Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:16, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике.
Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ
1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
1.1.1 Специфика адаптации детей к ДОУ
1.1.2 Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ
1.2 Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
1.2.1 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста
1.2.2 Художественная деятельность детей младшей группы
Глава 2. Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
2.1 Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента
2.2 Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ
2.3 Заключительное исследование
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.docx

— 119.43 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 2

 

ЛИСТ  АДАПТАЦИИ

Фамилия, имя ребенка_______________________________

Дата рождения_____________________________________

 

Возраст при поступлении ____________________

Дата поступления

Дни наблюдений

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й

16-й

32-й

64-й

128-й

Адаптационные данные:

                 

Настроение

                 

Аппетит

                 

Завтрак

                 

Обед

                 

Полдник

                 

Сон: засыпание, длительность

                 

Активность: в игре, в речи

                 

Взаимоотношения с  детьми

                 

Взаимоотношения со взрослыми

                 

 

Условные обозначения: положительно + ; неустойчиво + –; отрицательно – ; болел – б; дома – д.

 

Приложение 3

 

Вопросы к родителям адаптационного периода  у детей, начавших посещать детский  сад.

Подготовленность  к детскому саду. Прогноз и анализ периода адаптации (после первых дней-недель в детском саду)

Были ли попытки  ходить в ясли, детсад раньше?

Почему перестали  водить?

Режим дня ребенка  дома.

Особенности темперамента ребенка и его подвижности:

обычный,

очень подвижный,

медлительный?

5. Есть ли «откачка  маятника» дома после детсада?

6. Многочисленны  ли контакты дома у ребенка,  его родителей?

7. Если ли у  ребенка тяготение к сверстникам?

8. Есть ли любимая  игрушка? (Дать замену с собой.)

9. Был ли проведен  «ознакомительный визит» в группу: что показали, что понравилось?

10. Если ли дети, которые понравились?

11. Были ли попытки  играть с ними? Удачные ли?

12. Если ли в  группе дети, которые постоянно  обижают вашего ребенка? Как?  Почему (ваше мнение)?

Причины а вашем  ребенке:

медлительный, обидчивый, ранимый, беспокойный, нерешительный, плохо говорит, не умеет играть, не умеет дать сдачи, не умеет удержать игрушку, боится.

Причины в другом ребенке:

агрессивный (нападает не только на вашего), гиперактивный, неуравновешенный, неуправляемый, непослушный, просто старше, сильнее и не соразмеряет свою силу, другие причины.

Возможность социальных контактов с воспитателем

1. Знает ли ребенок  воспитателя, его сменщика, няню?

2. Знает ли, как  их зовут?

3. Отдает ли предпочтение  кому-либо? Почему?

4. Совпадает ли  это с вашим мнением о воспитателе?

5. Боится ли воспитателя?  Какого?

6. Может ли обратиться  к воспитателю с вопросом,

просьбой?

7. Слушается ли  воспитателя?

8. Вспоминает ли  о нем дома? В каких ситуациях?

9. Рассказывает  ли дома о детях и воспитателях, отвечает ли на вопросы?

10. Играет ли дома  в детский сад? Как именно:

с игрушками;

с мамой;

предпочитаемая  роль;

возможные сюжеты.

Адаптация в целом

1. Плачет ли ребенок  при разлуке?

2. Спрашивает ли  часто, когда вы его заберете?

3. Ест ли, спит  ли в детском саду?

4. Поведение ребенка  при встрече?

5. Просится ли  в детский сад в выходные  дни?

6. Отказывается  ли идти в детский сад при  любых обстоятельствах?

 

Приложение 4

 

Условия пребывания ребенка в ДОУ

Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий.

Программами воспитания и обучения в детском саду, одобренными  специалистами санитарно-эпидемиологической службы, предусматривается рациональный режим дня (таблица 1), а также организация  занятий, соответствующая морфо-функциональным особенностям детей (таблица 2). Занятия в младшей группе проводятся ежедневно, по 15 мин утром и вечером.

Режим дня детей  в детском саду соответствии с  возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

 

Табл.1. Обязательные элементы режима дня в ДОУ

1.

режим питания (интервалы  между приемами пищи и кратность  питания);

2.

время пребывания на воздухе в течение дня;

3.

продолжительность и кратность сна;

4.

продолжительность и место обязательных занятий  в режиме дня как в условиях детских учреждений (ДДУ, внешкольные  учреждения - кружки, дома творчества, дома пионеров), так и дома;

5.

продолжительность составных элементов занятий  с детьми с учетом их особенностей (занятия в ДДУ, занятия трудом, физической культурой и др.), методика обучения (активный и пассивный методы, наглядность и т.п.), плотность  занятий;

6.

свободное время, возможность  обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.


 

Табл. 2. Режим дня  в младшей группе детского сада

Элементы режима

Время начала основных элементов режима дня

Сбор детей

7-8.20

Завтрак

8.20

Игры

8.55

Занятие

9.25

Игры, прогулка

9.35

Игры

11.35

Обед

12.00

Дневной сон

12.40

Игры

15.00

Полдник

15.25

Игры

15.50

Занятия

16.15

Прогулка

16.30

Игры

17.50

Ужин

18.15

Уход домой

18.45


 

С одной стороны, жизнь в заданном ритме как  бы должна оказывать положительное  воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой — можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня.

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности — все это рождает у детей  комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.

Режим дня детей  в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все  возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей  приводить и забирать ребенка  в удобное дня них время, карантины  и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, так как в нем продумана  система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.

 

Приложение 5

 

Игры, используемые на занятиях.

 

«Рисование  пальчиками»

Возьмите кусок  ненужных обоев (можно старых и дешевых). Прикрепите их на стену и на пол  в комнате. Приготовьте пальчиковые  краски. Малыша заранее лучше нарядить в одежду, которую не страшно будет  испачкать краской, или надеть на него детский фартук. Для начала обмакните пальчик ребенка в  краску и приложите к обоям, сделав отпечаток - первая ягодка готова! Потом  можно будет покрасить ладошку  и все пальчики и снова сделать  отпечаток. Отпечатки делайте и  на обоях, которые висят на стене, и на обоях, расстеленных на полу.

Можно просто зачерпнуть краску из банки пальчиками и размазать  по бумаге. Смешайте вместе с ребенком несколько цветов на бумаге и посмотрите, что получится. Позвольте ему  испачкаться и повозиться с красками, как он захочет. Ваша задача в этот момент состоит в том, чтобы комментировать те рисунки, которые «малюет» малыш, придумывая им разные смешные названия. Кстати, можно рисовать не только ладошками, но и пяточками.

«Разноцветные кирпичики»

Возьмите большой  альбомный лист. Положите его на пол или закрепите вертикально. Приготовьте разноцветные губки  для мытья посуды (неиспользованные). Покрасьте вместе с ребенком губку  краской (лучше гуашью) и, пока она не высохла, приложите ее к бумаге. Получится отпечаток цветного кирпичика. Из таких кирпичиков на листе бумаги можно создать цветную башню, домик, забор... Наверняка, ваше воображение и фантазия вашего ребенка помогут вам найти новые образы.

«Рисование  по мокрому листу»

Прикрепите плотный  белый (можно цветной) лист бумаги вертикально. Вместе с ребенком смочите губку  в воде и проведите по листу, сделав его влажным по всей поверхности. Кисточку обмакните в акварельную  краску, разведенную водой, и проведите  сверху на бумаге горизонтальную линию (сначала рисуете рукой ребенка). Вы увидите, как цветные капли  стекают вниз, образуя причудливые  узоры. Так вы можете вместе с малышом  нарисовать дождь, который идет прямо  у вас на глазах. Если вы смешаете несколько красок, то получится красивое разноцветное небо, утреннее или вечернее.

«Цветные  брызги»

Возьмите 2 пипетки  и маленький одноразовый пластмассовый  шприц. Плотный лист бумаги разложите  на полу или на столе. Вместе с ребенком увлажните лист (см. выше). Разведите  краску (гуашь, акварель) водой на палитре  или в другой любой емкости. Наберите в пипетку или шприц разведенную  краску и капните на бумагу. Таких  капель можно сделать много по всей поверхности листа, и в итоге  у вас получится поляна с разноцветными  цветами. Конечно, движения пальчиков  вашего малыша еще не настолько развиты, чтобы с легкостью самому справляться  с пипеткой и шприцом, и вам  придется вместе с ним набирать краску и капать ее на бумагу. Но это занятие  послужит ему хорошей тренировкой, и со временем вы увидите, что многое он будет уже делать сам без  вашей помощи.

«Зеркальное озеро»

Найдите зеркальце  небольшого размера, лучше круглой  формы. Закрасьте его поверхность  разноцветными акварельными красками. Сверху на зеркало положите глянцевую  бумагу и похлопайте ладошкой ребенка, чтобы получился четкий отпечаток. Снимите кусочек бумаги, и перед  вами - сказочное озеро.

«Простые  фигуры»

Вырежьте из бумаги какой-нибудь простой контур: цветок, дом, шарик и т.д. Пусть ребенок  закрасит его целиком, используя  кисточку и краску, не оставляя белых  пятен (сначала одним тоном). Затем, когда он уже хорошо будет справляться  с этим заданием, усложните контур: может быть, это будет пчела  или зебра, которой нужно будет  нарисовать полоски, а может, это  будет платье с узором (на синем  фоне белый горошек) и т.п.

«Сюжетные картинки»

Вместе с малышом  закрашиваете лист бумаги (размер А5) темно-синим  цветом. Затем берете тонкую кисточку или маленький кусочек губки  или пальчиком рисуете желтые звездочки. Все, картина «Ночное  небо» готова. Можно нарисовать «Морское дно» или «Лесную опушку», используя  вашу фантазию и подручные средства.

Разрисовка  маленьких камешков

Разумеется, чаще всего  ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших  камнях. Плоскостное изображение  дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи  в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют  различную форму. Сама форма камешка  порой подскажет ребенку, какой  образ в данном случае создать ( а  иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под  лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше  его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть  его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук  или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных  детских играх и приносить  немалую пользу ее хозяину.

Кляксография

Она заключается  в том, чтобы научить детей  делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может  смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти  к следующему этапу - обведение или  дорисовка клякс. В результате может  получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полоске бумаги

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная  полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти  к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто  что будет рисовать, чтобы получился  один сюжет.

Поролоновые рисунки

Можно рисовать с  помощью поролона. Сделать из него самые разные разнообразные маленькие  геометрические фигурки, а затем  прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада