Шпаргалка по "Основам педагогики и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Основа педагогики и психологии ".

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ 1.1 (шпоры).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

В коре головного мозга  каждому анализатору отведена отдельная  область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в средней части верхней височной извилины; двигательная чувствительность — в центральной извилине.

Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиологическому механизму «рефлекторного кольца», обеспечивающего постоянную обратную связь человека с окружающим миром. Принцип обратной связи, открытый И. М. Сеченовым и разработанный затем в трудах И. П. Павлова, П. К. Анохина, позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности. 

 

23. Понятие о восприятии. Виды и свойства восприятий.

Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие — не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Их вызывают определенные волевые усилия человека.

Непреднамеренные восприятия — это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) — это целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Свойства  восприятия:

Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Предметность  восприятия отражает возможности человека реагировать на воздействия конкретных предметов окружающей действительности, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепция — это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает свое отношение к ним.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т. д. Благодаря осознанию человеком сущности и назначения предметов становится возможным и целенаправленное их использование.

Константность восприятия — это постоянство в восприятии, которое обусловлено знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно им ранее.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Большое значение в функционировании восприятий и проявлении их свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизические закономерности их проявления в ходе собственно восприятия человеком. По этой причине пространство, форма, объемность, величина, глубина, удаленность, линейная и воздушная перспективы должны правильно отражаться органами чувств.

Восприятие возникает  как результат одновременно действующих  комплексных раздражителей и функционирует как следствие осуществляемой тогда же согласованной деятельности нескольких анализаторов, которая протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы  соответствующих мозговых центров анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам.

По сравнению  с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Нейроны-детекторы — высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

«Рефлекс  на отношение» — физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеют качество раздражителей и особенности отношений между ними.

В результате в  мозге формируется отчетливый образ, полученный в результате анализа одновременного воздействия многочисленных раздражителей.

 

24. Понятие о вторичных образах, их физиологический механизм.

Персеверирующими  образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие.

Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.

Это же явление  характерно и для слуховых образов. Например, после того как вы услышали какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво «звучит в ушах». Чаще всего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание.

Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроизвольностью, как бы навязчивостью, и тем, что они представляют собой почти простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последовательных образов тем, что могут быть во времени отделены от восприятия несколькими часами, а иногда даже и днями.

 

Примечание. Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».

 

25. Понятие о памяти. Виды и процессы памяти.

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Различают следующие процессы памяти.

Физиологической основой памяти являются следы имевших  место ранее нервных процессов, сохраняющиеся в коре больших  полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет на ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение повторяющихся нервных процессов, а также делают возможным их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а в процессе функционирования памяти они представляют собой лишь «следы» ранее имевших место нервных процессов.

Различают следующие виды памяти: наглядно-образную память — на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.п. образы; словесно-логическую память — на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации; двигательную память — на движения; эмоциональную память — на переживания.

Кроме того, в  зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Механическая память — это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается. Логическая (смысловая) память — это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

Процессы  памяти: запоминание — запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения; сохранение — удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени; воспроизведение — активизация закрепленного ранее содержания психики; узнавание — сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.

 

26. Теории памяти.

Психологические теории памяти

1. Ассоциативное  направление. Представители этого направления считали, что в основе памяти лежат ассоциации. Ассоциация выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований: если определенные психические образования возникают в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь. Повторное появление какого-либо из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех ее элементов. Необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями, согласно данной теории, является одновременное появление их в сознании. Поэтому задача изучения механизмов запоминания перед ее сторонниками вообще не возникала. Они ограничивались характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений». Все многообразие таких условий было сведено к следующим трем типам: пространственно-временная смежность объектов; подобие; различие или противоположность. В соответствии с этими типами внешних условий выделяют следующие ассоциации: по смежности; по сходству; по контрасту. Кроме этих простых видов ассоциаций выделяют сложные ассоциации — смысловые. В них связываются два явления, которые действительно постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. По мнению представителей данного направления, эти ассоциации являются основой наших знаний. При том что в целом теория верно характеризует некоторые особенности памяти человека, нельзя все многообразие проявлений памяти свести к ассоциациям. Сторонники данного направления не учитывали активности субъекта (законы ассоциации действуют вне и помимо деятельности субъекта).

2. Гештальтизм. Под понятием «гештальт» подразумевают целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. Пример — лицо человека. Мы запоминаем лица людей не по отдельным признакам — особенностям строения глаз, носа, губ, а целиком. Элементному подходу ассоцианистов к явлениям сознания гештальтисты противопоставляет прежде всего принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В соответствии с этим в качестве основы образования связей гештальтисты видят организацию материала, его структуру. Сторонники гештальтпсихологии считают, что структура следов в коре головного мозга аналогична структуре запоминаемого материала по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. Принцип целостности они рассматривают как изначально данный. Действительно, запоминание в той или иной степени определяется организацией запоминаемого материала, его структурой. Верно и то, что целое не есть простая сумма составляющих его частей. Однако и здесь не учитывается активность субъекта (законы гештальта действуют вне и помимо деятельности субъекта).

3. Современная  психологическая теория. В качестве основного понятия рассматривается деятельность личности. Именно деятельность детерминирует формирование всех познавательных психических процессов, в т.ч. и процессов памяти. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Связи наиболее продуктивно образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а тем, что с ним делает субъект.

Физиологические теории памяти

Нейрофизиологическая  теория. Суть данной теории состоит в том, что нейроны образуют замкнутые цепи, по которым совершается движение нервных импульсов. При этом повторное прохождение нервных импульсов по тем же самым нервным путям облегчается. Это обеспечивается изменением синапсов (синапс — место контакта нейронов друг с другом). Чем большее число раз проходит нервное возбуждение по одним и тем же цепям нейронов (а это получается тогда, когда долго и ярко существует замкнутый контур в момент образования воспоминания), тем легче может снова пройти возбуждение по этому контуру. Потому теория имеет еще одно название — теория нейронных моделей.

Еще одна теория в рамках физиологического подхода направлена на объяснение механизма кратковременной и долговременной памяти. Согласно этой теории, запоминание протекает в две стадии. На первой стадии в нейронах происходит обратимая кратковременная электрохимическая реакция, длящаяся секунды или минуты. Ее считают основой кратковременной памяти. Некоторые авторы высказывают мнение, что стадия кратковременной памяти продолжается около одного часа. Это подтверждается такими опытами: материал, выученный за час до опыта с электрошоком, в памяти сохраняется, а выученный за 40 или 20 минут — полностью исчезает. Вторая стадия, возникающая на основе первой, — это необратимая биохимическая реакция. При этом в клетках происходят необратимые химические изменения, которые являются основой долговременной памяти.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам педагогики и психологии"