Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_PO_PSIKhOLOGII_redaktsia.docx

— 92.77 Кб (Скачать файл)
  • Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
  • Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
  • Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  • Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  • Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

 

 

  1. Когнитивная психология.

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий  когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны  с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического  мышления, воображения, способности  к принятию решений.

Первоначально главной задачей К. п. являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула  на рецепторные поверхности до получения  ответа. При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память. Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

 

  1. Особенности развития психологии в России.

Возникновение и развитие психологии в России имеет свою предысторию  и историю.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М.В. Ломоносова. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.

В России психология как  самостоятельная наука начала развиваться  в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды  А.И. Герцена, который говорил о  «деянии» как существенном факторе  духовного развития человека. Следует  отметить, что психологические воззрения  отечественных ученых во второй половине XIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.

Труды И.П. Павлова имели  огромное значение для мировой психологической  науки. Благодаря открытию механизма  образования условного рефлекса были сформированы многие психологические  концепции и даже направления, в  том числе бихевиоризм.

Н.Н. Ланге – один из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Н.Н.Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

 

  1. Психологические школы и направления в отечественной психологии.

Традиционно принято выделять 3 основные психологические школы:

 

  1. Бихеовиаризм
  2. Психоанализ
  3. Гуманистическая психология

Особняком выделяют также  отечественное психологическое  направление в понимании и  изучении психики человека.

Бихеовиаризм - (наука о поведении). С точки зрения данного подхода подлинным предметом психологии является поведение человека. Это противопоставляется психологии сознания. Бихеовиаризм исключает сознание из психологии, хотя и не отрицает его наличие. Основным тезисом здесь является: «ничего кроме поведения наблюдать нельзя».

Психоанализ (Фрейд) - во главу угла ставит бессознательную сферу, которая является мощным и сильным пластом психики. Сознание данной школой рассматривается как вершина айсберга. Психоанализ отталкивается от того, что бессознательное в большей степени определяет сознательное, т.е. действие, поведение индивида и т.п. Ярким примером проведения бессознательного в человеческой жизни - являются сновидения, оговорки, забывания, свободные ассоциации и т.п.

Гуманистическая психология - активно развивается с 60-х гг. XXвека. В основе своей противостоит и бихеовиаризму и психоанализу, как не гуманным подходам к изучению психики человека. Видными представителями данного направления были (Роджерс, Маслоу, Батракова и др.). Они видят в качестве предмета психологии уникальную личность, постоянно созидающую себя и осознающую свое назначение.  «Человек - потенциально склонен к непрерывному развитию. Он способен управлять им». Приоритет в гуманистической психологии отдается собственным движениям учащегося в знании, радости открытия нового знания. Этот подход относится к человеку как к целостности, индивидуальности и неповторимости.

Отечественная школа - представила свое видение предмета психологии. Исходной позицией ее является общественно-историческая и социальная сущность человека. Человек присваивает общественный опыт и превращается в личность («Личностью не рождаются, а личностью становятся»). Признается деятельный способ ее существования, т.к. личность формируется и проявляется в деятельности. Исходя из деятельной концепции, отечественная школа и объясняет становление психики человека, включение его в систему общественных связей и отношений.  Психологическое развитие приравнивается процессу развития деятельности и сознания личности. В возрастном плане этот подход проявляется в игре - в общении - в труде.

 

  1. Предмет и отрасли психологии.

Психология изучает психические  процессы, психологические черты  личности и психологические особенности  человеческой деятельности.

К психическим процессам  относятся: ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание и т.д. В своей  совокупности психические процессы составляют психику, или сознание человека.

Отрасли психологии:

  • Общая психология – изучает психику и законы ее развития
  • Нейропсихология – изучает взаимосвязь работы мозга с его поведением
  • Зоопсихология – изучает проблемы развития психики от животного мира до чел.
  • Возрастная психология – изучает психику на различных этапах человеч. развития
  • Патопсихология – исслед. отклонения в псих. развитии человека
  • Соц. психология -  изуч. влияние социума на псих. развитии человека
  • Психология труда – изуч. псих.  закономерности трудовой деятельности
  • Практическая психология – разраб. рекомендации для людей и групп на основе псих. диагностики их проблем

 

  1. Методы психологии. Характеристика основных методов – наблюдения, эксперимента, тестирования.

Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.

К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности  человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической  беседы.

Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков).

Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

 

  1. Методология психологии. Психика человека как предмет системного исследования.

Методология – это система  принципов и способов построения (организации) теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе. Это специальный предмет  рационального познания – система  социально апробированных правил и  нормативов познания и действия, которые  соотносятся со свойствами и законами действительности.

В соответствии с методологией психологическая наука в процессе своего развития приняла ряд принципов  общенаучного характера:

  • Антропный принцип (в науке признается познаваемость окружающего мира и возможность его изменения субъектом познания);
  • Принцип детерминации (причина определяет следствие);
  • Принцип дополнительности (комплементарности) (сложность организации объекта познания требует его всестороннего исследования);
  • Принцип методического атеизма (запрещение ссылки на Бога как причинный фактор);
  • Принцип объективности (признание наличия объективной реальности, не зависящей от уровня ее восприятия человеком);
  • Принцип относительности (любой объект реальности всегда находится в отношении с другим объектом, и его характеристики зависят от других объектов);
  • Принцип системности (методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему) и ряд других.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в  активном отражении субъектом объективного мира.

Ученые пришли к выводу, что движение – это способ осуществления  материи, важное свойство, которое присуще  ей. Любая материя всегда пребывает  в движении, изменяется. Также любая  материя, включая человеческий мозг, обладает всеобщим качеством – способностью отвечать на воздействия. Отражение  проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При переходе к неживой природе изменяются и формы ее движения. Следует отметить, что живому материалу присущи  биологические формы отражения  и на определенном этапе развития живой материи возникает психика  человека как форма отражения.

Предварительные условия  развития психики называют предпосылками  развития. К ним относятся природные  свойства организма человека. Во второй половине XIX в. и первой половине XX в. в научном сознании укрепилась идея о том, что врожденные особенности, наследственность обусловливают всю  жизнь человека, его развитие. Благодаря  многочисленным исследованиям ученые пришли к выводу, что без человеческого  мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.

После многочисленных исследований было установлено, что человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Для того чтобы  стать человеком, необходимо определенное строение мозга, условия жизни, воспитание.

Л.С. Выготский считал, что  процесс психологического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Но отличие от эволюционного процесса заключается в том, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам. Каждая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной системы. Высшие психические функции не могут быть поняты без биологического изучения. В онтогенезе человека представлены два типа психического развития: биологический и исторический. Оба процесса связаны отношением преемственности и последовательности.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость – важнейшие особенности  человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.

Овладевая культурным миром  прошлых поколений, дети усваивают  общественный опыт, знания, умения, психические  качества, свойственные человеку. В  процессе усвоения общественного опыта  рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга. Каждая такая система  работает как единое целое, выполняет  новую функцию, которая отличается от функции составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный  слух, логическое мышление и иные свойственные человеку психические качества.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"