Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:54, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет социальной психологии. Специфика объекта и предмета социологии и социальной психологии. Специфика объекта и предмета общей психологии и социальной психологии.
...
14.Понятие коммуникативной деятельности, ее основные структурные компоненты. Значение и смысл в процессе коммуникации (Леонтьев).

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы на вопросы.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

1.Предмет социальной  психологии. Специфика объекта и  предмета социологии и социальной  психологии. Специфика объекта и  предмета общей психологии и  социальной психологии.

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.

Предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии - ее теоретической области. Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся  в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения.

В узком смысле под предметом  социологии понимают:  
человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир. Объектом социологии является область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.

Объектом  социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители. Предметом ее выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Психология – это  наука о закономерностях развития и функционирования психики, как  особой формы жизнедеятельности Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни, психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

 

2.Привидите примеры разных  социально-психологических явлений:  процессов, состояний, свойств  личности или группы. Перечислите проблемы, наиболее активно разрабатываемые в современных социально-психологических исследованиях.

Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:

  1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.
  2. Феномен взаимодействия между людьми (общения), например супружеского, детско-родительского, психотерапевтического; взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.
  3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся, друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.
  4. Массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, апатия, страхи и т. д. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений: групповых состояний лидерства и групповых действий (групповых процессов), сработанности и конфликтности (групповые свойства) и др.

Как показывают современные зарубежные обзоры, социальная психология занимается изучением широкого спектра проблем.

К числу  наиболее   активно  разрабатываемых  в   современных   исследованиях  можно отнести:

1) процессы аттрибуции;

2) групповые процессы;

3) оказание помощи;

4) аттракция и аффилиация;

5) агрессия;

6) преступления;

7) установки и их изучение;

8)социальное познание;

9) социальное развитие  личности (социализация);

10) кросскультурные исследования.

 

3.Характеристика вклада отечественных ученых в развитие социальной психологии. Подходы к определению предмета социальной психологии в ходе дискуссии 60-х годов.

Отечественная социальная психология открывает свою новейшую историю с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологии Ленинградского Университета. Начиная с этой даты, а особенно в последние годы, увеличился поток литературы социально-психологического содержания. Вместе с тем проблематика, позже вошедшая в предмет социальной психологии как таковой, на ранних этапах разрабатывалась преимущественно в социологической традиции, в частности, в некоторых конкретных разделах социологии, а также при создании самых общих представлений о ее предмете, круге ее проблем, понятийном аппарате. Термин "коллективная (социальная) психология" был предложен в "Социологии" М.М.Ковалевским. Самым крупным явлением в этой области, несомненно были фундаментальные работы В.М.Бехтерева: "Объективная психология" (1907) и "Внушение в общественной жизни" (1908).

В конце 50-х  — начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии.

Первый, получивший преимущественное распространение  среди социологов, утверждал социальную психологию как науку о «массо-видных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под определение. Иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей, и в этой связи — на отдельные элементы общественной психологии больших социальных групп (традиции, нравы, обычаи). В других случаях больше внимания уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. В рамках этого же подхода согласно говорилось о необходимости изучения коллективов.

Второй подход, представленный преимущественно психологами, видел главным предметом исследования в социальной психологии личность. Оттенки проявлялись здесь в толковании контекста исследования личности — то ли с точки зрения типологий личности, ее особенностей, положения в коллективе, то ли, главным образом, в системе межличностных отношений и общения. Часто в защиту этого подхода приводился довод, что он более «психологичен», что и дает большие основания рассматривать социальную психологию как часть психологии.

Наконец, в ходе дискуссии  обозначился и третий, «синтезирующий» подход к проблеме. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой: практически весь круг вопросов, исследуемых в различных школах социальной психологии, включался в ее предмет. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим потребностям общества, поэтому оказалось наиболее укоренившимся.

 

4.Каковы  основные характеристики и теоретико-методологические  ориентации в зарубежной социальной психологии. В чем причина кризиса западной социальной психологии в 1960-1970-е годы.

Западные специалисты  определяют социальную психологию как  науку, изучающую взаимозависимость  поведения людей и факта их взаимоотношений и взаимодействий. Эта взаимозависимость означает, что поведение индивида рассматривается одновременно и как результат, и как причина поведения других людей.

Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило  как в русле общепсихологических направлений — бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений, к которым относятся: 
— необихевиоризм; 
— неофрейдизм; 
— теория поля и групповой динамики; 
— социометрия; 
— трансактивная психология; 
— гуманистическая психология; 
— когнитивистские теории, а также интеракционизм.

5.Психологический  смысл понятия «отношения» (Мясищев). Система общественных отношений  и их взаимосвязь с межличностными  отношениями. Значение общественных  отношений для понимания содержательной стороны межличностных отношений.

Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл  отношения состоит в том, что  оно является одной из форм отражения  человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного "подкрепления" хода деятельности провоцированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам. В.Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а, прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В.Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни, например, политических партий и т.д.). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений — межличностных.

 

 

 

 

 

 

 

6.Межличностные отношения как реальность общественных отношений. Личностная окраска и эмоциональная основа межличностных отношений. Влияние особенностей личности на развитие межличностных отношений.

Существование межличностных  отношений  внутри различных форм  общественных   отношений   есть  как бы реализация безличных  отношений  в деятельности конкретных личностей, в актах  их  общения и взаимодействия. Отдельные моменты  общественных   отношений  представляются  их  участникам лишь как  их   межличностные  взаимоотношения.

Все усложняется еще  и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то "чистых" общественных отношений.

Природа межличностных  отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Благоприятной предпосылкой для успешного формирования межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, сформированная на основе межличностного познания. Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

 

7.Общение как  реализация общественных и межличностных отношений (Андреева). Традиционные и современные взгляды на соотношение общения и деятельности.

Анализ связи общественных и  межличностных отношений позволяет  расставить правильные акценты в  вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. Общение как реализация межличностных отношений — процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т. е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"