Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_PO_PSIKhOLOGII_redaktsia.docx

— 92.77 Кб (Скачать файл)

Природные предпосылки –  строение организма, его функции  и созревание – необходимы для  психического развития, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит  от условий жизни и воспитания, под влиянием которых ребенок  усваивает общественный опыт.

 

  1. Природа психического. Этапы развития психики.

Появление психики связывается  с формированием способности  к активному перемещению в  пространстве, при коем потребности  удовлетворяются посредством активных движений во внешней среде, кои должны предваряться поиском нужных предметов.

В основе развития человеческой психики лежит овладение исторически  сформированными общественными  орудиями, служащими средством удовлетворения потребностей. В период от одного года до трех лет ребенок овладевает основами деятельности предметно-манипулятивной по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач, способность занимать собственную позицию внутри отношений с взрослыми и сверстниками (появление установки «Я сам»). В возрасте от 3 до 6-7 лет в ходе деятельности игровой формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В возрасте школьном в ходе деятельности учебной усваиваются элементы науки и искусства, что ведет к формированию основ мышления логического.

В родовом обществе господствовало мифологическое представление о  душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником  – душой. Такой взгляд называется анимизмом (от лат. «анима» – душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ. Поэтому первоначальные воззрения на душу относятся не столько к истории психологического знания как такового, сколько к истории общих воззрений на природу.

Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира –  гилозоизм, в котором природа  осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Решительные изменения произошли первоначально не столько в фактическом составе знания, сколько в его общих объяснительных принципах. Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые создатели древнегреческой философии и науки почерпнули в учениях мыслителей Древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождавшегося от мифологии миропонимания.

Основу его теории составляет концепция, согласно которой весь мир  состоит из мельчайших, невидимых  глазом частиц – атомов. Человек, как  и вся окружающая природа, состоит  из атомов, образующих его тело и  душу. Душа также материальна и  состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщить активность инертному телу. Душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.

 

  1. Сознание и бессознательное.

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная  с речью функция мозга, заключающаяся  в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном  мысленном построении действий и  предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом  человеке. Познание, осознание вещей  имеет различные уровни, глубину  проникновения в объект и степень  ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и  религиозное осознание мира, а  также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают  его структурной полноты: оно  включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.

Но ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково  ясно осознанным. В поле сознания находится  прежде всего цель. Бессознательное  проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек  не дает себе отчета в последствиях своих поступков.

Бессознательная память —  это та память, которая связана  с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет  мышлением, воображением, вниманием, определяя  содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное  мышление особенно отчетливо выступает  в процессе решения человеком  творческих задач, а бессознательная  речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная  мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических  процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности  и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи  и проявляются в разнообразных  непроизвольных реакциях, действиях, психических  явлениях. Одно из таких явлений  — ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных  явлений лежит непроизвольное забывание  имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо  или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бес­сознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

 

  1. Структура сознания.

Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

 К неотъемлемым признакам  сознания относятся: речь, мышление  и способность создавать обобщенную  модель окружающего мира в  виде совокупности образов и  понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых  отвечает за определенную функцию сознания:

 

  • Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
  • Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
  • Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
  • Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
  • Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
  • Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

 

  1. Самосознание личности. Самооценка и уровень притязаний личности.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, Формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются  и углубляются связи общения  человека с людьми, группами, обществом  в целом, происходит становление  в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление  о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента:

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

  • выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
  • осознание своей активности – "Я управляю собой";
  • осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество");
  • моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

  • осознание близких и отдаленных Целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект");
  • осознание Своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я");
  • познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");
  • эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

  • отношение к себе;
  • отношение к другим людям;
  • ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые  формируют самосознание человека. При  самооценке человек пытается оценить  свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря  непрерывному сравнению себя с другими  людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь  в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и  т. п.), идеальная цель его будущих  действий. Успех - факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень  притязаний. Из формулы видно, что  самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая  результативность своих действий.

Самооценка личности может  быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

 

  1. Изучение человека в психологии. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект.

В психологической науке  существует несколько понятий для  обозначения человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность.

      1. Человек как индивид. В понятии  человека как индивида обычно  выражаются два основных признака:

  • человек как своеобразный представитель других живых существ, отличающийся от животных и являющийся продуктом фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
  • отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и психическими процессами.

      В обыденной  жизни под индивидом понимают  конкретного человека со всеми  присущими ему особенностями.

       2. Человек как личность. Это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

   В личности выделяется  ее общественная сущность. Вне  общества, вне социальной и профессиональной  группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.

       Сущностная характеристика личности  и ее основные особенности  определяются:

      а) содержанием  мировоззрения человека

     б) степенью  целостности мировоззрения и  убеждений

      в) степенью  осознанности человеком своего  места в обществе

    г) содержанием  и характером потребностей и  интересов, устойчивостью и легкостью  их переключаемости, их узостью  и многогранностью.

    3. Человек как субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

     4.  Человек как индивидуальность. Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, Других - малозаметно.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"