Шпаргалка по "Медицинской психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1. Психологический кризис, признаки, причины, разновидности.
2. Принципы и методы кризисного вмешательства.
3. Принципы и задачи кризисной психотерапии.
4. Индивидуальная кризисная психотерапия.
44. Психологические проблемы взаимоотношений психолога, врача, пациента.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпора.docx

— 104.97 Кб (Скачать файл)

Использование экспертизы для решения  специальных задач базируется на ряде принципов, основные из которых таковы:

• экспертные оценки должны быть получены от признанных в определенной области  знаний специалистов, в максимально  систематизированной форме, дающей возможность их обобщения;

• для получения суждений экспертов  в максимально систематизированной  форме необходимо поставить перед  ними четко сформулированную задачу;

• выбор экспертов, постановка перед  ними задач, обобщение их суждений должны основываться на определенной методике. 

39. Права и обязанности  психолога-эксперта

Основной процессуальной обязанностью эксперта-психолога является дача объективного заключения на основе проведенных исследований в соответствии с его специальными познаниями по вопросам, поставленным перед ним органом, ведущим производство по делу. При этом каждый член экспертной комиссии несет личную ответственность  за данное им заключение. Кроме того, эксперт-психолог обязан:

•явиться по вызову органа, назначившего экспертизу, и в частности на допрос, и дать правдивые показания по поводу проведенного исследования и данного заключения

•Эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если:

§он является потерпевшим, свидетелем, кем-нибудь из участников дела или их представителем;

§он является родственником потерпевшего, обвиняемого или их законных представителей, а также родственником обвинителя, защитника или лица, производившего дознание;

§он находится или находился в служебной или иной зависимости от обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца или ответчика;

§он участвовал в деле в качестве специалиста;

§имеются другие обстоятельства, которые дают основание считать, что эксперт лично заинтересован в уголовном деле;

•не разглашать данные предварительного расследования без разрешения органа дознания, следователя, прокурора

•сообщить в письменном виде о невозможности дать заключение, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных психологических познаний или предоставленные материалы недостаточны для дачи заключения.

Эксперт-психолог имеет  право:

•знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы

•ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

•присутствовать при производстве следственных (судебных) действий, а также задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету экспертизы с разрешения следователя или суда;

•эксперты имеют право совещаться между собой перед дачей заключения. Эксперт, не согласный с мнением остальных членов комиссии, составляет отдельное заключение. Таким образом, если мнения экспертов-психологов разделились, то по поводу одного и того же подэкспертного составляются два (или более) заключения;

•обжаловать такие действия лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда, которые ущемляют права эксперта-психолога;

•если эксперт-психолог не является сотрудником экспертного учреждения, он имеет право на вознаграждение за проведенное им экспертное исследование. 

40. Цели и задачи психологической  реабилитации

Целью реабилитации является оздоровление больного (инвалида) и оказание ему помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики перенесенной им травмы или болезни. Варианты реабилитации: адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте; реадаптация — работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии; работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности, но отличающейся пониженной нагрузкой; при невозможности реализации вышеизложенных пунктов полная переквалификация с последующим трудоустройством на том же предприятии; переквалификация в реабилитационном центре с подысканием работы по новой специальности. Основные задачи реабилитации: ускорение выздоровления; улучшение исходов травмы (болезни), в том числе профилактика осложнений; направленность всех реабилитационных мероприятий на сохранение жизни больного; предупреждение инвалидности или смягчение ее проявлений; возвращение человека к активной жизни, трудовой и профессиональной деятельности; возвращение в общество профессиональных кадров; значительный экономический эффект для общества — вклад кадров, возвращенных в строй, плюс устранение затрат. Таким образом, основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать больного или инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественный трудовой процесс, исходя из того, что трудовая деятельность является не только необходимым социальным условием полноценного существования человека, но и подчас решающим фактором излечения 

41. Основные направления  развития психологической реабилитации

В основе реабилитации психической  лежит представление о болезни  как разрушительном процессе в организме, характерном не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной  сфере. Возвращение к здоровью предусматривает  устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности  в своих силах, тревоги о возможности  ухудшения состояния и рецидива болезни, и пр.

 Особое внимание уделяется  работе, направленной на компенсацию  утраченных профессиональных и  социально-адаптивных качеств.

 Осуществление реабилитации  психической требует создания  психологических условий, содействующих  сохранению положительного эффекта  лечения — например, организация  досуга, общения, диспансеризация.

Основные направления  деятельности психологической реабилитации

1. Психологическое консультирование. В рамках данного вида деятельности  оказывается психологическая помощь  и поддержка по следующим направлениям:

•индивидуальное консультирование:

- консультирование в сложных  жизненных ситуациях, перенесенных  утратах, переживаниях, связанных  с жизненным кризисом или трудностями  в общении;

- содействие в саморазвитии  и самосовершенствовании личности;

- помощь в осознании индивидом  его основных потребностей, мотивов,  установок, отношений, особенностей  его поведения и эмоционального  реагирования, адекватности своих  реакций  новым условиям;

•психокоррекция межличностных отношений (детско-родительских, супружеских и т. д.);

•психологическое консультирование по вопросам построения карьеры и  профессиональной ориентации.

2. Психологическая диагностика,  осуществляемая с помощью специальных  методик. В рамках диагностики  можно определить:

•личностные особенности;

•коммуникативные способности;

•структуру интеллекта;

•профориентацию.

3.  Групповые формы работы:

•тренинги, направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникации;

•обучение приёмам саморегуляции»

•формирование социально-адекватного  поведения;

•адаптация к меняющимся условиям жизни.

4.Психопрофилактика расстройств,  повышение стрессоустойчивости.

В заключении можно сделать вывод, что реабилитационные мероприятия  являются эффективным способом коррекции  и нормализации психофизиологического  состояния клиентов, находящихся  в состоянии стресса, хронической  усталости, переживающих острое горе. 

 

42. Методы психологической  реабилитации 

 Реабилитация представляет  собой одновременно цель (восстановление  или сохранение статуса личности), процесс, имеющий нейрофизиологические  и психологические механизмы,  и метод подхода к больному.

Наиболее адекватно целям реабилитации служит психотерапия. Смягчение проявлений и течения психических заболеваний  и расширение возможностей современного психофармакологического лечения  способствовало возрастанию роли и  повышению эффективности психотерапевтического  воздействия. При этом точкой приложения психотерапии, в отличие от биологических  методов лечения, является не сам  патологический процесс (хотя его зависимость  от эмоциональных факторов и деятельности человека бесспорна), а личность пациента и система его отношений к  действительности.

Вопрос о соотношении индивидуальной и групповой психотерапии при  проведении реабилитации может решаться в сторону повышения интенсивности, как той, так и другой. Индивидуальная работа с клиентом важна для выявления  ею основной внутри- и межличностной  проблематики, формирования мотивации  эффективному участию в групповых  занятиях, коррекции реакций на ситуации группового взаимодействия. Групповая  психотерапия во всех ее многочисленных вариантах может рассматриваться  как наиболее адекватный метод реабилитации (ресоциализации) больных не только неврозами, но и психозами. В условиях группы осуществляется одновременное влияние на ее основные компоненты отношений — познавательный, эмоциональный и поведенческий: достигается более глубокая перестройка важнейших свойств личности, к которым относятся сознательность, социальность и самостоятельность. Групповая психотерапия способствует восстановлению системы отношений больных с микросоциальным окружением, приведению ценностных ориентаций в соответствие с образом жизни, то есть решению тех первоочередных задач, без которых невозможно успешное социальное функционирование пациента.

В зависимости от стадии развития, типа течения и формы психического заболевания меняется соотношение  сомато-биологических и индивидуально-психологических факторов в формирования картины болезни, в различной степени страдают способности больного к самореализации и к установлению адекватных межличностных отношений. Соответственно этому должно меняться не только место психосоциальных методов в структуре реабилитации, но и сами методы, а также конкретные задачи.

Цели психотерапевтической работы достижимы тогда, когда учитывается  активность патологического процесса, психическое состояние больного, его личностные характеристики, особенности  непосредственного социального  окружения, индивидуальные жизненные  условия и прогноз. Практика дает немало примеров срыва адаптации  и обострения болезненного состояния  при неразумном вскрытии и обсуждении психологических и социально-психологических  проблем, имеющих неразрешимый для  пациента характер.   

43. Оценка эффективности  психологической реабилитации.

Требование разработки критериев  и методов оценки эффективности  психореабилитации становится все более актуальным в связи с опережающим развитием методов. Чтобы показать всю сложность рассматриваемой проблемы, приведем основные предпосылки для ее решения.

1. Чтобы оценить эффективность  психологической коррекции, требуется,  прежде всего, четко определить  метод, с помощью которого она  осуществляется.

2. При квалифицированном использовании  того или иного метода должна  быть соблюдена определенная  техника. 

3. Число пациентов, проходящих  курс реабилитации с помощью  данного метода, должно быть статистически  значимым.

4. Изучение эффективности психологической  коррекции лучше проводить на  гомогенном материале. 

5. Группа пациентов, создаваемая  для оценки эффективности психокоррекции, должна формироваться методом случайной выборки.

6. В целях объективности необходимо  сравнение непосредственных и  отдаленных результатов коррекции.  Это условие особенно важно,  когда речь идет об оценке  эффективности применения личностно-ориентированного  подхода. 

Критерии эффективности психологической  реабилитации должны удовлетворять  следующим условиям. Во-первых, достаточно полно характеризовать наступившие  изменения в клинической картине  и адаптации пациента с учетом трех плоскостей рассмотрения терапевтической  динамики: 1) соматической, 2) психологической  и З) социальной. Во-вторых, они должны не только позволять производить  оценку с точки зрения объективного наблюдения, но и включать субъективную оценку с позиций самого пациента. И, в-третьих, эти критерии должны быть достаточно независимы друг от друга.

Для оценки изменений в состоянии  больных неврозами и другими  заболеваниями по критериям симптоматического  улучшения, психологическим и социально- психологическим критериям может применяться широкий спектр методик, специально разработанных с учетом данного заболевания, его природы и механизмов, -- клинические шкалы, психологические, социально-психологические, психофизиологические, физиологические методики и т. д.

Необходимо лишь подчеркнуть, что  обнаружение динамики в состоянии  больного с помощью психологических  методов требует применения при  повторных исследованиях сходных  методик, по содержанию и форме предъявления отличающихся, однако, от первоначальных, чтобы уменьшить (если не исключить) искажения, вызванные приобретением  навыков в выполнении заданий. 

Информация о работе Шпаргалка по "Медицинской психологии"