Шпаргалка по "Основам нейропсихологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 14:22, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Направления современной нейропсихологии. Значение нейропсихологии для медицинской практики. 2. Лурия А.Р. – основоположник отечественной нейропсихологии. История изучения локализации высших психических функций. 3. Определение нейропсихологических симптома, синдрома, фактора.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к зачету по нейропсихологии.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

ОСНОВЫ  НЕЙРОПСИХОЛОГИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет, задачи  и методы нейропсихологии. Направления  современной нейропсихологии. Значение  нейропсихологии для медицинской практики.

Нейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.

Общая задача для  всех направлений: изучение мозговых механизмов психической процессов.

Направления нейропсихологии:

1. Клиническая  нейропсихология (при локальных  поражениях мозга). Задача: изучение  нейропсихологических синдромов,  возникающих при поражении того  или иного участка мозга, и  сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

2. Реабилитационное  направление – реабилитация после  локального поражения мозга. Задача: восстановление ВПФ, нарушенных  вследствие локальных поражений  головного мозга.

3. Экспериментальная  нейропсихология – изучает нарушения ВПФ с помощью экспериментов. Задача: экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС.

4. Нейропсихология  детского возраста. Специфика нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях.

5. Нейропсихология  старческого возраста (с 45 лет).

6. Нейропсихология  индивидуальных различий – исследуется  профилелотеральная организация.  Задача: изучение мозговой организации  психических процессов и состояний у здоровых лиц. Ответ на вопрос: возможно ли в принципе распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц. Психодиагностика с применением нейропсихологических зна-ний в целях профотбора, профориентации и т.п.

7. Нейропсихология  пограничных состояний. Анализ  изменений ВПФ под влиянием  психофармакологических препаратов.

8. Психофизиологическое направление – изучаются ВПФ психофизиологическими методами.

Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.

2. Лурия  А.Р.  – основоположник отечественной нейропсихологии. История изучения локализации высших психических функций.

В нейропсихологии  на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической Деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной Деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на

3 основных  структурно-функциональных блока: I-й – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации; III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности. Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

Первый  – энергетический – блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок мозга регулирует процессы активации: общие генерализованные изменения активации, являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные изменения активации, необходимые для осуществления ВПФ.

Функциональное  значение первого блока в обеспечении психических функций состоит в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.,связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации.является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. воспринимает и перерабатывает разную интероцептивную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.участвует в осуществлении любой психической Деятельности и особенно – в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом.

Второй  блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ.

Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих  объдинить ее в единый блок мозга. В ней выделяют «ядерные зоны»  анализаторов и «периферию», или  первичные, вторичные и третичные  поля. К ядерным зонам анализаторов относят первичные и вторичные поля, к периферии – третичные поля.

Все первичные  корковые поля характеризуются топическим принципом организации («точка в  точку»), согласно которому каждому  участку рецепторной поверхности (сетчатки, кожи, кортиевого органа) соответствует определенный участок в первичной коре, что и дало основание называть ее проекционной. Величина зоны представительства того или иного рецепторного участка в первичной коре зависит от функциональной значимости этого участка. Первичные корковые поля непосредственно связаны с соответствующими релеядрами таламуса.

Функции первичной  коры состоят в максимально тонком анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности, причем клетки-детекторы первичных полей реагируют на соответствующий стимул по специфическому типу (не проявляя признаков угашения реакции по мере повторения стимула).

Вторичные поля коры получают более сложную, переработанную информацию с периферии, чем первичные. Вторичные корковые поля функционально объединяют разные анализаторные зоны, осуществляя синтез раздражений и принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической Деятельности.

Третичные поля коры задних отделов больших полушарий  находятся вне «ядерных зон» анализаторов. К ним относятся верхнетеменная область, нижнетеменная область, средневисочная область и зона ТРО. Для третичных полей коры характерен «третичный ассоциативный комплекс», т.е. переключение импульсов от клеток II-го слоя к клеткам III-го слоя. Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями лишь с другими корковыми зонами.

Третичные поля коры многофункциональны. С их участием осуществляются сложные надмодальностные виды психической Деятельности – символической, речевой, интеллектуальной. Особое значение среди третичных полей коры имеет зона ТРО, обладающая наиболее сложными интегративными функциями.

Третий  блок – блок программирования, регуляции  и контроля за протеканием психической  Деятельности – включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.

Многочисленные  корково-корковые и корково-подкорковые  связи конвекситальной коры лобных долей мозга обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки  и интеграции самой различной  афферентации, а с другой – осуществления различного рода регуляторных влияний. Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической Деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, предполагает, что различные  этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической Деятельностью  осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга.

 

В начальной  стадии формирования мотивов в любой  сознательной психической Деятельности (гностической, мнестической, интеллектуальной) принимает участие преимущественно 1 блок мозга. Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической Деятельности. 1 блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической Деятельности (переживание успеха – неуспеха). Стадия формирования целей, программ Деятельности связана преимущественно с работой 3 блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия Деятельности реализуется преимущественно с помощью 2 блока мозга. Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической Деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.

3. Определение  нейропсихологических симптома, синдрома, фактора.

Функциональная  система – морфофизиоло-гическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П.К. Анохина для объяснения мозговых механизмов ВПФ; совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в единую систему для достижения конечного результата. Функциональные системы, лежащие в основе психической сознательной Деятельности человека, характеризуются большей сложностью (более сложным составом звеньев, иерархической организацией и т.п.) по сравнению с функциональными системами, лежащими в основе физиологических функций и даже поведенческих актов животных. Различные по содержанию ВПФ (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными системами.

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Нейропсихологический  синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический  фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической Детятельности, нарушение которой ведет к появленияю нейропсихологического синдрома.

Согласно теории системной динамической локализации  ВПФ человека, каждая ВПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое  состоит из высоко дифференцированных структур (систем, зон), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами (факторами) следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в этих мозговых структурах и обеспечивают реализацию определенных аспектов (параметров) функции. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов, составляющих в целом закономерное сочетание нарушений ВПФ – определенный нейропсихологический синдром.

Теория системной  динамической локализации ВПФ обладает большой эвристической ценностью, позволяя не только объяснять разнообразную  клиническую феноменологию, но и  предсказывать новые факты и планировать новые исследования.

4. Теория  системной динамической локализации  функций.

Теория системной  динамической локализации высших психических  функций - разработанная Л.С.Выготским  и А.Р.Лурия теория, согласно которой:

- психические  функции человека рассматриваются как системные образования, которые формируются прижизненно, являются произвольными и опосредствованными (речью);

- физиологической  основой психических функций  выступают функциональные системы,  включающие афферентные и эфферентные  взаимозаменяемые звенья, связанные с определенными мозговыми структурами;

- у различных  функциональных систем существуют  общие звенья, которые могут участвовать  в реализации многих психических  функций. 

Теория системной  динамической локализации высших психических функций — оригинальная теория, предложенная Л. С. Выготским и развитая А. Р. Лурия, объединяющая мозговую организацию психических процессов; теоретическая основа нейропсихологии. Т. с. д. л. в. п. ф. тесно связана с общепсихологическими представлениями о высших психических функциях, как о системных по своему строению, прижизненно возникающих, социально детерминированных процессах, опосредованных знаками и символами (главным образом речью), произвольных по способу управления. Т. с. д. л. в. п. ф. создавалась в борьбе против узкого локализационизма и антилокализационизма — двух основных концепций в решении проблемы "мозг и психика". Она боролась также с эклектическими представлениями о мозговых механизмах психических процессов, объединяющими эти оба направления. Согласно Т. с. д. л. в. п. ф. мозг как субстрат психических процессов не является совокупностью мозговых "центров" различных "психических способностей" (узкий локализационизм) и не представляет собой недифференцированное целое, во всех своих отделах в равной степени связанное со всеми психическими "способностями" (антилокализационизм). Согласно данной теории мозг — это дифференцированное целое, различные структуры которого обеспечивают реализацию различных параметров (аспектов, звеньев) психической функции. Совокупность этих структур составляет определенную функциональную системы или морфо-физиологическую основу конкретной психической функции. Таким образом, высшим психическим функциям как системным образованиям соответствует их системная мозговая организация. Динамический характер этой организации проявляется в онтогенезе и при компенсации нарушенных функций. Т. с. д. л. в. п. ф. смогла объяснить, почему при поражении одного участка мозга появляются одновременно нарушения не одной, а целой совокупности функций и почему одна и та же психическая функция нарушается при самых различных локальных поражениях мозга. Эти клинические факты не способны объяснить никакая другая теория мозговой организации психических процессов. Т. с. д. л. в. п. ф. позволила по-новому объяснить нейропсихологические синдромы и — главное — дать качественную оценку нарушениям высших психических функций. Создание данной теории — большая заслуга отечественной нейропсихологии, с ее позиций можно систематизировать огромный фактический материал, накопленный в нейропсихологии и прогнозировать дальнейшее развитие этой области науки о мозге. Справедливость Т. с. д. л. в. п. ф. подтверждена многолетней практикой — нейропсихологической диагностикой локальных поражений головного мозга и нейропсихологической реабилитацией нарушений высших психических функций.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам нейропсихологии"