Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине «Психология».

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы по психологии.docx

— 165.66 Кб (Скачать файл)

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов7.

Оба вида мышления – теоретическое  понятийное и теоретическое образное – в действительности, как правило, сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны  бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое  образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем  объективно-понятийное. Без того или  другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь  глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является не деле.

Наглядно-образное мышление, состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него, совершаться не может.

Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые  для мышления образы представлены в  его кратковременной и оперативной  памяти. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга  и уровня, у людей так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходиться принимать  решения о предметах своей  деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя8.

Наглядно-действенное мышление заключается  в том, что сам процесс подобного  мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Основным условием решения умственной задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен  у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального  продукта9.

По операционной структуре мыслительная деятельность подразделяется наалгоритмическую, осуществляемую по заранее известным правилам, иэвристическую — творческое решение нестандартных задач.

Формы мышления

Формализованные структуры мыслей — формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека. Так, современное понятие «строение атомного ядра» в определенной степени дало возможность практического использования атомной энергии.

Суждение — определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении. Суждение — такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа «возможно, обвиняемый Иванов не совершал преступления»).

Истинность системы суждений —  предмет формальной логики. Психологическими же аспектами суждения являются мотивация  и целенаправленность суждений индивида.

В психологическом отношении связь  суждений индивида рассматривается  как егорассудочная деятельность.

В умозаключении осуществляется оперирование тем общим, что заключено в единичном. Мышление развивается в процессе постоянных переходов от единичного к общему и от общего к единичному, т. е. на основе взаимосвязи соответственно индукции и дедукции.

Дедукция — отражение общей  связанности явлений, категориальный охват конкретного явления его  общими связями, анализ конкретного  в системе обобщенных знаний.

Индуктивное умозаключение — вероятностное умозаключение, когда по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных оснований — часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.

Итак, в мышлении моделируются объективные  существенные свойства и взаимосвязи  явлений, они объективируются и  закрепляются в форме понятий, суждений, умозаключений.

 

 

  1. Качества мышления и процесс решения мыслительной задачи сотрудником правоохранительных органов.

     Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объективной действительности, которые скрыты от его глаз.

В современной психологии выделяют в основном три вида мышления:

наглядно-действенное,

наглядно-образное,

отвлеченное (теоретическое) мышление.

Кратко остановимся  на качествах творческого мышления.

1. Проблемный характер подхода  к изучаемым явлениям – это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все в расследуемом деле просто. Например, следователь использует на стыке реконструктивной и поисковой деятельности проблемный характер мышления.

2. Динамичность мышления – способность быстро, творчески ориентироваться в расследуемом деле, выделить, что достойно первостепенного внимания и от чего следует отвлечься, быстрота схватывания информации и определение оснований, которыми нужно руководствоваться в последующем развитии версии. Это качество мышления помогает и в таком следственном действии, как допрос.

3 Оперативность мышления – включение умственных операций (наблюдательности, воображения), которые в исследовании вещественных доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы, оперативность мышления необходима и в поисковой деятельности следователя для разумного сочетания наблюдательности, воображения и интуиции.

4. Широта мышления – это продуктивность творческой работы при решении многих проблем. Данное качество особенно необходимо следователям и судьям, расследующим или рассматривающим хозяйственные преступления, где нужна большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и опыта в процессе познавательной деятельности.

5. Глубина мышления проявляется в выявлении существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями. Конкретным выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза. Глубина мышления тесно связана с избирательностью. Чем уже проблема, явление, тем больше свойств, деталей можно рассмотреть при ее изучении.

6. Обоснованность в выдвижении  версий по расследуемому делу – в качественной проработке. Смелость, оригинальность и обоснованность отличны от дискурсивного мышления тем, что эти качества в процессе познания предшествуют логике, особенно на первых этапах расследования. Так, следователь, обладая этими качествами, гораздо скорее составит вероятную версию при переборе вариантов, чем другой, который не обладает этими качествами.

7. Логичность мышления – это развитие последовательности мыслительного процесса, строгость и «проницательность» доказательства, умение сделать обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов.

8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления – стержень мыслительного процесса работника юридического труда, без которого он не может установить истину.

Специфической особенностью творческих процессов решения задач является присутствие в них интуиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика интуиции. Интуиция в деятельности сотрудника правоохранительных органов, следователя.

Интуицию обычно рассматривают  как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия  прямого усмотрения искомого вывода. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания. Эффективность принятия интуитивных решений зависит от многих факторов. Здесь особенно важен опыт судьи и следователя, их знания, умения, навыки. Большую роль играет также их психическое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на генерировании интуитивных решений, и, наоборот, страх, подавленность, растерянность низводят интуицию до уровня беспредметного гадания. Интуиция, кроме того, связана с индивидуально-психологическими особенностями человека. Одни люди склонны действовать во многих случаях из логики фактов, другие очень часто полагаются на интуицию. Однако во всех случаях основой интуиции является опыт, и ее сила или слабость коренятся в прошлом опыте.

ИНТУИЦИЯ (от лат. созерцание, видение, пристальное всматривание) — познание без видимого, осознанного  участия, рассуждения, логических доказательств. Интуиция — своеобразное мышление, когда отдельные его звенья протекают бессознательно, ясно же осознается лишь полученный итог, результат. Интуиция позволяет быстро, почти *внезапно* находить правильное решение проблемы. Интуиция — компонент творческого процесса. Непосредственность быстрого усмотрения решения является следствием напряженного мышления, сознательных установок на поиск решения, активного воспроизведения большой суммы ранее накопленных знаний, свободного и непроизвольного обобщения впечатлений и образов. Интуиция зависит от общего развития личности, она индивидуальна и динамична. Информативные признаки (логические и чувственные) меняют свою значимость под влиянием эмоционального состояния и особенностей опыта. Сознательные и несознательные процессы, участвующие в интуиции, могут взаимодействовать, меняться местами, поддерживать друг друга или противодействовать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологическая характеристика речи. Культура речи сотрудника правоохранительных органов.

   1)Воздействия. Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

2)Сообщения. Состоит  в обмене информацией (мыслями)  между людьми посредством слов, фраз.

3)Выражения. Заключается  в том, что, с одной стороны,  благодаря речи человек может  полнее передавать свои чувства,  переживания, отношения и, с  другой стороны, выразительность  речи, ее эмоциональность значительно  расширяют возможности общения.

4)Обозначения. Состоит  в способности человека посредством  слова давать предметам и явлениям  окружающей действительности присущие  только им названия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологические теории эмоций, объясняющие непосредственный, импульсивный механизм регуляции поведения человека в условиях правового поля.

Эмоции (от фр. emotion —  чувство) — психический процесс  импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном 

отражении потребностной  значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности  для жизнедеятельности индивида. По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Процессы ориентируют избирательность поведения. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию. Высшие эмоции — чувства.

Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся  также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к  различным нациям, способны безошибочно  воспринимать выражения человеческого  лица. Это доказывает тот факт, что  доказывает врожденный характер эмоций. Но несмотря на то, что эмоции постоянно  сопровождают нас по жизни, мало кто  знает о том, почему в некоторый  момент времени, мы реагирует так, а  не иначе на то или другое событие. Попробуем проследить развитие психологических  теорий эмоций.

Чисто психологических  теорий эмоций, не затрагивающих физиологические  и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных  исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так  как эмоцию как психологическое  явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко  психологические и физиологические  характеристики эмоциональных состояний  не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Кроме того, ряд теоретических  вопросов, например вопрос о классификации  и основных параметрах эмоциональных  состояний, не может быть решен без  обращения к физиологическим  коррелятам эмоций.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"