Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:16, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике.
Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ
1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
1.1.1 Специфика адаптации детей к ДОУ
1.1.2 Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ
1.2 Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
1.2.1 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста
1.2.2 Художественная деятельность детей младшей группы
Глава 2. Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
2.1 Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента
2.2 Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ
2.3 Заключительное исследование
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.docx

— 119.43 Кб (Скачать файл)

Мы выделили два  одинаково важных направления работы педагога:

Работа непосредственно  с ребенком

работа, не связанная  с художественной деятельностью;

занятия художественной деятельностью.

Работа с родителями, где даются рекомендации для подготовки малыша к детскому саду (см. Приложение 6.).

1 направление.  Работа, не связанная с художественной  деятельностью.

2 направление.  Занятия художественной деятельностью.

Особое внимание на занятиях педагогом уделялось  рисованию на природных материалах (камнях) и работе с песком.

«По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности», – писал  А.Л. Венгер [8, 45]. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов. Прежде всего, рисунок может быть индикатором уровня развития ребенка. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, «застревание» на ранних стадиях.

Создавая образы, пусть в виде каракуль, головоногов и т.п., ребенок бессознательно передает свои чувства. Конечно, ребенок раннего возраста еще не способен четко выразить в рисунках свои страхи, но, тем не менее, занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы.

Зачастую рисование  красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного  возраста, т.к. большинство родителей  не любят, когда ребенок пачкается  сам, и пачкает все вокруг, поскольку  рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок  открывает для себя новые горизонты. Как мы уже говорили ранее, дети любят  рисовать. Даже непоседливый ребенок, который не может усидеть на одном  месте 2 минуты, может спокойно заниматься рисованием 10-15 минут.

В работе с песком дополнительно использовались маленькие  фигурки (камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки), формочки, лопатки, грабли, ситечко, вода для смачивания песка, чтобы формировать его. Занятия  проходили в группе и на улице. В группе была оборудована специальная  песочница – небольшой ящик (70/60/15), наполовину заполненный чистым песком [37, 106].

Дети, имеющие сложности  в адаптации, страхи особенно нуждаются  в игре-занятиях с песком. Игра с песком помогает ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты  и страхи находили своё выражение  в песочных картинках в символическом  виде. Но постепенно в процессе совместного  создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали. Отношения у детей становились  ровными и гуманными.

Игра с песком ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку: Ее цель не менять и переделывать ребенка, не учить  его каким-то специальным поведенческим  навыкам, а дать возможность ребенку  быть самим собой.

Манипулируя игрушками, ребенок может показать более  адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. Игра является для  детей средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно  выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют  себя более удобно.

Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них  свое внимание. Дети младшего дошкольного  возраста с их неустойчивым вниманием  весьма экспрессивны; игра дает им богатые  кинестетические ощущения. Она также  помогает развить более позитивную Я-концепцию, выработать большую способность к самопринятию, овладеть чувством контроля, развить способность к процессу преодоления трудностей; развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Основатель песочной терапии К.Г. Юнг утверждал, что  процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует  возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». Американский педагог С. Куломзина отмечает, что песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира [37, с.78].

Наблюдение показало, что игра в песок и роспись  камней позитивно влияет на эмоциональное  самочувствие детей. Дети в процессе песочной игры искренне и эмоционально переживают события, а совместные переживания  укрепляют и сплачивают детский  коллектив. У детей возникает  потребность к совместным играм  и контактам друг с другом, что  положительно сказывается на адаптации. Кроме того, уход за песком помогает детям освоиться с правилами  поведения в ДОУ. Дети учатся самостоятельно ухаживать за песком: собирать его  в песочницу лопатками, следить  за тем, чтобы барьер песочницы был  чистым после игр, игрушки очищены  от песка и собраны в специальную  коробку. Здесь можно использовать трудовые поручения, вводить элементы соревнования и т.п.

Таким образом, художественная деятельность отвечает психологическим  и эмоциональным потребностям ребенка  и оказывает на его психическое  состояние положительное действие.

Художественная  деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может придти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми.

Продолжительность занятий: от 5 до 15 минут каждый день (начиная с 5 минут, постепенно увеличивая интервал до 15 минут), сначала индивидуально с каждым малышом, позже по подгруппам.

На занятиях были использованы различные виды игр, некоторые  из которых представлены в Приложении 4.

Работа педагога основывалась на следующих принципах:

не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения. Педагог является лишь направляющим.

проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, которое проявляется в том, что  ребенок чувствует к себе любовь и принятие таким, какой он есть.

Рекомендации  для выбора используемого материала. Материал должен быть достаточно прочным, так как малыш, исследуя эти вещи, не всегда использует их по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей – цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т.д. Бумагу он будет мять, и рвать на мелкие кусочки.

Если интерес  малыша иссяк, можно предложить ему  материал другого свойства, цвета, величины и т.д. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как пи хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для  его здоровья). Психологи советуют взрослым научиться делать что-либо не за ребенка, не для него, а вместе с ним, и доверять ему то, с чем  он вполне может справиться сам.

На занятиях использовались такие виды художественной деятельности, как рисование на бумаге (кисточками, руками), рисование красками на камне, рисование на песке, аппликация, лепка  из теста.

Рисование на бумаге руками и кисточками.

знакомство с  материалами (краски, ручки и бумага);

рисование пальчиковыми красками (вместе с другими детьми) (правила рисования: мыть руки после  работы, не пачкать детей и окружающее и т.д.);

простейшие рисунки: линии (дождик, дорожки и т.д.);

рисование рядом  с другими детьми (у каждого  свои инструменты, чтобы детям не приходилось их делить);

рисование гуашью, кисточками (сначала одной краской) (правила рисования: мыть кисточку, рисовать на листе бумаги и т.д.).

Рисование красками на камне.

совместный поиск  природного материала

знакомство с  материалом

рисование гуашью, кисточками и т.д.

Работа  с песком.

рисование на песке;

создание из песка  фигурок с помощью формочек;

создание из песка  горок, ямок и т.д.

Аппликация.

знакомство с  материалом (бумага цветная, клей, ножницы);

приклеивание готовых  деталей;

разрезание бумаги

Лепка из теста.

знакомство с  материалом (тесто);

простейшие приемы работы с тестом (разминание, катание  колбасок, шариков, отщипывание).

Занятие (лепка из теста) «Домик для зайчика»

Цель: Формировать  умение скатывать кусочки теста  ладошками на дощечке. Воспитывать  доброжелательное отношение к игровым  персонажам, вызывать сочувствие.

Материал: вертикальные ёлочки, «осенние листочки», мягкая игрушка  зайчик, зонтик, пластилин, доски, салфетки, кусочки морковки на разносе.

Воспитатель: Ребята, пойдёмте в осенний лес погуляем. Смотрите, как здесь красиво! Ёлочки растут, под ногами листья жёлтые, красные  лежат. Походите по ним, послушайте, как  они шуршат.

Мы листочками шуршим,

Ш-ш-ш,

Нагуляться мы хотим,

Ш-ш-ш,

Наступаем ножками,

Ш-ш-ш,

И шуршим немножко мы,

Ш-ш-ш.

Воспитатель: Смотрите-ка! Погода испортилась, дождик пошёл. А  у нас зонтик есть! Спрячемся под  зонтиком и не намокнем под дождём! Ой, слышите, кто-то плачет? Поищите, под  ёлочки загляните. (Дети находят мокрого  плюшевого зайку). Ребята, да он весь мокрый! Пощупайте шубку. Мокрая? Почему он такой мокрый? (дождик намочил). Да, у нас зонтик есть. Мы можем под  зонтом укрыться. Или дома от дождя  можем спрятаться, или в детском  саду. А у зайчика ни зонтика, ни домика нет. И когда в лесу идёт дождь, зайка всегда мокрый. Жалко  его! (Заяц чихает). Вот заболел, наверно. Давайте ему домик слепим. Садитесь за столы.

(У каждого ребёнка  по несколько кусочков теста). Воспитатель согревает и разминает  кусочки теста, показывает способ  катания брёвнышек, поощряет детей,  делает указания, оказывает индивидуальную  помощь, спрашивает: «Что лепим? Для  кого?»). После того, как все брёвнышки  готовы, воспитатель вместе с  детьми строит домик для зайчика.

Воспитатель: Смотрите, зайчик повеселел, улыбается. Домик  готов. Осталось только крышу сделать (крыша делается из картона).

Заяц (подпрыгивая): У меня красивый дом,

Тёплый дом, крепкий  дом,

Мне не страшен дождь  и гром,

Дождь и гром, дождь  и гром.

Большое спасибо, мальчики и девочки! Вы очень помогли мне. Я за это хочу угостить вас морковкой.

Занятие (аппликация) «Тучки по небу гуляют...»

Цель: Повышать у детей произвольность действий – выкладывать неправильные формы в одном направлении, плотно приставляя их одну к другой; располагать элементы по всему пространству листа. Развивать способность ориентироваться на всей плоскости листа, находить «верх», «низ». Формировать навыки совместной работы.

Материал: изображения туч разной величины синего цвета, изображения капель дождя, силуэты деревьев, синий большой лист цветного картона.

Ход занятия. Ребята, сегодня я вас познакомлю с семьёй тучек. Посмотрите – папа-туча, мама-туча и дети-тучки. Все они ходят по небу, внимательно смотрят на землю и, если видят, что деревья, цветы, трава хотят пить, то льют дождём. Найдите папу-тучу. Папа самый большой. Какого он цвета? (Кладёт тучу на большой лист бумаги). А где же мама? Она какого цвета? Тоже синего, но меньше. (Прикладывает к папе). Сегодня им нужно полить деревья. Вместе с папой и мамой отправятся в путь и их дети - маленькие тучки. (Дети берут деток-тучек и прикладывают их плотно к родителям и друг к другу в верхней части листа).

Подуйте на тучки, чтобы  они быстрей поплыли по небу, но дуйте осторожно, чтобы они не разлетелись и не растерялись.

Включается музыка плавного характера.

Ребята, тучи плывут, смотрят вниз и видят: стоят деревья, которые ждут их (воспитатель предлагает выложить несколько силуэтов деревьев в нижней части листа). Деревья  жалобно просят: «Пить-пить». Тучи постарались, и пошёл дождь. Воспитатель предлагает детям выложить в средней части  листа капли дождя: «Дождь идёт везде, чтобы полить все деревья. Капельки нужно выкладывать острой часть  вверх, чтобы не поранить деревья».

Во время выполнения задания воспитатель делает указания: «Уступайте соседям, не толкайте друг друга, передвигайтесь по всему листу».

После выполнения задания  воспитатель обращает внимание детей  на то, что все деревья политы. Кто им помог? (Тучки и ребята).

 

Заключительное  исследование

 

В конце года было проведено повторное исследование эмоционального состояния и адаптированности детей экспериментальной и контрольной групп.

Повторное диагностическое  исследование показало, что в экспериментальной  группе эмоциональное состояние  детей проявилось в лучшей степени. Они более спокойны, склонны к  радости, у них выше интерес к  новому.

 

Рис. 3. Оценка проявления эмоционального состояния детей  степени выраженности эмоционального состояния после проведения эксперимента

 

Первая степень  выраженности обнаружена у 57% детей  экспериментальной и 43% контрольной  группы. Вторая степень выраженности – у 43% детей экспериментальной, и 29% контрольной группы. Третья степень  выраженности – у 0% детей экспериментальной  группы, и 29% – контрольной группы.

Было проведено  также анкетирование родителей (см. Приложение 3) [17, 2]. Анкета дала возможность  узнать у родителей, какая была подготовка ребенка к ДОУ, а также выяснить особенности протекания процесса адаптации  с точки зрения родителей. Поэтому  в анкете освещаются различные вопросы, например: какой режим дня ребенка  дома, особенности темперамента ребенка, каким образом проходила подготовка к детскому саду, как воспринимает малыш детский сад, воспитателей, других детей, как проходит общение  и игры их ребенка с другими  детьми, с каким настроение он утром  идет в группу, а вечером встречает  маму.

Анкетирование показало, помимо того, что в экспериментальной  группе как и в контрольной  родители целенаправленно готовили своего ребенка к поступлению  в детский сад, предварительно знакомили  детей с воспитателями, детьми и  т.д., в экспериментальной группе в период адаптации воспитатели  занимались с детьми художественной деятельностью, это оказалось более  успешным в установлении отношений  с детьми и воспитателями. Адаптация  проходит легче

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада