Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_PO_PSIKhOLOGII_redaktsia.docx

— 92.77 Кб (Скачать файл)

     

  1. Общее понятие о личности и ее структуре.

Личность - система социально  значимых качеств индивида, мера овладения  им социальными ценностями и его  способность к реализации этих ценностей.

Все основные свойства формируются  при жизни человека, но на определенной природной наследственной основе (генотипе), которая определяет основные качества нервной системы, динамику нервных  процессов.

Социальная наследственность - освоение опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Существуют два подхода  к анализу личности.

Антропологический- движущей силой развития являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности рассматривается как постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Второй : человек утверждает свою человеческую личность через деятельность. Развитие ее мотивов и средств изменяет его потребности и порождает новые потребности, меняя их иерархию.

Структура личности состоит  из следующих подсистем:

  • темперамента (динамики психических процессов);
  • способности (психических возможностей личности);
  • направленности личности (характерных для нее потребностей, мотивов, чувств, интересов, оценок, симпатий и антипатий, идеалов и мировоззрения). Личность является одним целостным образованием, отдельные элементы которого находятся в сложных взаимосвязях (например, темперамент определяется природными особенностями индивида). Способности человека, определяемые в известной мере его темпераментом, обусловливают возможности его включения в определенные виды деятельности, т. е. влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.

 

 

 

  1. Основные факторы и механизмы развития личности.

Факторы, которые оказывают  влияние на формирование личности:

1) биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого  человека поставляет материал, который  затем преобразуется различными  способами в человеческую особь,  индивида, личность;

2) физическое окружение.  В одинаковых физических и  географических условиях формируются  разные типы личностей. Часто  бывает, что групповые признаки  личностей развиваются в разных  условиях окружающей среды. В  связи с этим можно утверждать, что физическое окружение оказывает  влияние на культурные особенности  социальной группы. Его влияние  на формирование отдельной личности  незначительно по сравнению с  влиянием, которое оказывается на  личность культура группы, группового  или индивидуального опыта; 

3) культура. Определенный  культурный опыт является общим  для всего человечества. Он не  зависит от того, на какой стадии  развития находится общество. Каждый  ребенок получает питание от  старших по возрасту, обучается  общению через язык, получает  опыт применения наказания и  вознаграждения, осваивает другие  культурные образцы. Каждое общество  дает всем своим членам некоторый  особенный опыт. Из социального  опыта, единого для всех членов  данного общества, возникает характерная  конфигурация, которая является  типичной для многих членов  данного общества;

4) групповой опыт. Каждое  общество развивает один или  несколько базисных личностных  типов, которые соответствуют  культуре этого общества. Такие  личностные образцы усваиваются  с детства; 

5) уникальный индивидуальный  опыт. Психический механизм производства  целостного человека имеет социальные  детерминанты и представляет  собой систему реакций и процессов,  которые складываются из действий, состояний и структуры личности. Механизмом присвоения отдельным  индивидом всесторонней человеческой  сущности является идентификация.  В психологии идентификация представлена  как процесс эмоционального и  иного самоотождествления человека с другим человеком, группой. Механизмом отстаивания отдельным человеком своей природной и человеческой сущности является обособление. Отчуждение – это частный и не требующий особого внимания случай обособления. Обособление – внешнее и внутреннее действие. Обособиться – это значит отделиться, выделиться из общего целого и занять какое-то особое положение.

 

  1. Мотивация, мотивы и их виды.

Мотива́ция — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в  виде специфических переживаний, характеризующихся  либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.

Виды мотивов  в психологии:

1. Мотив самоутверждения.  Данный мотив тесно переплетается  с чувством собственного достоинства  индивида, его самолюбием и честолюбием.  Личность пытается доказать социуму,  что он чего-то стоит, хочет,  чтобы его ценили и уважали,  стремится к определенному статусу  в обществе. Мотив самоутверждения  представляет собой достаточно  эффективный побудительный фактор, который еще с самого маленького  возраста с личности пытаются  активизировать воспитатели, учителя,  тренеры и руководители.

2. Мотив идентификации.  Данный мотив основывается на  желании быть похожим на кумира, героя, определенную авторитетную  личность. Мотив побуждает к развитию  и работе над собой. Мотив  идентификации особенно распространен  среди молодежи и детей, пытающихся  быть похожими на других людей  в своих определенных действиях.

3. Мотив власти основывается  на стремлении субъекта заполучить  власть и возможность влиять  на окружающих людей. Потребности  во власти во все времена  была одной из основных, движущих  человеческими действиями, сил. Данный  мотив достаточно сильный. Он  позволяет индивиду преодолевать  значительные трудности и прикладывать  к достижению цели огромные  усилия.

4. Процессуально-содержательные  мотивы представляют собой побуждение  к активности человека посредством  содержания и процесса деятельности. Человек любит выполнять именно  эту деятельность, он проявляет  инициативу и свою физическую  или интеллектуальную активность. Процессуально-содержательные мотивы  – это то, когда человеку нравится  содержание и процесс выполняемой  работы.

5. Мотив саморазвития  – это один из главных мотивов,  который заставляет личность  к работе над собой и развитию. Движение вперед и саморазвитие  часто достаточно тесно связаны  с внутриличностными конфликтами, но не являются насилием над самим собой.

6. Мотив достижения –  стремление к достижению отличных  результатов и высокого мастерства  в своей деятельности. Такое стремление  обычно проявляется в том, что  индивид выбирает достаточно  сложные задания и пытается  их выполнить. Человек, который  наделен высоким уровнем мотивации  достижения, настойчиво работает  над собой ради достижения  поставленной цели.

7. Просоциальные мотивы – это мотивы, связанные с собственным осознанием общественного значения деятельности, с ответственностью перед обществом. Когда действуют такие мотивы, происходит идентификация группы с индивидом.

8. Мотив аффилиации представляет собой стремление к поддерживанию взаимоотношений с другими людьми, к общению и контакту с ними. Смысл аффилиации заключается в самоценности общения.

 

  1. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности.

Эта теория была создана  в Советской психологии, в 20-30 .Авторы теории деятельности взяли за основу теорию К. Маркса- ее главный тезис  о том, что не сознание определяет бытиё деятельности, а наоборот. Наиболее полно Т. Д-ти изложена в трудах А.Н.Леонтьева, в частности в его последней книги «Деятельность. Сознание. Личность». Деятельность – процесс направленный на достижение мотива. Мотив – объект удовлетворения потребности, отраженный в форме чувствительности. Потребность – это объективная нужда организма в чем-либо, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

 

Действие - основная единица  деятельности; процесс направленный на реализацию цели. Цель – это образ  желаемого результата, т е того результат который должен быть достигнут  в ходе выполнения действия.

 Характеризуя понятие  действия можно выделить 4 момента: 

  • действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели;
  • Действие это одновременно и акт поведения;
  • Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности противопоставляя его принципу реактивности(разница в том где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма);
  • Понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир.

Операция – способ выполнения действий. Цель данная в определенных условиях в теории деятельности называется задачей. Описывая процесс решения  задачи, необходимо указывать и действия и операции реализующие их. О действии без операции возможно говорить только на этапе планирования. Под психофизиологическими  функциями понимаются физиологические  обеспечения психических процессов (способность к ощущению, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, моторной функциях) Потребность – Мотив – Цель – Задачи (условия реализации цели).

 

  1. Основные виды деятельности (игра, учение, труд).

Различают три генетически  сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: 1) игру; 2) учение; 3) труд. Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по организации; 3) по особенностям мотивации.

Игра не создает общественно  значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение.

В психическом развитии ребенка  игра выступает прежде всего как  средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых.

В игре имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые  самому стать субъектом деятельности.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после 11 – в «дочки-матери». Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

Учение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает  ее умственно, физически, эстетически  и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием  материальных и культурных ценностей.

Труд – процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

В отличие от игры учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время  начинается работа, и в течение  ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются  продукты труда.

Различные формы организации  видов деятельности связаны и  с различной их мотивацией: 1) мотивом  игры является удовольствие, которое  ребенок испытывает от самого процесса игры; 2) основным мотивом учения и  труда являются чувство долга, чувство  ответственности.

Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать  у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам.

 

  1. Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики.

Общение – специфическая  форма взаимодействия человека с  другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три  взаимосвязанных стороны: коммуникативная  сторона общения состоит в  обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в  организации взаимодействия между  людьми: например, нужно согласовать  действия, распределить функции или  повлиять на настроение, поведение, убеждения  собеседника; перцептивная сторона  общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и  установление на этой основе взаимопонимания.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"