Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине «Психология».
Сущностные основы теории Адлера связаны с такими понятиями, как 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсация; 4) социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) креативное «Я».
концепция личности Г. Айзенка. В ней выделяются два измерения личности: интроверсия—экстраверсия и нейротизм—стабильность. Указанные два измерения (или фактора) являются независимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерений личности представляет собой некую суперчерту, так как, по Айзенку, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. Кроме того, каждая суперчерта (например, интроверсия) — это не дискретный количественный показатель, а континуум определенной протяженности. Поэтому в теории Айзенка относительно суперчерт применяется термин «тип».
| ИНТРОВЕРТ | Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный | Склонный к переменам  | 
| ЭКСТРАВЕРТ | Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный | 
К.К. Платонова, которая известна под названием динамической функциональной структуры личности, выделяются четыре процессуально-иерархические подструктуры личности. При этом задается субординация низших и высших подструктур. Основными подструктурами личности являются 1) направленность личности, 2) опыт, 3) особенности психических процессов, 4) биопсихические свойства. В свою очередь каждая из этих подструктур состоит из ряда компонентов, которые К.К. Платонов называет «подструктурами подструктур». Направленность личности включает в себя убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Опыт включает в себя привычки, умения, навыки и знания. Подструктура «особенности психических процессов» — это ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, воля, внимание. Биопсихические свойства включают в себя темперамент, половые и некоторые возрастные особенности.
Человек как субъект 
социальных отношений, носитель социально 
значимых качеств является личностью. 
Человек не рождается с готовыми 
способностями, характером и т. д. Эти 
свойства формируются в течение 
жизни, но на определенной природной 
основе. Наследственная основа человеческого 
организма (генотип) определяет его 
анатомо-физиологические 
познания, трудовой деятельности, общения. Отдельные психические свойства индивида, вступая в системное взаимодействие между собой, образуют качества личности. Эти психические качества личности традиционно подразделяются на четыре группы: 1) темперамент, 2) направленность,3) способность и 4) характер. Система этих психических качеств и образует структуру личности.
Направленность личности — ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.
Система ценностной ориентации 
личности является базой многообразных 
отношений личности к действительности. 
Различаются следующие 
1. Социальная значимость 
отношений личности, уровень их 
общественной ценности — 
2. Разнообразие потребностей 
личности, широта ее интересов 
и определенность центральных 
стержневых интересов — 
3. Степень устойчивости 
отношений — 
Социальная адаптация личности — это прежде всего ее приобщение к системе ценностей определенных социальных общностей. Среди этих ценностей существуют ценности базовые, фундаментальные для данной группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство — вот далеко не полный перечень тех сверхценностей, которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь.
Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей. Итак, поведение личности определяется ее направленностью. Направленность личности — это ценностно-ориентационная категоризация ее сознания. Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, ее стратегические и тактические цели, которые регулируют деятельность личности. Деятельность личности направляется этими целями. Но если цель — основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности — в системе человеческих потребностей
   Предпосылкой, источником 
деятельности человека 
1) условия для жизни 
и развития человека как 
2) условия для жизни 
и развития человека как 
3) условия для жизни 
и развития данного человека 
как личности, для удовлетворения 
широкой системы его 
Все эти условия образуют 
оптимальные параметры 
Потребность — испытываемая 
человеком необходимость 
Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека — его чувств, мышления, воли и сенсорных систем. Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные— текущее психическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного
индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего является основным фактором человеческой активности.
По основным видам человеческой активности можно выделить потребности, связанные с:
• трудом — потребности созидания;
• развитием — потребность в игре, познании, научении, самореализации;
• социальным общением, социальной идентификацией — нравственные и духовные потребности
Возможность анализа мотива и цели в динамике предоставляет мотивация поведения. Исследование не отдельных мотива, цели или вины, а всего процесса формирования мотива, его оформления, развития и реализации в фактических действиях, т.е. мотивации, позволяет глубже выявить внешние (социальные) и внутренние (психологические) факторы их детерминации, уяснить сложный механизм обусловленности субъективного объективным и обратного воздействия объективного на субъективное, выяснить при расследовании и судебном рассмотрении такие явления социальной действительности, как образ жизни и социальные роли субъекта, конкретная ситуация и личностные особенности индивида, опосредующие преступное поведение. Все это существенно влияет на решение вопросов о преступности и наказуемости совершенного лицом конкретного деяния[38].
Анализ мотива и цели 
в системе мотивации позволяет 
проникнуть в истоки поведения личности, 
оценить его побудительные силы 
и, следовательно, достаточно эффективно 
воздействовать на личность и факторы, 
детерминировавшие его 
При этом то обстоятельство, 
что законодатель в качестве конструктивных 
признаков составов общеуголовных 
и воинских преступлений указывает 
социальные («в связи с исполнением 
обязанностей по военной службе») и 
психологические (чувства, интересы, потребности) 
детерминанты мотива либо собственно 
мотивы или цепи, подчеркивает связь 
и место названных категорий 
в едином процессе мотивации поведения 
и то, что в закон вводится определенный 
элемент мотивации, наиболее характерный 
для данного общественно 
Изложенное свидетельствует о необходимости комплексного выявления и учета по уголовным делам не только мотивов и целей преступления, но и всех звеньев механизма преступного поведения, отвечающего на вопрос, как осуществляется поведение.
Мотив преступления – 
это детерминированное 
Цель преступления - это 
идеально представляемый и субъективно 
желаемый результат общественно 
опасного деяния, к достижению которого, 
субъект стремится 
Мотив и цель – субъективные категории, но основанные на объективных детерминантах.
В социальном плане они представляют собой субъективную реакцию лица на объективную реальность как на систему окружающих его ценностей и отношений.
В психологическом плане 
мотив и цель отражают единство интеллектуальной, 
волевой и эмоциональной сфер 
сознательно действующей 
Объективно существующие 
детерминанты составляют сущность рассматриваемых 
понятий и обусловливают 
Будучи включенными в нормы уголовного закона, мотив и цель приобретают правовое содержание и реализуют в праве свои общесоциальные функции, которые приобретают при этом качество уголовно-правовых.
Мотив и цель – неотъемлемые признаки субъективной стороны общественно опасных деяний. В совокупности с виной они образуют такое психическое отношение субъектов, которое обусловливает совершение преступления. Цель, кроме того, входит в качестве волевого момента непосредственно в содержание прямого умысла.
Мотив и цель – главные 
элементы мотивации, которая предшествует 
субъективной стороне и определяет 
ее. Мотивация как комплексная 
система помимо криминологического 
имеет важное уголовно-правовое значение. 
Тот или иной уровень актуализации 
в сознании субъектов мотивов, целей 
поведения в совокупности с их 
социальными и психологическими 
детерминантами и способами их удовлетворения, 
обусловливающий совершение субъектом 
различных по характеру и степени 
преступлений, представляется возможным 
обозначить термином «глубина антисоциальной 
мотивации преступного 
Интерес — эмоционально насыщенная направленность личности на объекты, связанные с удовлетворением его потребностей
    Темперамент 
– биологически обусловленная индивидуальная 
особенность человека, определяющая динамическую 
и эмоциональную стороны его психической 
деятельности и поведения. 
И.П. Павлов изучая особенности возбуждения 
и торможения как 2 основных процессов 
выделял 3 их свойств: 
1) сила процесса возбуждения и торможения, 
зависящая от работоспособности нервных 
клеток 
2) уравновешенность нервной системы как 
соотношение силы возбуждения и силы торможения 
3) подвижность нервных процессов как скорость 
смены возбуждения торможением и наоборот. 
Типы высшей нервной деятельности: сильный 
тип, безудержный тип, инертный тип, слабый 
тип  
К свойствам темперамента: 
• активность – энергетический потенциал 
организма 
• эмоциональность – интенсивность реакции 
на происходившее 
• социальность – легкость установления 
контактов  
• импульсивность – склонность действовать 
по первому побуждению  
• синтетичность – чувствительность 
психики, проявляемая при реагировании 
человека на внешнее воздействие 
• реактивность – это свойство, характеризующее 
степень непроизвольной реакции на внешнее 
или внутреннее воздействие одинаковой 
силы 
• активность – степень энергичности, 
с которой человек воздействует на внешний 
мир; -темп реакции  
• экстраверсия, интроверсия – свойство, 
характеризующее от чего преимущественно 
зависит реакция и деятельность человека: