Акцентуации характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение литературных источников по данной теме с возможностью дальнейшего применения теории к школьной практике.
Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

Содержание

Введение.
I. Общая характеристика подросткового возраста и возрастная периодизация.
1. Общая характеристика подросткового возраста.
2. Проблема периодизации.
2.1. Возрастная периодизация по Л.С. Выготскому.
2.2. Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину.
II. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
1. Понятие характера
2. Разграничение психопатий и акцентуация характера в подростковом возрасте.
3. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.
4. Особенности динамики акцентуаций в подростковом возрасте.
4.1. Биологические основы нарушений поведения у подростков.
4.2. Социопсихологические основы нарушения поведения подростков.
Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 59.27 Кб (Скачать файл)

При этом типе акцентуации  не встречается ни делинквентности, ни побегов из дому, ни алкоголизации. Но это не означает, что специфически-подростковые поведенческие реакции отсутствуют.

Стремление к эмансипации  от старших или тяга к группированию  со сверстниками, не получая прямого  выражения в силу утомляемости, могут  подогревать маломотивированные вспышки  раздражения в отношении родителей, воспитателей, побуждать к обвинению  близких в том, что они не уделяют  должного внимания их здоровью, или  даже порождать глухую неприязнь  к сверстникам, у которых подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и открыто.

К товарищам тянутся, скучают  без их компании, но быстро от них  устают и ищут отдыха, одиночества  или общения с близким другом.

Самооценка при астено-невротической акцентуации обычно отражает ипохондрические установки. Такие подростки замечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, разбитость по утрам.

 

Сенситивный тип.

С детства обнаруживаются такие черты характера, как пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее.

Реакция эмансипации у  сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется  детская привязанность. К опеке  со стороны старших относятся  не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест.

Реакция группирования со сверстниками, как и реакция эмансипации, получает мало внешних проявлений. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь старших по возрасту друзей. Обычная подростковая компания ужасает их царящим в ней шумом, грубостью, развязностью.

Самооценка сенситивных  подростков отличается довольно высоким  уровнем объективности. Подмечаются  обидчивость и чувствительность, застенчивость, мешающая подружиться с кем хочется, неумение быть вожаком, душой компании, неприязнь к приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям, отвращение к алкоголю.

Ахиллесовой пятой сенситивного типа является отношение к ним  окружающих. Непереносимой для них  оказывается ситуация, где они  становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда  они подвергаются несправедливым обвинениям.

 

Психастенический тип.

Психастенические проявления в детстве незначительны и  ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, ранними «интеллектуальными интересами».

Главными чертами психастенического  типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждению, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений.

Тревожная мнительность психастенического  подростка отличается от сходной  черты астено-невротического и сенситивного типов. Если астено-невротическому типу присущим бывает опасение за свое здоровье, а сенситивному типу свойственно беспокойство по поводу отношения окружающих, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе, то страхи и опасения психастеника целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному в его будущем: как бы ни произошло какого-либо непредвиденного несчастья с ними самими, а еще страшнее — с теми близкими, к которым они обнаруживают страстную привязанность.

Подростковые поведенческие  реакции при психастеническом типе характера бывают выражены слабо  и своеобразно. Вместо реакции эмансипации  нередко приходится видеть патологическую привязанность к кому-либо из членов семьи — у мальчиков чаще к  матери.

Самооценка, несмотря, казалось бы, на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто  выступает тенденция находить у  себя самые разнообразные черты  характера, включая диаметрально противоположные.

 

Шизоидный тип.

Наиболее существенными  чертами данного типа считаются  замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание  устанавливать контакты, снижение потребности  в общении.

С наступлением полового созревания все черты характера выступают  с особой яркостью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который  живет в своем мире, относясь со снисходительным пренебрежением или  явной неприязнью ко всему, что наполняет  жизнь других подростков. Но чаще шизоидные подростки сами страдают от своего одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе.

Неудачные попытки завязать приятельские отношения, быстрая истощаемость в контакте («не знаю, о чем  говорить») нередко побуждает таких  подростков к еще большему уходу  в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением проникнуть в чужие переживания, угадать желания других, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение. К недостатку интуиции следует добавить тесно с ним связанную неспособность к сопереживанию — неумение разделить радость и печаль другого, понять обиду, почувствовать чужое волнение и беспокойство.

Увлечения у шизоидных  подростков обычно выступают ярче, чем все другие поведенческие реакции этого возраста. Большинство шизоидных подростков любят чтение, книги поглощают запоем, чтение предпочитают другим развлечениям.

Алкоголизация среди шизоидных  подростков встречается довольно редко. Суицидальное поведение шизоидам не свойственно — шизоидность, видимо, не располагает к подобному способу решения жизненных трудностей. Делинквентность при шизоидном типе характера встречается нечасто, при этом в самом делинквентном поведении явственно выступают шизоидные черты.

Самооценка шизоидов отличается признанием того, что связано с  замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны  окружающих. Отношение к другим проблемам  оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения шизоиды нередко не замечают или не придают этому значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

 

Эпилептоидный тип.

Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфории и тесно связанная с ними аффективная  взрывчатость, напряженность инстинктивной  сферы, иногда достигающая аномалии влечений, а также; вязкость, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей.

В подавляющем большинстве  случаев картина эпилептоидной  психопатии развертывается лишь в период полового созревания — от 12 до 19 лет

Напряженность и вместе с тем необычность влечений нередко проявляется в особой манере алкоголизации. После первых опьянений может возникнуть потребность «пить до отключения». Эпилептоидные подростки, видимо, гораздо менее склонны к употреблению неалкогольных токсических — средств. Может быть, их отчасти удерживает страх стать наркоманом, забота о своем здоровье, а может быть, эти средства дают не тот сорт ощущений, которые им приятны.

Реакция эмансипации у  эпилептоидных подростков может  протекать очень тяжело. Дело доходит  до полного разрыва с родными, в отношении к которым выступают  крайняя озлобленность и мстительность. Эпилептоидные подростки не только требуют свободы, самостоятельности, избавления от власти, но и «прав», своей  доли имущества, жилища, материальных благ.

Реакция увлечения обычно бывает выражена достаточно ярко. Почти  все эпилептоидные подростки  отдают дань азартным играм. В них  легко пробуждается почти инстинктивная тяга к легкому обогащению. Коллекционирование их привлекает, прежде всего, материальной ценностью собранного. Подвижные коллективные игры им плохо даются.

Самооценка эпилептоидных  подростков носит однобокий характер. Как правило, они отмечают склонность к мрачному расположению духа, свои соматические особенности — крепкий  сон и трудность пробуждений, любовь сытно и вкусно поесть, отсутствие застенчивости и даже склонность к ревности. Они подмечают свою осторожность ко всему незнакомому, приверженность к аккуратности и  порядку, нелюбовь пустых мечтаний, предпочтение жить реальной жизнью.

 

 

 

Истероидный тип.

Главная черта данного  типа - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, сочувствия.

С наступлением пубертатного периода обычно наблюдается заострение истероидных черт, прежде всего, в поведенческих реакциях. Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков на первое место следует поставить суицидальность. Способы «суицида» при этом избираются лишь безопасные (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки) либо рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими. Алкоголизация также может носить чисто демонстративный характер. Делинквентность истероидных подростков обычно носит несерьезный характер. Речь идет о прогулах, нежелании учиться и работать, так как «серая жизнь» их не удовлетворяет, а занять видное место в учебе или труде, которое тешило бы их самолюбие, не хватает ни способности, ни настойчивости.

У истероидных подростков сохраняются черты детских реакций  оппозиции, имитации и др. Чаще всего  приходится видеть реакцию оппозиции  на утрату или уменьшение привычного внимания со стороны родных, на потерю роли семейного кумира.

Реакция эмансипации может  иметь бурные внешние проявления — побеги из дому, конфликты с  родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности  и т. п. Однако, по сути дела, настоящая потребность свободы и самостоятельности вовсе не свойственна подросткам этого типа — от внимания близких они вовсе не жаждут избавиться.

Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с  претензиями на лидерство или, во всяком случае, на исключительное положение  в группе. Не обладая ни достаточной  работоспособностью, ни бестрепетной готовностью в любой момент силой подчинить себе других, истероидный подросток рвется к лидерству доступными для него путями. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения группы, еще назревающих в ней и порою еще неосознанных желаний и стремлений, истероиды могут быть их первыми выразителями, выступать в роли зачинщиков.

Увлечения почти целиком  сосредоточиваются в области  эгоцентрического типа хобби. Увлечь может  лишь то, что дает возможность покрасоваться  перед другими.

Следует подчеркнуть, что  слабым звеном истероидного типа чаще всего бывают ущемленное самолюбие, утрата внимания окружения или особо значимых лиц.

Самооценка истероидных  подростков далека от объективности. Выставляются те черты характера, которые в  данный момент могут произвести впечатление.

 

Неустойчивый тип.

Данный тип проявляет  безволие, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают большой напористости, а скорее примыкают к более активным подросткам.

Все дурное словно липнет к  ним. Склонность к имитации у неустойчивых подростков отличается избирательностью. Образцами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения.  Выпивки начинаются рано — иногда с 12-14 лет и всегда в компаниях асоциальных подростков. Поиск необычных впечатлений легко толкает на знакомство с другими дурманящими средствами.

С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся  высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у  неустойчивых тесно сопряжена все  с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к  родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи  относятся с равнодушием и  безразличием.

Они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять здесь положение лидера.

Их увлечения целиком  ограничиваются информативно-коммуникативным  типом хобби и азартными играми. Все виды хобби, требующие хоть какого-то труда, для них непостижимы.

Побеги из дому и интернатов — нередкий поступок неустойчивых подростков. Во время побегов они ищут асоциальные компании, подходящего спутника, под влияние которого легко подпадают. Суицидальная активность неустойчивым подросткам несвойственна.

Слабое место — безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая  просторы для праздности и безделья.

Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо конформные, либо гипертимные черты.

 

Конформный тип.

Главная черта этого типа — постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному и  привычному окружению. Эти люди «плывут по течению», слепо подчиняются своей среде.

Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте