Шпаргалка по "Основам педагогики и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Основа педагогики и психологии ".

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ 1.1 (шпоры).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

 

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

 

Краткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура  направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура  опыта 

Умения, знания, навыки, привычки

Соц.-биологический  уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура  форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура  биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)


 

12. Самосознание личности.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых  осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи  общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину): сознание отличия себя от остального мира; сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности; сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии  самосознания: 1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2) осознание своей активности – "Я управляю собой"; 3) осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество"); 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить: 1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект"); 2) осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я"); 3) познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект"); 4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно  выделить три пласта самосознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то – хорошие люди"); 2) группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший"); 3) просоциальный уровень ("Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть"; "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой"); 4) эстохолический уровень – уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом"; "Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку").

 

13. Соотношение понятий:  «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака: 1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт; 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека в единстве проявления всех сторон его психики. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Личность — это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Индивидуальность является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

 

14. Направленность личности.

Человек — это  общественное существо, неразрывно связанное  с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами. Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают потребности, которые должны быть удовлетворены. В деятельности также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде в частности. Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения.

Направленность  личности — это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Потребности личности — это испытываемая ею нужда в чем-либо. Мотивы личности — это те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности. Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Установки личности — это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности. Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции: 1) определять устойчивый характер протекания деятельности; 2) освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях. Цели — это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.

 

15. Понятие о группе. Виды  групп.

Общество и его экономика создают для себя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности — экономические и социальные, — на которых потом строятся и они сами в целом. Каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются, для самоутверждения).

Малые группы — это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого.

Условные  группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д. Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Формальные  группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т. д.

Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

Коллектив — высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. Характерными признаками коллектива являются: а) деятельность, направленная на общий для всех людей объект, в процессе которой они связаны местом и временем работы и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д.; б) организованное объединение людей, имеющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверенные лица (руководители); в) общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.

Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которые люди входят в действительности.

 

16. Социометрия как метод  исследования межличностных отношений  в группах.

Социометрия (от лат. societas — общество и metreo — измеряю) — метод социальной психологии (предложен Дж. Морено), позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которых можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в ней сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие между ними взаимоотношения и т.д. Статус человека в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как некоторое выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимании с его стороны. Прежде всего в социометрической статусной иерархии выделяются три категории: популярные, средние и непопулярные члены группы. По результатам социометрии они отличаются числом положительных выборов и отвержений и их сочетанием. Статус члена группы — это совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие его другими членами группы, его положение в системах групповых отношений. Он может быть высоким, средним, низким. Реальное положение человека в группе определяется не только статусом, но и взаимностью сделанных им выборов и отвержений. Чем больше взаимных выборов, тем оно стабильнее и благоприятнее. Групповая структура в целом также приобретает различный вид в зависимости от того, есть ли в ней взаимно предпочитающие друг друга мини-сообщества людей, многие ли члены групп определились в своих симпатиях или антипатиях. Если ответ отрицательный, группа пребывает на сложной ступени своего развития, характеризующейся и конфликтностью, и низкой групповой эмпатией, и эмоциональной неудовлетворенностью. Система отвержений в группе. В одних группах практически всем без исключения достается некоторое количество отвержений, даже самым высокостатусным подмачивают репутацию 3-4 недоброжелателя. В других существуют низкостатусные члены, принимающие на себя львиную долю отвержений. Характер распределения отвержений существенно влияет на общение в группе, свидетельствует о некоторых принятых в группе способах решения конфликтов.

Любая малая  группа численностью более 5-7 человек  тяготеет к внутреннему разбиению на более мелкие сообщества — микрогруппы. Каждая из них имеет свою эмоциональную структуру, иногда — своих высокостатусных членов. Внутри достаточно большой по численности группы (15-25 человек) может существовать очень сложная социальная структура: несколько микрогрупп, которые как-то взаимодействуют друг с другом, отдельные пары и тройки, а также низкостатусные члены. Взаимоотношения между устойчивыми микрогруппами многое определяют в эмоциональном климате всего коллектива.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам педагогики и психологии"