Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 00:24, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии.
2. Методы возрастной и педагогической психологии, возможности их использования в работе руководителя.
3. Движущие силы психического развития ребенка: характеристика основных факторов.
4. Взаимодействие обучения и развития.

Вложенные файлы: 1 файл

билеты возрастная психология.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности развития человека на всех возрастных периодах

Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека. Возрастная психология исследует закономерности развития человека на разных этапах его индивидуальной жизни, конкретнее: возникновение и развитие психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, речи и т.д.) и состояний у детей, подростков и взрослых, становление различных видов деятельности (игры, обучения, труда, общения), формирование психических качеств личности, возрастные возможности усвоения знаний, основные факторы формирования и развития личности и т.д. А кроме того, изучение движущих сил индивидуального развития психики.

Предметом педагогики является функция общества – воспитание (процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям).

Задачи 

2. Методы возрастной и педагогической  психологии, возможности их использования в работе руководителя.

Возрастная психология использует два метода получения психологических  фактов: наблюдения и эксперимент. Наблюдение – метод продолжительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей человека, которые проявляются в его деятельности и поведении, на основе их непосредственного восприятия. Объектом наблюдения обычно становятся отдельные стороны психической деятельности ребенка, например особенности речи, мышления и т.д. Наблюдения должно отвечать ряду требований, основными из которых являются целенаправленность, планомерность, систематичность, объективность, фиксирование полученных данных с последующим их анализом и др. Методы наблюдения делятся на целевые и выборочные, долго- и краткорсрочные, коллективные и индивидуальные, явные и скрытые. Эксперимент – специально создает условия из-за которых возникают ожидаемые психические процессы, акты поведения ребенка в повторении их для проверки истинности своих заключений, в изменении этих условий с целью выявления их влияния на течение исследуемых процессов. Отличают природный и лабораторный эксперимент. Лабораторный проводится в специально созданных условиях. Например изучение условных рефлексов ребенка, изменение дыхания, пульса в зависимости от эмоций, скорости протекания различных реакций… Дает возможость учитывать условия, вести контроль за ходом и этапами, количественно оценивать результаты. Природный эксперимент проводится в естественных для ребенка условиях игровой, учебной трудовой и прочих видах деятельности. Широко используется для исследования возрастных, индивидуальных особенностей развития восприятий, памяти, мышления, способностей, волевых действий и пр. С этой целью детям предлагают выполнить различные виды заданий (перцептивные, мнемоничные, мыслительные), а в процессе и по результатам выполнения делают заключения про их психические особенности. Особый вид природного Э. – формирующий, когда динамика психической деятельности человека простэжуеться как результат активного влияния экспериментатора.

Тесты – системы заданий, которые дают возможность измерить уровень развития данного качества личности. ( Тесты креативности, личностные, интеллекта и т.д.)

3. Движущие  силы психического развития ребенка:  характеристика основных факторов

Нельзя понять закономерностей  онтогенеза человека на основании данных лишь биологии или же этнографии или  психологии. Природная основа создает  предпосылки этого процесса, а  основными факторами психического развития выступает социальная среда, в первую очередь целенаправленное обучение и воспитание. Следует отделять генетически унаследованные психические функции (задатки) от чрезвычайно сложной психической деятельности человека, которая формируется на протяжении всей жизни.

Психическое развитие определяется единством внешних и внутренних условий. К первым относят условия природной и социальной среды, в которых человек проживает, учится, работает. Внешние и внутренние условия не только противостоят, но и взаимосвязаны, переходят одни в другие. Так появляется «интериоризация» практических, языковых действий, формируется способность оперировать объектами мысли. Внутренние противоречия между новыми потребностями и достигнутым уровнем развития – движущая сила развития психики. Внешний опыт переходит во внутренний план, а деятельность, которая обеспечивает его усвоение, меняется по форме от внешней, практической к внутренней, умственной. Человеческая психика развивается как система, что сама себя совершенствует. Постоянно разрушается и обновляется равновесия между организмом и средой, причем состояние равновесия временное, а процесс уравновешивания постоянный. Противоречия, которые при этом возникают, принуждают организм к активности, направленной на их преодоление, но обновление равновесия. Снятие одних противоречий приводит к появлению других и т.д. Психика, сознание ребенка таким образом развивается в результате ее собственной деятельности по освоению объективной реальности, деятельности вызванной взаимоотношениями с взрослыми.

Так, существуют расхождения между желаемым, ожидаемым, и реальным.

4. Взаимодействие  обучения и развития

Решающая роль в возникновении  высших психических функций принадлежит  процессу овладения ребенком общественного  опыта. Выготский сформулировал  тезис о единстве обучения и умственного развития. О том, что хорошо организованное обучение способствует развитию. Что оно вызывает к жизни психические процессы, которые без этого вообще не могут возникнуть и не возникают. Экспериментальными исследованиями была доказана ведущая роль обучения в развитии чувственного познания, практической деятельности и самостоятельной регуляции поведения, памяти, мышления и речи. В целом процесс обучения можно разделить на три взаимосвязанных стороны: развитие знаний и способов деятельности во время обучения; развития психологических механизмов использования усвоенных способов; развитие общих характеристик личности (направленности, психологической структуры деятельности, сознания и мышления).

Включение в содержание обучения специальных средств (эталонов, моделей) приводит  к принципиальным изменениям тех  стадий интеллектуального развития, которые традиционно рассматривались как абсолютные и неизменные (так логические операции, которые по мнению Пиаже, развиваются лишь к 11-12 годам, стают доступными для дошкольников при условии использования образцов-эталонов для группирования предметов по определенному признаку.

Для управляющей обучением  деятельности характерна сложная психологическая  структура, состоящая из цели (представления о том, что должно получиться в результате деятельности), мотива (то, для чего выполняется деятельность), операции и способа, необходимого для превращения объекта, объект (материал, превращение которого приводит к необходимому результату), результат (прогрессивные психические изменения у учеников как субъектов деятельности.

5. Основные  закономерности психического развития  ребенка

Психическое развитие человека проходит ряд периодов, последовательная смена  которых необратима и предусмотрена. Каждый период (возраст) – это своеобразная ступень психического развития с собственными относительно стойкими особенностями. Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью психических и физиологических изменений и являющаяся общей для всех людей.  Для каждого возрастного периода существует своя социальная ситуация развития (определенное соотношение внешних условий и внутренних процессов развития личности). Кризисы – переходы от одного этапа детского развития к другому, характеризуются общими чертами: дети становятся раздражительными, капризными, конфликтными.

Различают 11 возрастных периодов психического развития человека: 1) от 0 до 1 – младенчество; 2) от 1 до 3 – раннее детство; 3) от 3 до 6 – дошкольник; 4) от 6-7 до 10-11 – младший школьник; 5) 10-11 – 14-15 – подросток; 6) 15-18 – ранняя юность; 7) 18-25 – поздняя юность; 8) 25-35 – ранняя зрелость; 9) 35-45 (50) – зрелость; 10) 50-70 – поздняя зрелость (пожилой возраст); 11) 70 - … - старость.

6. Понятие возраста  в психологии

см. вопрос 5

7. Основные  механизмы смены возрастных периодов  развития

Различают 11 возрастных периодов психического развития человека: 1) от 0 до 1 – младенчество; 2) от 1 до 3 – раннее детство; 3) от 3 до 6 – дошкольник; 4) от 6-7 до 10-11 – младший школьник; 5) 10-11 – 14-15 – подросток; 6) 15-18 – ранняя юность; 7) 18-25 – поздняя юность; 8) 25-35 – ранняя зрелость; 9) 35-45 (50) – зрелость; 10) 50-70 – поздняя зрелость (пожилой возраст); 11) 70 - … - старость.

Кризисы – переходы от одного этапа детского развития к другому, характеризуются общими чертами: дети становятся раздражительными, капризными, конфликтными.

8. Понятие о  социальной ситуации развития  ребенка

 

9. Психическое  развитие ребенка в младенческом  возрасте, его значение для последующей

жизни

0-3 месяца (фаза новорождения) – социальная ситуация развития: полностью зависит от взрослого, спит с мамой; ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с близкими родственниками; новообразования: новый способ дыхания, питания, работают безусловные рефлексы, выработка условных рефлексов (на время кормления, на сухое белье), зрительная сосредоточенность, ориентировочный, защитные рефлексы, комплекс оживления (эмоциональная и двигательная реакция при общении с взрослыми)

3-12 месяцев – социальная ситуация развития: 1) ребенок вызывает взрослого на активность; 2) появляется отношение к взрослому и предметам; 3) появляется физическая эмансипация; ведущая деятельность: эмоциональное общение с взрослым; новообразования: эмоциональное самоощущение (первый элемент самосознания), хватательный рефлекс, возникновение чувства привязанности (3 этапа чувственной привязанности: 0-3; 3-6; 6-12 – не идет к чужому на руки); держание головы, сидение, ползание, прямохождение, начало формирования речи; кризисы: удовлетворение ребенком своих физиологических потребностей, в результате чего развивается доверие либо недоверие к окружающему миру.

10. Психологические  особенности развития ребенка  в дошкольном возрасте

см. вопрос 11.

11. Психологические  особенности личности дошкольника (от 3 до 6 лет)

Социальная ситуация развития: Ребенок приучается к многим видам труда (трудовая, изобразительная, конструкторская деятельность) общение ребенок-ребенок; ведущая деятельность: игровая деятельность. Игра – есть способ отображения окружающей действительности. Отдельные трудовые задания; новообразования: увеличение роста и веса, соподчинение мотивов, усовершенствуется восприятие, мышление (образно-языковое), усвоение моральных норм, формирование произвольного поведения (с целью), словарный запас достигает 3,5-4 тыс. слов, появляется «внутренняя речь»; кризисы: кризис «самостоятельного «Я»», кризис 4-5 лет: конфликт между инициативностью и чувством вины (от отношения родителей к поведению детей зависит формирование инициативности или безинициативности)

12. Психологические особенности  шестилетних детей

Важным следствием психического развития дошкольника  является формирование психологической готовности к школьному обучению. В сложном комплекс качеств, из которых складывается такая готовность, можно выделить мотивационный, умственный и эмоционально-волевой компоненты. Большинство детей мечтает стать школьниками ради внешних признаков (портфель, форма, собственное рабочее место), однако реальная мотивационная готовность обусловлена познавательной направленностью дошкольника, желанием познавать новое… Немаловажна умственная готовность, умение освоить операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, а также умение концентрировать внимание не на результате, а на процессе деятельности. Эмоционально-волевая готовность выражается в умении управлять своим поведением, в познавательной активности, направленности ее на выполнение учебных задач.

Проблема шестилетних  детей – в том, что часто оставаясь еще на уровне развития дошкольников, они включаются в учебную деятельность. При этом особенности мышления у них присущи дошкольникам (доминирует мимовильна память, запоминается то, что интересно, а не то, что необходимо), внимание продуктивно лишь 10-15 минут…

13. Психологическая готовность детей-дошкольников к обучению в школе и пути ее

формирования

Проблема шестилетних  детей – в том, что часто оставаясь еще на уровне развития дошкольников, они включаются в учебную деятельность. При этом особенности мышления у них присущи дошкольникам (доминирует мимовильна память, при которой запоминается то, что интересно, а не то, что необходимо), внимание, необходимое для выполнения определенной работы, продуктивно лишь 10-15 минут… Важной особенностью психического развития младшего дошкольника есть острая чувствительность к усвоению морально-психологических норм и правил поведения, а также к овладению способами и целями систематического обучения. Позанвательные мотивы ситуативны и нестойки. Оценка учебной деятельности воспринимается как оценка личности, поэтому негативные оценки причиняют дискомфорт, тревожность, апатию. Неустойчивое поведение требует игровой мотивации и оценки поведения одногодками.

14. Анатомо-физиологические  особенности развития младших  школьников

Закончилось окостенение черепа головы, завершается морфологическое дозревание лобного отдела больших полушарий, что способствует возможности свободного поведения, планирования и выполнения определенной программы действий, продолжается упрочнение скелета в целом, окостенение конечностей и позвоночника в стадии большой интенсивности. Существенная особенность – усиленный рост мускулатуры, мышц и мышечной силы, вследствие чего детям сложно выполнять движения, которые требуют четкой координации; большая утомляемость (обусловлена необходимостью подвижности младших школьников). Происходит развитие и совершенствование нервной деятельности (усиливается контроль сознания над поведением, развиваются волевые процессы), увеличивается равновесие процессов возбуждения и торможения, преобладает конкретное мышление, наглядно-образное восприятие.

15. Структура учебной  деятельности младшего школьника  и проблема ее формирования.

Своеобразие учебной деятельности М.Ш. лежит в том, что ее содержание в основном составляют научные понятия  и обусловленные ими обобщенные способы решения задач, а ее основная цель и главный результат лежит в усвоении научных знаний и соответствующих им умений. В учебной деятельности принято выделять такие компоненты  как цель (усвоение определенных знаний, умений и навыков), учебные ситуации (задачи) и учебные действия и операции, с помощью которых ученики овладевают содержанием образования, контроль и оценку, мотивы и формы общения учеников с учителями и между собой.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"