Акцентуации характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение литературных источников по данной теме с возможностью дальнейшего применения теории к школьной практике.
Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

Содержание

Введение.
I. Общая характеристика подросткового возраста и возрастная периодизация.
1. Общая характеристика подросткового возраста.
2. Проблема периодизации.
2.1. Возрастная периодизация по Л.С. Выготскому.
2.2. Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину.
II. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
1. Понятие характера
2. Разграничение психопатий и акцентуация характера в подростковом возрасте.
3. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.
4. Особенности динамики акцентуаций в подростковом возрасте.
4.1. Биологические основы нарушений поведения у подростков.
4.2. Социопсихологические основы нарушения поведения подростков.
Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 59.27 Кб (Скачать файл)

Эпоха раннего детства  начинается кризисом новорожденности (0—2 мес.) и включает младенчество, ведущей  деятельностью которого является ситуативно-личностное общение, кризис первого года и ранний возраст, где ведущей является предметная деятельность.

Эпоха детства, отделенная от эпохи раннего детства кризисом трех лет, включает дошкольный возраст (ведущая деятельность — сюжетно-ролевая  игра), кризис семи лет и младший  школьный возраст (ведущей является учебная деятельность). Кризис 11—12 лет разделяет эпохи детства  и подросткового возраста, в котором младший подростковый возраст с интимно-личным общением как ведущей деятельностью сменяется старшим подростковым возрастом, где ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. (11)

 

II. Понятие характера. Акцентуация характера в подростковом возрасте

 

Глава 1. Понятие  характера

 

Обычно, когда пытаются оценить  или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter — печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. (1)

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера. Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. (7)

 

 

 

 

Глава 2. Разграничение психопатий и акцентуация характера в подростковом возрасте

 

Психопатии — это такие  аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад  свой властный отпечаток», «в течение  жизни… не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают… приспособляться  к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как  тотальность и относительная  стабильность патологических черт характера  и их: выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

В подростковом возрасте эти  же критерии служат основными ориентирами  в диагностике психопатий. Тотальность  патологических черт характера выступает  у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье  и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде  и развлечениях, в условиях обыденных  и привычных и в самых чрезвычайных ситуациях.

С самого начала становления  учения о психопатиях возникла практически  важная проблема — как разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов  нормы.

К. Леонгард (1968) предлагает наиболее наименование – «акцентуированная личность», подчёркивающее, что речь идет именно о крайних вариантах нормы, а не о зачатках патологии и что эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт. Однако правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. Личность — понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение и т. п. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность как целое — уже при повзрослении.

Для подросткового возраста термин «акцентуация характера» является наиболее точным. В детском возрасте не сформирован еще тип характера, и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах.

При акцентуациях характера  его особенности, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и  не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И  главное — особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими.

Каждому типу акцентуации  характера присущи свои, отличные от других типов «слабые места». Например, такого рода психическими травмами и трудными ситуациями могут послужить для характера гипертимного — изоляция от сверстников, для характера шизоидного — необходимость быстро установить с окружением глубокие неформальные эмоциональные контакты. Если же психическая травма, даже тяжелая, не задевает этой ахиллесовой пяты, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго и существенно социальной адаптации. Наоборот, при акцентуациях характера в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступить даже повышенная устойчивость. Шизоидный подросток легко переносит одиночество, гипертимный — обстановку, требующую повышенной активности, находчивости.

Описанный признак служит одним из важных отличий акцентуаций  характера от психопатий. При психопатиях  декомпенсации могут быть следствием любого рода психических травм и  самых разнообразных жизненных  ситуаций и даже возникать без  видимых причин. При акцентуациях адаптация нарушается только при  ударах по месту наименьшего сопротивления.

Таким образом, на основании  сказанного можно дать следующее  определение акцентуациям характера.

Акцентуации характера —  это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты  характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных: воздействий при хорошей  и даже повышенной устойчивости к  другим. (Личко)

Следует еще раз подчеркнуть, что акцентуации характера представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. (6)

 

Глава 3. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте

 

В отношении акцентуаций  существуют две классификации типов. Первая предложена К. Леонгардом (1968) и вторая – А. Е. Личко (1977).

Тип акцентуированной личности по К. Леонгарду (1976)

Тип акцентуации характера  по А. Е. Личко

Демонстративный

Истероидный

Педантичный

Психастенический 

Застревающий 

 

Возбудимый 

Эпилептоидный

Гипертимический

Гипертимный

Дистимический

 

Аффективно-лабильный 

Циклоидный 

Аффективно-экзальтированный

Лабильный

Эмотивный

Лабильный

Тревожный (боязливый)

Сенситивный

Экстравертированный

Гипертимно-конформный

Интровертированный 

Шизоидный

То же

Сенситивный

 

Неустойчивый 

 

Конформный 

 

Астеноневротический


 

 

Классификация акцентуаций  характера по А. Е. Личко

Гипертимный тип.

С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым.

Главная черта гипертимных  подростков — почти всегда очень  хорошее, приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность  омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Причиной негодования  обычно служат противодействие со стороны  окружающих, стремление со стороны  последних подавить желания и  намерения подростка, подчинить  его чужой воле. Вспышки раздражения и гнева учащаются и усиливаются в ситуации строго регламентированного дисциплинарного режима, который гипертимные подростки очень плохо переносят, а также когда они оказываются в одиночестве, лишенные широких контактов со сверстниками, возможности куда-нибудь применить брызжущую из них энергию.

Специфически-подростковые поведенческие реакции у гипертимных  подростков выражены достаточно сильно. В силу реакции эмансипации с  родителями, педагогами, воспитателями  легко возникают конфликты. Стараясь вырваться из-под опеки семьи, они охотно уезжают в лагеря, уходят в туристские походы и т. п., но и там вскоре приходят в столкновение с установленными режимом и дисциплиной. Как правило, обнаруживается склонность к самовольным отлучкам, но настоящие побеги из дому встречаются нечасто. Отношение к правилам и законам более определяется легкомыслием, чем намерением их нарушать. Проглядывается грань между дозволенным и запрещенным.

Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного  тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в  этих компаниях. Это стремление обнаруживается, как только гипертимный подросток  хоть немного освоился в обществе, куда он попал. В отношении лидерства  в неформальных группах сверстников  гипертимы обычно добиваются успеха. Однако энергия и эмоциональность  не позволяют гипертимным подросткам замкнуться только в рамках интересов  и жизни одной группы. Их живость  побуждает обратить взор на многое, что происходит вокруг. Тем не менее, с приятелями они легко предаются развлечениям, выпивкам, даже сомнительным похождениям.

Реакция увлечения у гипертимных  подростков отличается богатством и  разнообразием проявлений, но главное  — крайним непостоянством хобби.

Самооценка гипертимных  подростков отличается достаточной  искренностью. В случаях акцентуации  не сопровождающихся выраженными нарушениями  поведения, большинство черт характера хорошо подмечается.

 

Циклоидный тип.

Типичные циклоиды в детстве  ничем не отличаются от сверстников  или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода возникает субдепрессивная фаза, проявляющаяся в апатии и раздражительности. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить. Прежде бойкие подростки теперь становятся унылыми домоседами.

Увлечения отличаются нестойкостью — в субдепрессивные периоды  их забрасывают, в период подъема  — возвращаются к ним или находят  новые. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому) мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях они обнаруживают склонность в периоды подъема. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможно в субдепрессивной фазе.

Самооценка характера  у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается  опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростка такого опыта еще  может не быть и поэтому самооценка может оказаться несовершенной.

 

Лабильный тип.

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников.

Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения. Кем-то нелестно сказанное слово, некстати начавшийся дождь способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время приятная беседа, мимолетный комплимент, услышанные от кого-либо хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и  самочувствие, и сон, и аппетит, и  желание побыть одному или только вместе с близким человеком или  же устремиться в шумное общество, на люди.

Подростки этого типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это, прежде всего, сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие.

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им искреннюю  радость, но вовсе не побуждает к  заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, нотации глубоко переживаются и способны ввергнуть в беспросветное уныние.

Реакция эмансипации выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная  активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных перепадами настроения, которые обычно трактуются взрослыми как простое упрямство  или капризы.

Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают  особенности своего характера, знают, что они — «люди настроения»  и что от настроения у них зависит  все.

«Слабым местом» данного  типа является отвержение со стороны  эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними.

 

Астено-невротический тип.

При астено-невротической акцентуации иногда с детства обнаруживаются признаки невропатии — беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, заикание и т. п.

Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказываются непереносимыми.

Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте