Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине «Психология».

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы по психологии.docx

— 165.66 Кб (Скачать файл)

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки  связать физиологические изменения  в организме с теми или иными  эмоциями и показать, что комплексы  органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

Эволюционная теория Ч. Дарвина

Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные  эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных  реакций организма

Рудиментная теория эмоций

Теории Джемса - Ланге

Альтернатива к теории Джемса и Ланге

Активационная теория Линдсея - Хебба

теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

когнитивно-физиологическая  тория С. Шехтер

Информационная теория П.В.Симонова

Как правило, теории эмоций мало что могут сказать о роли эмоций в развитии личности и об их влиянии на мысль и действие. Большинство исследователей эмоций было связано лишь с одним из компонентов  эмоционального процесса. Хотя некоторые  теории разрабатывают отдельные  аспекты взаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимо сделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность, классификация эмоций и чувств. Особенности настроений.

         Исторически сформированные устои  социального сотрудничества порождают  у человека нравственные чувства  — чувство долга, совести, чувство  солидарности, сочувствия, а нарушение  этих чувств — чувство возмущения, негодования и ненависти.В практической  деятельности человека сформировались 

практические чувства, с началом его теоретической  деятельности связано зарождение его  интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности сформировались эстетические чувства.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны  его эмоциональности, нравственно-эмоциональный  облик личности. Формирующаяся в  процессе становления личности эмоциональная 

сфера становится мотивационной  базой ее поведения. Во множестве  эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство  же эмоций имеет смешанный характер,так  как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных  ситуациях может вызвать различные  эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может  вызватьстрах, а при угрозе со стороны  слабого — гнев.

Особенно интенсивное  эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются «слабыми местами» для данного индивида. Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги  возникает уже при планировании будущего поведения. Эмоции, как и  ощущения, — это базовые явления  психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях  — субъективно значимостные его  стороны. Познание дает знание — отражение  объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому  отражению субъективный смысл. Спонтанно  определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции. Настроение — общий эмоционально-фоновый уровень психи­

ческой деятельности, обусловленный личностной значимостью  ситуативных или устойчивых факторов. Основной особенностью настроения является его иррадиация — распространение  на все сферы деятельности, влияние  на общий жизненный тонус индивида      

 Настроения представляют  собой ситуативное обусловленные,  как правило, доминирующие эмоции  и чувства, усиливающие или  ослабляющие психическую деятельность  на протяжении более или менее  длительного периода времени. 
         Настроения имеют следующие отличительные особенности. 
       1.  Слабая интенсивность эмоционального переживания. В отличие от других эмоций, настроения характеризуются слабо выраженной интенсивностью эмоционального переживания.  

2. Значительная длительность  эмоционального переживания. Настроения  — это всегда более или менее  продолжительные состояния. 

3. Неясность, «безотчетность»  переживаний. Испытывая то или  иное настроение, человек, как  правило, слабо сознает причины,  его вызвавшие.  

4.  Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Аффект как юридически значимое эмоциональное состояние. Аффект (от лат. affectus — душевное волнение) — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффект — эмоциональный  взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного  поражения. Глубокая обида от тяжкого  для данного человека оскорбления, внезапное возникновение опасности, грубое физическое насилие — все  эти обстоятельства в зависимости  от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется  значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение  человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем  чувством, которое полностью захватывает  личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

В состоянии аффекта  нарушается важнейший механизм сознательной деятельности — избирательность  в выборе поведенческого акта, резко  изменяется привычное поведение  человека, нарушается способность к  установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Его отличительными особенностями  являются: 
     1.  Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. 
   2.  Кратковременное, отличающееся своеобразными особенностями течение эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает. 
      3.  Известная безотчетность эмоционального переживания. В состоянии аффекта человек иногда совершенно не понимает, что он делает, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не способен держать себя в руках, он полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо сознает его характер и значение. 
     4.  Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности. Многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Динамика протекания аффекта, его законы.

  Во всех многообразных  проявлениях аффекта (страх, гнев,отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти  и т. п.) можно выделить три  стадии.

На первой стадии резко  дезорганизуется вся психическая  деятельность, нарушается ориентировка в действительности; на второй —  перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями; на заключительной стадии спадает нервное  напряжение, возникает состояние  депрессии и частичной амнезии. Субъективно аффект переживается как  состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным  волевым контролем в начальной  стадии развития аффекта его можно  не допустить. Важно сосредоточить  сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения

чтобы понять какой аффект имел место быть при совершении преступления (правонарушения), необходимо проследить динамику его течения, которая характеризуется  несколькими этапами.

Первый - возникновение  своеобразного эмоционального импульса в ответ на внешний раздражитель, который резко раздражает всю  психику человека, нарушает его нормальное состояние и правильную ориентацию в окружающем мире. Иногда этот этап может возникнуть внезапно (как вспышка) и быстро достичь своей крайней  интенсивности. В других же случаях  наблюдается постепенное нарастание интенсивности эмоционального переживания: внимание привлекается к объектам, вызывающим эмоцию, нарастает возбуждение  в одних и, соответственно, торможение в других центрах коры, подкорка активизируется и уже начинает влиять на корковые процессы; в результате всего этого человек начинает терять самообладание и, наконец, полностью  отдается охватывающему его сильному чувству (14).

Второй этап начинается, когда процессы возбуждения достигают  наивысшей силы, особенно в подкорковых  центрах. На данном этапе человека захватывает  яркое и острое переживание, при  котором вся его деятельность очень слабо контролируется. Глубокое торможение охватывает важнейшие центры коры, функции которых угнетаются, расстраивается деятельность мышления и речи.

Третий этап является заключительным. Он выражается в изживании  аффекта, который переходит в  подавленное настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность психических состояний. Общая характеристика стресса.

  Психология состояний (ПС) до настоящего времени является мало изученной проблемой. Состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности – как единства его духовной, психической и телесной организации.

По определению Н.Д.Левитова, психическое состояние – это  целостная характеристика психической  деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие  протекания психических процессов  в зависимости от отражаемых предметов  и явлений действительности, предшествующего  состояния и психических свойств  личности.5

Многие исследователи  к важнейшим свойствам состояний  относят изменчивость и непрерывность. Разнообразные эмпирические данные свидетельствуют, что любое актуальное состояние берет свое начало в  предшествующем состоянии, что позволяет  говорить о свойстве «непрерывности»  состояний. В связи с этим особого  внимания заслуживает анализ специфики  изменчивости состояний, перехода одного состояния в другое. До настоящего времени ученым не удалось выявить  такую черту динамики состояний, как дискретность (выраженное качество состояния), что не позволяет с  полной уверенностью определять тот  или иной вид состояния конкретного  человека. «Чистых» состояний практически  не существует, отмечает Л.В.Каширина.6

Выделяются структурные  уровни состояний и их важнейшие  характеристики (субъективные и объективные).

Состояние – явление многомерное, поэтому ученые в качестве важнейших выделяют также следующие характеристики состояний:

эмоциональные (модальные);

тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);

активационные (отражающие интенсивность психических процессов);

временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний);

полярность состояний  и др.

Выделено в ПС пять факторов: настроение, оценка вероятности успеха, мотивация (уровень ее), уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к работе (деятельности). Эти пять факторов он объединяет в три группы: мотивационно-побудительная (настроение и мотивация), эмоционально-оценочная (оценка вероятности успеха и отношение к работе) и активационно-энергетическая (уровень бодрствования).

Общая характеристика стресса.

Стресс - неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. 

Причины стрессов, или  стрессоры, условно делят на две  группы : физические и психические (сигнальные), подобно этому различают стрессы физиологические и психоэмоциональные.  
К физиологическим стрессам можно отнести реакции организма на: шум; охлаждение; недостаток О2; кровопотерю; травму; интоксикацию; физическую нагрузку; лишение пищи. 
К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности: неожиданное прикосновение; неустойчивость опоры; быстрое увеличение в размерах нечетко различимого предмета; одиночество или перенаселение

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"