, принципиальность, правдивость, тактичность);

2) как человек относится  к себе (себялюбие, эгоцентризм, самоотверженность),

3) как человек относится  к делу (добросовестность, исполнительность, энтузиазм, ответственность);

4)как человек относится  к вещам (аккуратное обращение, неаккуратное  обращение).

Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся:

- к воле (решительность, уверенность, неуверенность);

- к чувствам (жизнерадостность, угнетенность);

- к особенностям мышления (легкомыслие, вдумчивость).

Следовательно, различают в структуре характера следующие черты (по Н. Ф. Фиденко):

  1.  интеллектуальные черты (сообразительность, любознательность);

  1.  эмоциональные черты (впечатлительность);

  1.  волевые черты (решительность).

Черта характера - психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных ситуациях.

Акцентуация характера - это чрезмерная выраженность отдельной черты (или отдельных черт) характера на фоне других, как результат усиления одних черт и ослабления других.

Понятие «акцентуация» было введено в психологию К. Леонгардом. Классификация типов акцентуаций характера представляет значительную сложность и не совпадает у разных авторов (А. Е. Личко, Э. Фромм).

Все исследователи характера отмечают, что он может быть выражен в большей или меньшей степени. Это относится и к чертам характера, каждая из которых имеет разную количественную степень выраженности.

Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, крайние варианты нормы рассматриваются исследователями как акцентуации характера. Отклонение акцентуаций от средней нормы порождает для их носителей некоторые проблемы и трудности.

Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений на работе, в учебе и в семье.

Немецкий ученый К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций характера. Его классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Типы акцентуаций характера разбиваются К. Леонгардом на две группы по принципу акцентуации свойств либо характера, либо темперамента. К акцентуации свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы. Остальные варианты акцентуаций (гипертимный, дистимный, циклоидный, тревожный, эмотивный, экзальтированный, экстравертированный и интровертированный) он относит к акцентуациям темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.ПОНЯТИЕ О  СПОСОБНОСТЯХ.ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности (ряда деятельностей), обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности, однако не сводимые к знаниям умениям и навыкам.

За время научного изучения способностей было сделано большое количество попыток создать различные классификации видов способностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"