Шпаргалка по "Медицинской психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1. Психологический кризис, признаки, причины, разновидности.
2. Принципы и методы кризисного вмешательства.
3. Принципы и задачи кризисной психотерапии.
4. Индивидуальная кризисная психотерапия.
44. Психологические проблемы взаимоотношений психолога, врача, пациента.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпора.docx

— 104.97 Кб (Скачать файл)

1 Психологический кризис, признаки, причины, разновидности

Психологический кризис – это состояние  резкого несоответствия между потребностями  человека, его способностями, возможностями  с одной стороны и требованиями окружающей среды, с другой стороны. Основные признаки кризисного состояния: Тотальность. Затрагивает весь организм человека целиком (тело, психику и  отношения с миром). Длительность. Может исчисляться неделями, месяцами, годами. Динамичность. Всегда с чего-то начинается, состоит из последовательных фаз, завершается. Если присутствуют все  три признака, то можно говорить о кризисе. Кризисы бывают: Возрастные кризис Развития. Наступают с определенным возрастом. Предсказуемы. Могут затягиваться. Подростковый кризис может обнаружиться у 35-летнего мужчины. Кризисы обстоятельств. Внезапны и непредсказуемы, к ним нельзя подготовиться, и особых ресурсов у человека для проживания нет (внезапная смерть близкого человека, развод, пожар). Экзистенциальный кризис. Включает в себя 4 кризиса: Подростковый кризис. Формируется идентичность. Подросток задает себе вопросы: Ктоя? Кем мне быть? Как мне жить? Кризис середины жизни. Этот кризис порождает концепцию личной смертности. На этом возрастном отрезке человек создает некий жизненный путь, с началом и концом. Приходит осознание, что жизнь не вечна, и я уже нахожусь в середине пути, могу смотреть и в прошлое и в будущее, и если, обернувшись назад, вижу, что живу не так, как хочу, то начинается кризис. Задача этого кризисы построить проект усовершенствования собственной жизни. Кризис 40-летних. Этот кризис еще называется кризисом побед. Все есть, а ничего не радует. Путь проживания этого кризиса – встреча с собой. Человек, вдруг понимает, что выполнял чужие задачи, воспроизводил чужие программы и тогда начинает проживать свою жизнь. Кризис пожилого возраста. Этот кризис во многом зависит от того, как были пройдены предыдущие кризисы. Если человек не прошел подростковый кризис(не понимает Кто Я?), не написал собственный проект и не встретился с собой, то этот кризис проходит очень болезненно, а если прожил ту жизнь, которую хотел, то наступает благое время. Суицидальные кризисы. Такие кризисы наступают при утрате базовых ценностей, того, без чего человек не видит себя в жизни. Единственный кризис, который угрожает жизни человека, поэтому у близких людей должна быть мгновенная реакция на человека в этом кризисе. Должна быть оказана срочная психологическая помощь!!! Кризисы систем. Система – это все то, что больше человеческого организма. Например, семейная система и человек из этой системы может быть носителем кризиса.Кризисы могу быть как отдельными, так и множественными. Могут состоять из двух и более кризисов. Множественные кризисы очень трудно переживаемы, поэтому, не затягивайте, обращайтесь к профессионалам за психологической помощью и поддержкой, при прохождении кризисов в вашей жизни. Кризисы неизбежны, т.к только через проживание кризисов человек развивается и растет. Их не надо бояться, а знать, что происходит и своевременно и правильно проживать и идти вперед. 

2. Принципы и методы  кризисного вмешательства

Кризисное вмешательство – экстренная психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса. Базируется на принципах краткосрочности, реалистичности, личностной вовлеченности профессионала  или добровольца кризисной помощи и симптомо-центрированного контроля.

Ведущими методами кризисного вмешательства  являются кризисное консультирование и кризисная психотерапия. Кризисная психотерапия показана при так называемых осложненных кризисах, т. е. при развитии или высоком риске развития болезненных состояний у человека, переживающего кризис.

Основные принципы кризисного вмешательства0

1. Эмпатический контакт.

2. Безотлагательность.

3. Высокий уровень активности консультанта.

4. Ограничение целей.

5. Поддержка..

6. Фокусированность на основной проблеме.

7.Уважение.

Кризисная помощь должна быть реалистичной и целенаправленной, поэтому ее общая  стратегия может быть построенной  по типу обучения стратегии решения  проблем.

Программа кризисной помощи как модели решения проблем

1.  Выявление проблемы.

2.  Выяснение действий человека, переживающего кризис.

3.  Помощь в поиске путей выхода из кризиса.

Итак, общим смыслом описанной  стратегии действий является помощь в (1) понимании смысла происшедшего, (2) в восстановлении чувства контроля над своей жизнью, (3) восстановлении реалистичной самооценки.

В основе методов, используемых в ходе кризисного вмешательства, лежат прежде всего теории кризиса и стресса, а также когнитивные теории и теории "коупинга", рассматривающие способы преодоления человеком трудных жизненных ситуаций. 

3. Принципы и задачи  кризисной психотерапии

По своему характеру кризисная  психотерапия близка к когнитивно-поведенческой психотерапии и включает три этапа (метода): кризисная поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации, необходимого для разрешения конфликтной ситуации.

 Индивидуальные терапевтические  программы кризисной психотерапии  применяются дифференцированно  в зависимости от актуальности  суицидальных переживаний. 

 Терапевтические задачи на  этапе кризисной поддержки соответствуют  уровню имеющейся терапевтической  мотивации. На этапе кризисного  вмешательства осуществляется коррекция  терапевтического контракта с  постановкой терапевтических задач,  позволяющих изменить отношение  к кризисной ситуации.

 Схематично задачи кризисной  психотерапии могут быть представлены  в виде следующей индивидуальной  терапевтической программы, включающей  конкретные терапевтические цели (мишени), для пациента, впервые обратившегося  за кризисной психотерапией на  высоте кризисного состояния  с высоким суицидальным риском.

^ Схема индивидуальной психотерапевтической  программы кризисной психотерапии:

I. Этап кризисной поддержки:

1. Установление терапевтическою контакта.

2. Раскрытие суицидоопасных переживаний.

3. Мобилизация адаптивных вариантов  копинг-поведения и личностной защиты.

4. Заключение терапевтического  контракта.

II. Этап кризисного вмешательства:

1. Когнитивный анализ неопробованных  способов решения кризисной проблемы.

2. Выявление неадаптивных когнитивных  механизмов, блокирующих оптимальные  способы разрешения кризисной  ситуации.

3. Коррекция неадаптивных когнитивных  механизмов.

III. Этап повышения уровня адаптации:

1. Поведенческий тренинг неопробованных  способов разрешения кризисной  ситуации.

2. Выработка навыков самоанализа  и самонаблюдения за неадаптивными  когнитивными механизмами, а также  их преодоления.

3. Введение новых значимых других  для поддержки и помощи после  окончания кризисной терапии.

 В настоящее время кризисная  психотерапия применяется в трех  основных формах: индивидуальной, семейной  и групповой. 

4. Индивидуальная кризисная  психотерапия

Применяются различные методы и  варианты краткосрочной психотерапии, которые проводятся с соблюдением  указанных выше этапов (см. вопр 3). Особенностями индивидуальной кризисной психотерапии является использование специальных технических приемов. На этапе кризисной поддержки при установлении терапевтического контакта применяется прием выслушивания, мастерство психотерапевта состоит в том, чтобы любыми средствами «разговорить» пациента и создать условия для проговаривания им травмирующих переживаний. Психотерапевтические задачи считаются реализованными, когда, пациент самостоятельно перестает говорить на травмирующую для него тему и самостоятельно же выбирает другую тему для обсуждения. По невербальным признакам отмечается снижение эмоционального напряжения и эмоциональная разрядка пациента при сфокусированном обращении к теме травмирующих переживаний. Далее реализуется терапевтическая задача актуализации адаптивных вариантов копинг-поведения и личностной защиты, требующие обязательной эмоциональной поддержки пациента. Реализуя эту задачу, психотерапевт актуализирует антисуицидальную мотивацию путем обращения пациента к прошлым достижениям и будущим перспективам. Этап кризисной поддержки завершается заключением терапевтического контракта, основная задача которого состоит в кризисной психотерапии — локализации кризисной ситуации и проблематики. Кризисное вмешательство имеет своей целью реконструкцию нарушенной микросоциальной сферы пациента и когнитивной перестройки его представлений о причинах и путях выхода из кризиса. На этом этапе применяются известные технические приемы когнитивно-поведенческой психотерапии. Особенностью психотерапевтической работы является точная фокусировка пациента на терапевтических задачах этапа и игнорирование его стремления вернуться к обсуждению симптоматики и других незначимых проблем. На этапе повышения уровня адаптации применяются различные варианты поведенческой психотерапии, проводится индивидуальный поведенческий тренинг, который может быть реализован через систему домашних заданий пациенту.

 Примерами психотерапии кризисных  состояний являются аксиопсихотерапия (метод, направленный на переоценку ценностей, переориентацию больного, адаптацию его к реальности) и профилактически-ориентированная патогенетическая психотерапия.

Профилактически-ориентированная  патогенетическая психотерапия (Бараш) также может быть отнесена к эмоционально-когнитивным методам. Она базируется на принципах краткосрочности (интенсивности, фокусировки), реалистичности, интегративности (пластичности, личностной включенности) психотерапевта и симптомо-центрированного контроля, использует парадоксально-шоковые приемы («все гораздо хуже», «уход в другую жизнь», «предсмертный договор с психотерапевтом» и др.), анализ причин кризиса, поиск «забытых в прошлом» потребностей и интересов пациента и путей их актуализации в ситуации блокирования «единственной цели в жизни». Цель терапии — преодоление сверхценного эгоцентризма и однонаправленного программирования жизни, косвенное научение конструктивному рационально-эмоциональному сопротивлению последующим жизненным кризисам. 

5. Групповая кризисная  психотерапия

Групповая кризисная психотерапия является высокоспецифичной формой кризисной психотерапии, которая  удовлетворяет повышенную потребность  кризисного пациента в психологической  поддержке и практической помощи со стороны окружающих. Кризисная  психотерапия направлена на разрешение актуальной ситуации, обладающей для  пациента жизненным значением. Это  обусловливает краткосрочность, интенсивность  и ее проблемную ориентацию. В фокусе занятий кризисной группы находятся, как правило, высокозначимые для пациентов взаимоотношения в их реальной жизни, а не взаимодействия, происходящие между членами группы «здесь и сейчас».

 Показаниями для этого вида  кризисной психотерапии являются: 1) наличие суицидальных тенденций  или высокая вероятность их  возобновления при ухудшении  кризисной ситуации; 2) выраженная  потребность в психологической  поддержке и практической помощи, установлении значимых отношений  взамен утраченных, необходимость  создания терапевтической и жизненной  оптимистической перспективы, разработка  и проверка новых способов  адаптации; 3) готовность обсуждать  свои проблемы в группе, рассматривать  и воспринимать мнение участников  группы с целью терапевтической  перестройки, необходимой для  разрешения кризиса и профилактики  его рецидива в будущем. Окончательные  показания устанавливаются на  основании наблюдения за поведением  пациента на первом групповом  занятии и знакомства с его  переживаниями, связанными с участием  в группе. Недостаточный учет  данного положения может привести  к отрицательному воздействию  группового напряжения на состояние  пациента и усилению суицидальных  тенденций. Размеры кризисной  группы ограничиваются 10 участниками.  Обычно в нее включаются два  пациента с высоким суицидальным  риском. Низкая групповая активность  кризисных пациентов преодолевается  тем, что в группу в качестве  сублидера — проводника эмоционального влияния психотерапевта включается больной с выраженной акцентуацией характера или психопатией аффективного или истерического типа с нерезко выраженной ситуационной декомпенсацией. Состав группы разнороден по возрасту и полу, Неотложность решения кризисных проблем, охваченность ими позволяют максимально интенсифицировать психотерапевтические воздействия. Групповые занятия проводятся до 5 раз в неделю и длятся 1,5-2 ч. С учетом того, что обычные сроки разрешения пациентом кризиса составляют 4-6 нед, курс групповой кризисной психотерапии равен в среднем 1 мес. За такой срок оказывается возможным сплочение группы на основе общих кризисных проблем. Группа является открытой, в открытой кризисной группе легче осуществляется когнитивная перестройка путем взаимного обогащения жизненным опытом, обменом различными способами адаптации. Психотерапевт в кризисной группе чаще прибегает к прямым вопросам, предлагает темы дискуссий и способы решения проблем, а при актуализации суицидальных тенденций у какого-либо участника группы осуществляет непосредственное руководство его поведением. Описанные факторы лечебного действия кризисной психотерапии (поддержка, вмешательство, повышение уровня адаптации) осуществляются поэтапно в отношении каждого участника группы. В то же время в ходе одного занятия в зависимости от состояния пациентов обычно используются все три элемента кризисной психотерапии.

 

6. Телефонное консультирование

Телефонное консультирование. возникла более 40 лет назад. Местом ее рождения стал Лондон, а зачинателем стал англиканский священник Чад Вара. Основными принципами работы телефонного консультанта являются анонимность и конфиденциальность (Полеев, Креславский. Это дает ему возможность почувствовать себя свободным в изложении личных проблем и сложных ситуаций, которые в силу анонимности оказываются как бы отделенными от него. В свою очередь, телефонные консультанты не должны предоставлять абоненту информацию, которая поможет найти их вне стен службы. В обоюдных интересах не следует предоставлять данных относительно расположения службы или места своего жительства. Не нужно снабжать их сведениями о времени работы другого сотрудника «Телефона доверия». Консультантам категорически воспрещается выходить с позвонившими на очный контакт или строить беседу так, чтобы у абонента возникла надежда на вероятность такой встречи. Помещение службы «Телефон доверия» должно быть открыто только для дежурных сотрудников. Во время дежурства в комнате консультантов должны находиться только дежурные работники. Конфиденциальность работы службы заключается в том, что все без исключения телефонные разговоры, журналы или иные формы регистрации телефонных бесед, картотеки и информационные материалы доступны только для сотрудников службы. Этой информацией не следует делиться ни с кем вне ее стен, включая родственников, друзей или знакомых. Обсуждение телефонного разговора возможно только между дежурными сотрудниками или супервизором при возникновении необходимости в оказании взаимопомощи, а также во время обучающих занятий, используя лишь фабулу соответствующей беседы. Анонимность и конфиденциальность являются не только организационными, но и основными этическими правилами телефонной помощи.  Принципы анонимного телефонного консультирования:

1) Постоянная доступность

2) Анонимность и конфиденциальность

3) Уважение звонящего

4) Защита звонящего 

7. Суицидальное поведение как экстремальная форма реакции на кризис

Факторы, влияющие на суицидальное поведение.

1. Предшествующая попытка суицида

2. Суицидальная угроза.

3. Ситуационные факторы:· Хронические  прогрессирующие болезни (рак,  СПИД).· Проблемы материального  благополучия. Смерть любимого человека.·  Развод.

4. Семейные факторы. Негативные  внутрисемейные отношения. “Козел  отпущения”.

5. Эмоциональные нарушения. Депрессией  страдают 50 — 80 % суицидентов.

Информация о работе Шпаргалка по "Медицинской психологии"