Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:16, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике.
Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ
1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
1.1.1 Специфика адаптации детей к ДОУ
1.1.2 Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ
1.2 Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
1.2.1 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста
1.2.2 Художественная деятельность детей младшей группы
Глава 2. Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
2.1 Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента
2.2 Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ
2.3 Заключительное исследование
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.docx

— 119.43 Кб (Скачать файл)

В формировании эмоциональной  сферы детей раннего возраста (1-3 года) можно выделить следующие  особенности [11, 91]:

• отсутствие эмпатии, сопереживания;

• характерные эмоциональные  реакции связаны с непосредственными  желаниями;

• эмоциональность  обусловлена конкретной ситуацией: может ли получить предмет, успешно  ли действует с игрушкой, помогает ли ему взрослый;

• отсутствует соподчинение мотивов;

• ребенок не в  состоянии принять решение, сделать  выбор;

• присутствует эгоцентризм;

• зарождается самосознание (узнавание себя в зеркале, называние  себя по имени, переживание кризиса 3-х лет «Я сам», употребление в  речи местоимения «Я»);

• появляется первичная  самооценка «Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально  завышена;

• восприятие аффективно окрашено;

• включаясь в  действие, ребенок не предвидит последствий  и не переживает по поводу поступка и его последствий;

• важна оценка взрослого (похвала — отрицание);

• реакция на оценку взрослого, аффект — последнее звено  в цепочке реакций.

У детей-дошкольников чувства господствуют над всеми  сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. Для  детей раннего возраста (1-3 года) характерны яркие эмоциональные  реакции, связанные с желаниями  ребенка. Но реакции малыша импульсивны, эмоции он выражает непосредственно здесь и сейчас и реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Он может остро переживать падение с горки, но уже через несколько минут успокоиться и залезать снова на горку. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят. Маленький ребенок, не умеющий управлять своими переживаниями, почти всегда оказывается во власти у захватившего его чувства. Внешнее выражение чувств у ребенка носит более бурный и непроизвольный характер, чем у взрослого. Чувства у ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут. Эмоции, которые ребенок испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

В конце периода  раннего детства, при приближении  к кризису 3-х лет, наблюдаются  аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, это у него не получается, в нужный момент рядом не оказывается взрослого  — некому прийти на помощь. В такой  ситуации вполне вероятна эмоциональная  вспышка. Например, ребенок не может  открыть дверь в комнату и  начинает бить по ней руками и ногами, что-то вскрикивая. Причиной гнева или  плача может быть и отсутствие внимания к ребенку со стороны  взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо  всех сил старается завладеть  их вниманием, ревность к брату или  сестре и т. п. [11, 72].

Такие эмоциональные  вспышки скорее угасают тогда, когда  взрослые достаточно спокойно на них  реагируют, а по возможности вообще их игнорируют. Если же родители сразу  же бегут успокаивать маленького капризу, т.е. внимание взрослых действует  как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что общение  с родителями следует за его слезами  или злостью, и начинает капризничать чаще. Кроме того, ребенка раннего  возраста легко отвлечь. Если он действительно  расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку  либо организовать совместную деятельность — и ребенок, у которого одно желание  сменяется другим, мгновенно переключается  и с удовольствием занимается новым делом.

Таким образом, можно  выделить некоторые наиболее важные особенности детей раннего возраста:

Ведущей деятельностью  в раннем возрасте является предметная деятельность, которая носит социальный характер;

в раннем возрасте развиты сенсомоторные потребности;

в этом возрасте складывается определенное отношение к окружающим его людям, явлениям, а в соответствии с этим – и различное поведение;

детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут  оставаться внимательными;

поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

форма общения со взрослыми преобладает ситуативно-деловая, но начинает формироваться внеситуативная.

В этом возрасте ребенок  эмоционально чувствителен, поэтому  в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции.

 

Художественная  деятельность детей младшей группы

В формировании личности ребенка большое значение имеют  разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание  из бумаги фигурок и наклеивание  их, создание различных конструкций  из природных материалов и т.д. Изобразительная  деятельность дошкольников как вид  художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог  должен создавать для этого все  условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства  и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей  способам создания изображений, средствам  их выразительного исполнения.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная  деятельность – это специфическое  образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного  воспитания детей.

Овладение умением  изображать невозможно без целенаправленного  зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить  его форму, величину, цвет, конструкцию  расположение частей.

Для умственного  развития детей имеет большое  значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о  разнообразии форм пространственного  расположения предметов окружающего  мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации  восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно  обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена  года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел, природный материал и др.), с  их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

На занятиях художественной деятельностью развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений  способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов  деятельности, умственного развития детей большое значение имеют  те качества, навыки, умения, которые  они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования [21, 54].

Формирование представлений  о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в  пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная  деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного  мышления [21, 59].

В процессе изобразительной  деятельности сочетается умственная и  физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Художественная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять  трудовые усилия, овладевать трудовыми  навыками. Сначала у детей возникает  интерес к движению карандаша  или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание  получить результат, создать определенное изображение.

Освоение трудовых умений и навыков связано с  развитием таких волевых качеств  личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в  подготовке к занятиям и уборке рабочих  мест. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных  чувств, которые возникают у них.

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий  детей. Необходим большой запас  зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка  возникает вполне естественное желание  передать в рисунках свои впечатления  от увиденного и прочитанного. Он берет  в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества.

В возрасте 1-2 года ребенок не испытывает потребности  рисовать [26, 32]. Если в поле зрения малыша оказывается материал или взрослый дает лист бумаги и карандаш, он начинает манипулировать ими. Интерес к материалу  и манипуляции с ним - ведущий  мотив зарождающейся деятельности. Поэтому взрослым очень важно  позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные  материалы. Чем ярче и привлекательнее  они будут, тем лучше. Это могут  быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Ребенок быстрее их заметит, если они будут лежать на видном месте, положенные отдельно от других предметов.

В этом возрасте малыши еще не могут изображать предметы. Этот период исследователи называют доизобразительным. Деятельность носит характер манипуляций с кисточкой или карандашом. В процессе действий на листе случайно возникают линии, штрихи, точки. Ребенок спешит заполнить ими пространство листа. При этом действия малыша часто проявляются в ритмических движениях. Надо дать ему возможность «изжить» желание черкать по бумаге, заполнять пространство листа. Движения с карандашом еще хаотичны, неорганизованны, ребенок не может контролировать их и управлять ими. Рука ребенка движется взад и вперед непроизвольно, получаются повторяющиеся неотрывные штрихи. Направление и форма штриха часто определяется случайным положением руки. Это так называемый штриховой период. Движение руки организует ритм, однородные движения повторяются многократно [38, 56].

К полутора годам появляются более ритмичные ломаные или прямые линии, «мотки». Ребенок переходит к неотрывным круговым движениям (на листе появляются спирали, круги разных форм и размеров), стремится заполнить весь лист. Передвигая руку по листу, он получает спирали. Первые каракули имеют зигзагообразный характер.

Вo втором полугодии второго года жизни движения совершенствуются. Отдельные линии приобретают разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные линии. Неотрывное повторение однородных движений служит для получения пятна, выделяющегося на фоне листа. Это период каракуль.

Взрослым в этот период очень важно показать ребенку, что в штрихах, точках, линиях, каракулях  можно увидеть какое-то содержание, образ. Но сначала целесообразно  дать ему возможность самому сделай, открытие, увидев в штрихах и линиях кошечку, яблочко или машинку. Возникает  так называемый ассоциативный образ. Однако условием первоначального "прочтения" собственного рисунка является умение ребенка читать изображения - картинки и рисунки взрослых. Поэтому с детьми второго года жизни очень важно рассматривать предметные картинки и соответствующие иллюстрации в книжках. Сначала ребенок не отличает изображение от реального предмета, но постепенно он начинает понимать условности изображения (нарисованное яблоко нельзя съесть). С полутора лет палитру художественных инструментов и красок можно расширить, например, что цветные следы на бумаге оставляют и ватная палочка, и тупой конец карандаша, пушистая кисточка и даже пальчик. Стоит лишь окунуть их в краску и потом постукать или пошлепать по бумаге. Малыш должен как следует освоить один способ (это может занять неделю или даже пару месяцев), и только потом можно вводить новый. Также вводятся и новые способы изображения – вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, замкнутые и спиралевидные формы. Получившиеся рисунки ребенок пытается ассоциировать по форме, цвету с известными ему предметами. В этом возрасте возникают первые попытки назвать изображение. Поэтому взрослому необходимо обыгрывать и наполнять смыслом все, что появляется на листе: «солнышко светит», «тучка приплыла - все небо закрыла, «дождик кап-кап – лужа», «травка-муравка», «дорожки бегут и по ним ножки бегут - топ-топ-топ» и т.д [23, 34].

Доизобразительный период очень важен для развития изобразительной деятельности.

Наступление изобразительной  стадии в развитии детского рисунка  происходит к трем с половиной  годам и характеризуется появлением сначала «примитивных» людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу.

В этом возрасте уже  отчетливо проявляются половые  интересы и предпочтения. Так, мальчики сразу же выбирают кораблик или паровозик. Девочек привлекают цыплята, рыбки, цветы. И, конечно, всем без исключения очень нравится солнышко. Мамы рисуют его детям бесконечно, а дети всегда с огромным удовольствием раскрашивают желтыми, красными, оранжевыми, розовыми цветами и дорисовывают лучики.

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада