6. Дистимный тип. Его характеризует 
низкая контактность, немногословие, 
доминирующее пессимистическое 
настроение. Такие люди обычно 
являются домоседами, тяготятся 
шумным обществом, легко вступают 
в конфликты с окружающими, 
ведут замкнутый образ жизни. 
Высоко ценят тех, кто с ними 
дружит готовы им подчиняться. 
Привлекательные черты: серьезность, 
добросовестность, обостренное чувство 
справедливости. Негативные черты: 
пассивность, замедленность мышления, 
неповоротливость, индивидуализм. 
7. Циклоидный (циклотимический, аффективно-лабильный, 
неустойчивый) тип. Этому типу 
свойственны частые смены настроения, 
манеры обращения с другими. 
Такие люди общительны в периоды 
повышенного настроения, а в периоды 
подавленного — замкнуты. Во время 
душевного подъема они ведут 
себя как люди с гипертимной 
акцентуацией характера, а в 
период спада — с дистимной. 
8. Экзальтированный (аффективно-экзальтированный) 
тип. Этому типу свойственны 
высокая контактность, словоохотливость, 
влюбчивость. Такие люди часто 
спорят, но не доводят дело 
до открытых конфликтов. В конфликтных 
ситуациях бывают как активной, 
так и пассивной стороной. Вместе 
с тем они привязаны и внимательны 
к близким и друзьям. Альтруистичны, 
сострадательны, имеют хороший вкус, 
проявляют яркость и искренность 
чувств. Негативные черты: паникерство, 
приверженность к сиюминутным 
настроениям. 
9. Тревожный тип. Люди данного 
типа имеют низкую контактность, 
робость, неуверенность в себе, 
минорное настроение. Редко вступают 
в конфликты с окружающими, 
в которых играют лишь пассивную 
роль. Привлекательные черты: дружелюбие, 
самокритичность, исполнительность. 
Часто такие люди бывают «козлом 
отпущения», мишенью для шуток. 
10. Эмотивный тип. Люди с таким 
типом акцентуации  характера 
предпочитают общение в узком 
кругу избранных, которых они 
понимают с полуслова. Редко 
вступают в конфликты, а если 
это происходит, то играют в 
них пассивную роль. Обиды носят 
в себе. Привлекательные черты: 
сострадательность, обостренное 
чувство долга, исполнительность. 
Такие люди рады чужим успехам. 
Негативные черты: чрезмерная 
чувствительность, 
слезливость. 
11. Экстравертированный тип. Отличается 
высокой контактностью. У таких 
людей масса друзей и знакомых. 
Они слово охотливы до болтливости, 
открыты для любой информации. 
В общении часто уступают роль 
лидера другим, предпочитают подчиняться, 
находиться в тени. Привлекательные 
черты: готовность внимательно 
выслушать другого, исполнительность. 
Негативные черты: подверженность 
влиянию, легкомыслие необдуманность 
поступков, страсть к развлечениям, 
к распространению сплетен и 
слухов. 
12. Интровертированный тип. Люди 
этого типа характеризуются очень 
низкой контактностью, замкнутостью, 
оторванностью от реальности, склонностью 
к философствованию. Любят одиночество, 
редко вступают в конфликты, 
и только при попытках других 
бесцеремонно вмешиваться в их 
личную жизнь. Привлекательные 
черты: сдержанность, наличие твердых 
убеждений, принципиальность. Негативные 
черты: упрямство, ригидность 
мышления, упорное отстаивание своих 
идей несмотря ни на что
 
 
 
 
 
  - Психологические особенности личности преступника (правонарушителя). 
   Психология личности 
преступника — совокупность негативных, 
типологических качеств индивида, 
обусловивших совершенное им 
преступное деяние определенного 
типа и вида. 
Преступления совершаются 
не из-за роковой предрасположенности 
индивида к преступному поведению 
и даже не из-за того, что индивид 
не хочет или не понимает, что 
надо жить 
добропорядочно, а в 
результате того, что у данной личности 
упрочилась система смысловых образований, 
которая обусловливает ее извращенное 
отношение к определенной стороне 
социальной действительности Оценивая 
личность человека, совершившего преступление, 
необходимо выявить 
доминирующие побуждения и обобщенные 
способы его жизнедеятельности, 
образующие общую схему его поведения, 
стратегию его жизнедеятельности. 
Человеческое 
поведение организуется 
определенными исходными ценностными 
позициями личности. Человеческий выбор 
целей и средств их достижения 
определяется самосознанием субъекта, 
самосанкционированием избираемых 
целей и способов поведения. Ведущим 
системообразующим фактором типа личности 
является механизм ее смыслообразования. 
Человек ведет себя в соответствии 
с тем смыслом, который он придает 
результатам своего поведения. О 
человеке можно судить лишь по его 
поступкам, в которых проявляется 
его смысловое отношение к 
действительности. Сам человек может 
даже и не осознавать всю систему 
личностных смыслов, часть из них 
подсознательна. Однако любое сознательное 
действие человек санкционирует 
как действие, полезное и необходимое 
для себя, т. е. как личностную ценность. 
В ценностном смыслообразовании 
поведения преступников существует 
общий дефект, состоящий в еадекватной 
оценке ими личной полезности преступного 
деяния. Более или менее осознавая 
свою антисоциальную сущность, преступники 
обычно выдвигают систему самооправдательных 
мотивов и нейтрализуют те социальные 
ценности, которые препятствуют достижению 
преступных целей. Снятие с себя ответственности 
на основе самооправдания своих действий 
— одна из характерных особенностей 
большинства преступников. Для многих 
преступников характерны стихийно возникающие 
побуждения, их зависимость от случайных 
ситуаций. Дезинтегрированность целостно-регуляционной 
системы личности — основная отличительная 
особенность большинства преступников. 
Отдельные эгоистические устремления 
преступников, вырываясь из общих 
социально-позиционных связей, становятся 
антисоциальными, они могут регулировать 
поведенческую систему личности 
на подсознательном, установочном уровне
Личность преступника 
характеризуется совокупностью 
следующих признаков: 
1) видом совершенного 
преступления: объектом преступного 
посягательства, тяжестью и характером 
преступных последствий, совершением 
преступления впервые, случайно, 
повторно, систематически; 
2) формой вины, мотивом 
и целью преступления; 
3) способом совершения 
преступления как показателем 
интенсивности антисоциальной направленности 
преступника; 
4) ситуацией и поводом 
совершения преступления; 
5) отношением преступника 
к совершенному деянию — поведением 
после совершения преступления (явка 
с повинной, уклонение от следствия 
и суда, оговор невиновных, помощь 
или противодействие следствию, 
поведение во время отбывания 
наказания).Совокупность указанных 
признаков характеризует тип 
личности преступника
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Психологические проблемы антиобщественного поведения несовершеннолетних. 
  Большинство преступлений, 
совершенных несовершеннолетними, 
имеет возрастную мотивационную 
специфику; эти правонарушения 
совершаются на почве озорства, 
ложно понятой романтики, стремления 
к самоутверждению, подражанию 
авторитетам. Психологическая 
ломка переходного возраста, несформированность 
устойчивых нравственных позиций, неправильная 
трактовка многих явлений, высокая 
подверженность групповым воздействиям, 
импульсивность — такова поведенческая 
основа подросткового возраста, которую 
нельзя не учитывать в следственно-судебной 
практике. В то же время следует 
иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов 
свое первое преступление совершили 
в подростковом возрасте. 
Поведение несовершеннолетних 
(подростков) имеет ряд особенностей: 
недостаточность жизненного опыта, 
низкий уровень самокритичности, отсутствие 
всесторонней оценки жизненных обстоятельств, 
повышенная эмоциональная возбудимость, 
импульсивность, двигательная и вербальная 
активность, внушаемость, подражательность, 
обостренность чувства независимости, 
стремление к престижу в референтной 
группе, негативизм, неуравновешенность 
возбуждения и торможения. Физиологическая 
перестройка организма подростка 
связана с обострением внимания 
к половым вопросам. При оптимальных 
условиях воспитания указанные особенности 
подростков могут быть компенсированы 
соответствующей социально-положительной 
деятельностью.При неблагоприятных 
социальных условиях эти особенности 
катализируют вредные влияния, приобретают 
отрицательную направленность. Динамизм 
психической деятельности подростка 
в одинаковой мере делает его податливым 
в сторону как социально-положительных, 
так и социально-отрицательных 
влияний
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  -  Типология личности несовершеннолетнего, допускающего  антиобщественное поведение. 
Существует ряд поведенческих 
стереотипов, характерных для этого 
возрастного периода, на базе которых 
формируется поведенческий тип 
подростка. 
1. Реакция оппозиции. 
Вызывается завышенными претензиями 
к деятельности и поведению 
подростка, излишними ограничениями, 
невниманием к его интересам 
со стороны окружающих взрослых. 
Эти реакции проявляются в 
прогулах, бравировании опьяненным 
состоянием, побегах из дома, а 
иногда и в антисоциальных 
действиях. 
2. Реакция имитации. Проявляется 
в подражании определенному лицу, 
образцу. Иногда образцом может 
стать и антисоциальный «герой». 
Известно, какое влияние оказывает 
на подростковую преступность 
возвеличивание преступника-супермена. 
Распространившаяся 
в последнее время мода на детективную 
литературу может оказать косвенное 
отрицательное влияние на самосознание 
подростка. 
3. Реакция отрицательной 
имитации— поведение, нарочито 
противопоставленное навязываемой 
модели. 
4. Реакция компенсации 
— восполнение неудач в одной 
области подчеркнутым успехом 
в другой. (Неуспехи в учебе 
могут компенсироваться «смелым» 
поведением.) 
5. Реакция гиперкомпенсации 
— настойчивое стремление к 
успеху в наиболее трудной 
для себя области деятельности. 
Присущая подростку робость может 
побудить его к отчаянному 
поведению, к вызывающему поступку, 
например крайне чувствительный 
и застенчивый подросток выбирает 
мужественный вид 
спорта (бокс, карате и 
т. п.). 
6. Реакция эмансипации 
— стремление высвободиться из-под 
навязчивой опеки старших, самоутвердиться. 
Крайнее проявление — отрицание 
стандартов, общепринятых ценностей, 
норм закона, бродяжничество. 
7. Реакция группирования 
— объединение в группы сверстников. 
Подростковые группы отличаются 
одноплановостью, однородной направленностью, 
территориальной общностью, борьбой 
за господство над своей территорией 
(во дворе, на своей улице)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Психологический механизм антиобщественного поведения несовершеннолетних. 
 Поведение несовершеннолетних 
(подростков) имеет ряд особенностей: 
недостаточность жизненного опыта, 
низкий уровень самокритичности, 
отсутствие всесторонней оценки 
жизненных обстоятельств, повышенная 
эмоциональная возбудимость, импульсивность, 
двигательная и вербальная активность, 
внушаемость, подражательность, обостренность 
чувства независимости, стремление 
к престижу в референтной группе, 
негативизм, 
неуравновешенность 
возбуждения и торможения. Физиологическая 
перестройка организма подростка 
связана с обострением внимания 
к половым вопросам.При оптимальных 
условиях воспитания указанные особенности 
подростков могут быть компенсированы 
соответствую
щей социально-положительной 
деятельностью. 
При неблагоприятных 
социальных условиях эти особенности 
катализируют вредные влияния, приобретают 
отрицательную направленность. 
Динамизм психической 
деятельности подростка в одинаковой 
мере делает его податливым в сторону 
как социально-положительных, так 
и социально-отрицательных влияний. 
В человеческой жизни существует 
ряд переломных этапов. Однако самым 
сложным из них является этап отрочества, 
когда существо 14—16 лет уже не 
ребенок, но еще и не взрослый. Это 
возраст «социального импритинга» 
— повышенной впечатлительности 
ко всему, что делает человека взрослым. 
Существует ряд поведенческих 
стереотипов, характерных для этого 
возрастного периода, на базе которых 
формируется поведенческий тип 
подростка. 
1. Реакция оппозиции. 
Вызывается завышенными претензиями 
к деятельности и поведению 
подростка, излишними ограничениями, 
невниманием к его интересам 
со стороны окружающих взрослых. 
Эти реакции проявляются в 
прогулах, бравировании опьяненным 
состоянием, побегах из дома, а 
иногда и в антисоциальных 
действиях. 
2. Реакция имитации. Проявляется 
в подражании определенному лицу, 
образцу. Иногда образцом может 
стать и антисоциальный «герой». 
Известно, какое влияние оказывает 
на подростковую преступность 
возвеличивание преступника-супермена. 
Распространившаяся в последнее 
время мода на детективную 
литературу может оказать косвенное 
отрицательное влияние на самосознание 
подростка. 
3. Реакция отрицательной 
имитации— поведение, нарочито 
противопоставленное навязываемой 
модели. 
4. Реакция компенсации 
— восполнение неудач в одной 
области подчеркнутым успехом 
в другой. (Неуспехи в учебе 
могут компенсироваться «смелым» 
поведением.)