Акцентуации характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение литературных источников по данной теме с возможностью дальнейшего применения теории к школьной практике.
Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

Содержание

Введение.
I. Общая характеристика подросткового возраста и возрастная периодизация.
1. Общая характеристика подросткового возраста.
2. Проблема периодизации.
2.1. Возрастная периодизация по Л.С. Выготскому.
2.2. Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину.
II. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
1. Понятие характера
2. Разграничение психопатий и акцентуация характера в подростковом возрасте.
3. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.
4. Особенности динамики акцентуаций в подростковом возрасте.
4.1. Биологические основы нарушений поведения у подростков.
4.2. Социопсихологические основы нарушения поведения подростков.
Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 59.27 Кб (Скачать файл)

Их главное качество, главное  жизненное правило — жить «как все», думать, поступать «как все». Но под «всеми» всегда подразумевается привычное непосредственное окружение.

Конформные подростки  очень дорожат своим местом в  привычной группе сверстников, стабильностью  этой группы, постоянством окружения. Они не склонны менять по своей  инициативе одну группу на другую.  Лишенные собственной инициативы, конформные подростки легко могут быть втянуты в алкогольные компании, в групповые правонарушения.

Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной  ему среды сверстников, если они  противодействуют его желанию быть «как все» его ровесники. Увлечения конформного подростка целиком определяются его группой и модой времени.

Самооценка характера  конформного подростка может  быть неплохой. Однако многие из них  любят приписывать себе гипертимные  черты, которые привлекательны в  подростковой среде.

 

Смешанные типы.

Смешанные типы довольно распространены и весьма разнообразны. Несмотря на кажущееся разнообразие смешанных типов, встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определённым закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других - практически никогда.

Существует два рода сочетаний (Личко А. Е., 1979) - типы промежуточные и типы амальгамные.

Промежуточные типы. Их формирование обусловлено эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями  условий развития в раннем детстве.

К промежуточным типам  относятся лабильно-циклоидный и  конформно-гипертимный типы, а также  сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидио-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный, хотя три последних могут быть также следствием неправильного воспитания. В силу эндогенных же закономерностей возможна постепенная трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы – это  тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие  напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного  воспитания или иных хронически действующих  психогенных факторов. Здесь также  возможны далеко не все, а лишь некоторые  наслоения одного типа на другой.

 

Глава 4. Особенности динамики акцентуаций в подростковом возрасте

 

Акцентуации характера большинства типов именно в подростковом возрасте оказываются наиболее выраженными, что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода или по миновании его проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что, кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовне.

Однако подростки с  явными акцентуациями характера  составляют группу «повышенного риска» — они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим  травмам. Если психическая травма или  сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера  могут раскрыться пышным цветом, отражаясь  на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня. В таких случаях можно  говорить о психопатических реакциях у акцентуированных подростков, имея в виду, что изменения обстановки, разрешение ситуации все вернет в  обычное русло. Помимо психопатических реакций, целесообразно выделять острые аффективные реакции, которые возникают в ответ на индивидуально значимые психические травмы или труднопереносимые ситуации. Эти реакции кратковременны. Аффект может разряжаться агрессией на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогенной ситуации или разыгрыванием бурных сцен. Тяжелые или длительные психические травмы могут быть причиной затяжных реактивных состояний.

Наиболее частыми в  подростковом периоде нарушениями, возникающими на фоне акцентуаций характера, являются непсихотические девиации поведения — делинквентность, алкоголизация, суицидальное поведение и др. Смена  обстановки, как правило, устраняет  эти нарушения. Подоплекой этих ситуативно-обусловленных  девиаций поведения могут быть поведенческие  реакции, как общие для детей  и подростков (реакции оппозиции, имитации), так и специфически-подростковые (реакции эмансипации, группирования со сверстниками).

Наиболее значимыми в  динамике акцентуация являются:

1) заострение черт акцентуированного  характера в подростковом возрасте, в период их формирования, с  последующим их сглаживанием  и компенсацией;

2) развертывание черт  определенного типа при скрытых  акцентуациях под влиянием психических  травм или трудных ситуаций, оказавшихся  ударом по месту наименьшего  сопротивления данного типа;

3) возникновение на фоне  акцентуаций характера преходящих  нарушений — девиаций поведения,  острых аффективных реакций, реактивных  состояний;

4) трансформация типов  акцентуаций характера в силу  конституционально заложенных механизмов  или влияний среды;

5) формирование приобретенных  психопатий, для которых акцентуация  характера послужила почвой, обусловившей  избирательную уязвимость в отношении  определенных неблагоприятных влияний  среды. (6)

 

4.1. Биологические основы нарушений поведения у подростков

 

Нарушения поведения, его  отклонение от общепринятых норм являются основным проявлением акцентуаций  характера в подростковом возрасте.

Согласно А.Е. Личко, генетические факторы могут обусловливать аномалии характера. В определенной мере от типа акцентуаций характера, в формировании которых также, по-видимому, принимает участие генетический фактор, зависит больший или меньший риск определенных видов нарушений поведения. Однако прямо ту или «иную форму нарушений поведения генетические факторы не определяют. Среди биологических факторов издавна привлекал внимание инфантилизм. Однако ставшая в последние десятилетия актуальной проблема нарушений поведения у подростков совпала с другим явлением, ярко проявившимся в те же годы: ускорением (акселерацией) в этом возрасте физического развития, в том числе полового созревания. (6)

Инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности. Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем — к социальным проблемам. (12)

Акселерация - ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение роста, массы тела, сокращение сроков полового созревания и т.п.). (13) Акселерация в подростковом возрасте касается не только физического развития. Современная социальная жизнь предъявляет к нервной системе подростков более высокие требования. Поток информации стал несравненно обильнее, впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни - более ускоренным, а образование - более сложным.

 

4.2. Социопсихологические основы нарушения поведения подростков

 

Психологические особенности  подросткового возраста, когда они  резко выражены, получили название «подросткового комплекса», а обусловленные  ими нарушения поведения —  «пубертатного криза».

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно  без достаточных причин, а также  ряд других полярных качеств, выступающих  попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием.

По мнению А.Е. Личко, суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. (6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение данной курсовой работы следует ещё раз отметить, что, будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (ситуативно-обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.

При эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций, видимо, также могут играть роль предрасполагающего или повышающего риск заболевания фактора. Причинами патологического изменения личности подростка являются социальные и биологические факторы, которые действуют не изолированно, а тесно взаимодействуют.

В отличие от психопатий представления об "акцентуированной личности" и об "акцентуациях характера" оставались до последнего времени как о чем-то весьма статичном, раз и навсегда данном. Лишь в последние годы были предприняты лонгитюдные исследования акцентуаций характера некоторых типов – неустойчивого, гипертимного, лабильного, конформного.

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. - СПб., 1999. – 64с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4, ч.2. Проблема возраста. /Под ред. А. М. Матюшкина. - М, 1983.

3. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. - М.: Просвещение, 1965. – 5с.

4. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. - СПб., 2008.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности, Берлин, 1976. — 328с.

6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983

7. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов, СПб., 2008.

8. Мироненко В. В. Хрестоматия по психологии./Под ред. Петровского А.В., М., 1987.

9. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов./Под ред. Фельдштейна Д.И., М., 1996. – 167с., 326с.

10. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. - 60с.

11. http://slovari.yandex.ru/Периодизация психического развития

12. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инфантилизм

13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Акцелерация

 


Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте