Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:16, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике.
Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ
1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
1.1.1 Специфика адаптации детей к ДОУ
1.1.2 Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ
1.2 Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
1.2.1 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста
1.2.2 Художественная деятельность детей младшей группы
Глава 2. Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
2.1 Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента
2.2 Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ
2.3 Заключительное исследование
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.docx

— 119.43 Кб (Скачать файл)

В 2-3 года малышей  начинают активно интересовать книжки-раскраски. При этом контур не играет для них  роли ограничителя, как для более  старших детей. Они узнают образ, радуются и начинают рисовать скорее на основе картинки, чем в ее пределах. Проявляется это очень индивидуально. Одни дети рисуют крупными цветовыми  пятнами как живописцы, другие «идут» по контуру как графики, третьи ставят маленькие пятнышки, полоски или  мазки.

Рисование в книжках-раскрасках яркими гуашевыми красками необыкновенно  увлекает малышей. Они не ограничиваются пределами контура, свободно выходят  за него (травка возле цыпленка, море под корабликом). Создают свой сюжет, начинают играть (двигают картинку по столу, будто паровозик бежит или жучок ползет) и звукоподражанием передают урчание, гудение, шипение... Конечно, поначалу малышам это надо показать («Цыпленок пошел гулять, давай нарисуем травку и цветочки. Покорми цыпленка - нарисуй зернышки или червячка»). Если же их не остановить вовремя («Молодец - красивый кораблик получился, давай его покажем бабушке») или не переключить на другой рисунок («Ой, ой, вот цыпленок плачет, он замерз, давай ему поможем - нарисуем желтое платьице-пушок»), дети закроют цветовыми пятнами весь лист, так что невозможно будет разглядеть начальный рисунок [23, 34].

Таким образом, изобразительная  деятельность ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте, деятельности: способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения.

Из проведенного теоретического анализа возможно выявить  организационные педагогические условия, способствующие созданию изобразительной  деятельности, и созданию его адаптации  к детскому саду.

К организационным  условиям мы относим:

1. насыщенная предметно  игровая среда.

2. Включит родителей  в подготовку и проведение  занятий в первые дни пребывания  ребенка в детском саду.

3. Постепенное увеличение  времени пребывания в детском  саду.

4. Использование  всех доступных поверхностей  и природных материалов для  изобразительной деятельности.

5. Позиция наблюдателя  на первых днях.

6. Использование  расширенного спектра материалов  для творчества

детский учреждение дошкольник адаптация изобразительный

Глава 2. Изучение влияния изобразительной  деятельности на процесс адаптации  детей к ДОУ

 

Диагностическое изучение эмоциональных состояния  детей до эксперимента

 

Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его  семье, уровне его подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему  нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, какие методы поощрения и наказания  приемлемы для ребенка.

В работе были использованы следующие методики:

изучение эмоциональных  состояний детей;

прогноз готовности детей к детскому саду по психолого-педагогическим параметрам.

В исследовании приняли  участие 14 детей 2,5 – 3 лет, которые недавно  поступили в 2 первые младшие группы детского сада №16 г. Абакана: 7 детей  в экспериментальной группе и 7 детей  в контрольной группе. В экспериментальной  группе была проведена специальная  работа по облегчению процесс адаптации  ребенка к детскому саду с использованием занятий художественной деятельностью, в контрольной группе адаптация  детей к детскому саду проходила  с помощью обычных приемов.

Цель  работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.

Гипотеза – использование воспитателем изобразительной деятельности построенной по выявлению организационно педагогических критерий обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

Задачи  исследования:

Провести диагностическое  изучение эмоциональных состояний  детей раннего возраста в период их адаптации к ДОУ.

Исследовать влияние  художественной деятельности в работе педагога, облегчающей процесс адаптации  ребенка к детскому саду.

Эксперимент проходил в течение первых месяцев пребывания детей 2 групп (контрольной и экспериментальной) в детском саду №16 г. Абакана.

Исследование и  анализ результатов были проведены  в сотрудничестве с воспитателями  и родителями данной группы детского сада.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности  эмоционального развития и оценить  эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент. Этими методиками могут успешно  пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность  тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах.

Но большинство  из них не подходит для детей раннего  возраста, потому что у них еще  не сформированы способности к описанию, не достаточно развита речь. В связи  с этим, для педагогической оценки эмоциональных состояний детей  раннего возраста мы предлагаем в  качестве основного метода наблюдение. Однако при использовании данного  метода возникают следующие сложности:

невозможно избежать субъективизма наблюдателя, т.к., интерпретируя  результаты наблюдений, психолог (педагог), не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные  стереотипы суждений, эмоциональные  отношения, ценностные ориентации и  т. д.;

наблюдатель может  фиксировать только внешние выражения  эмоций, а различные эмоции могут  выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления  широко открываются глаза, увеличиваются  зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх  или нежелание общаться; слезы  могут быть вызваны страхом, печалью  или гневом.

Поэтому, чтобы уменьшить  количество ошибок при интерпретации  результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно  фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности  длительное время и только потом  приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные  выводы можно с помощью дальнейшего  наблюдения и анкет родителей.

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад  и ухода из него.

Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина выделяют следующие ситуации [11, 74], в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает невозможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

Страх

Приход в детский  сад, появление где-нибудь;

незнакомая удивительная игрушка;

поломка игрушки;

плач, крик сверстника, друга;

нападение сверстника, друга;

незнакомый звук;

воспитатель запрещает, ругается, кричит;

незнакомая комната;

появление незнакомых взрослых или детей;

приближение незнакомых людей.

Гнев

Уход матери;

желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

желание иметь что-то, чем обладает воспитатель;

желание иметь что-то, что нельзя взять;

трудная игрушка, поломка  игрушки;

внимание близкого обращено на другого ребенка;

другой ребенок  забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;

воспитатель забирает игрушку;

физическое наказание;

воспитатель обижает, ругается;

наличие препятствия;

возвращение матери.

Радость

Приход, прибытие куда-либо;

Выполнение задания;

Смотрит в зеркало  на себя;

Смотрит в зеркало  на другого ребенка, друга;

Сверстник дурачится;

Внимание, похвала  другого человека при взаимодействии, общении;

Смешной (незнакомый) звук;

воспитатель дурачится, напевает.

Печаль

приход в детский  сад;

уход матери, близкого взрослого;

игра, общение со сверстниками;

невнимание со стороны  взрослого;

наказание, порицание  взрослого;

трудности при выполнении задания;

сверстники не принимают  в игру.

Интерес

приход в группу, прогулка;

незнакомый взрослый;

незнакомый сверстник;

новая игрушка;

незнакомая игра;

рассказ взрослого  или показ чего-либо;

проявление интереса на прогулке, во время занятия к  предметам окружающей среды, явлениям природы;

подготовка к  праздникам.

Удивление

появление чего-либо/кого-либо в группе;

незнакомая игрушка;

на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;

новая игра;

знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;

близкий взрослый общается иначе.

Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния  ребенка является наблюдение, используются следующие таблицы фиксации результата.

 

Таблица 1. Шкала  оценки проявления эмоционального состояния

Степень выраженности

Характеристика

Способы проявления

1-я степень

внешние проявления негативных эмоций отсутствуют или  выражены незначительно

 

2-я степень

Эмоциональные проявления выражены средне

Мимика, поза, слова  и т.д.

3-я степень

Эмоции выражены сильно

Мимика, речь, двигательная активность


 

Таблица 2. Шкала  оценки проявления эмоционального состояния

 

1-я степень

2-я степень

3-я степень

Страх

спокоен, нерешителен, малоактивен

хмурит брови, возбужден, напряжен

отказывается смотреть, убегает, плачет, хватается за близкого, замирает, визжит

Гнев

спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо

убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки

все отвергает, плачет, дерется

Радость

расслаблен, слегка улыбается

обнимается, активно  играет, широко улыбается

размахивает руками, прыгает, хвастается, хохочет, дурачится, восторженно кричит

Печаль

спокоен, малоактивен,

хмурит брови, кривит губы, сдерживает слезы

плачет, все отвергает, капризничает

Интерес

практически не интересуется ничем новым, предпочитает старые игрушки, уклоняется от незнакомых

играет с новыми игрушками, улыбается при встрече с новым

активно интересуется всем происходящим, задает вопросы  взрослым

Удивление

не выказывает удивления, не обращает внимания на необычное

широко открывает  глаза и рот от удивления,

подбегает к тому, что его удивило, расспрашивает  окружающих об этом


 

Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих  реакций, можно составить карту  эмоционального состояния детей  группы.

По результатам  оценки проявления эмоционального состояния  детей нами были получены следующие  данные:

 

Рис. 1. Оценка проявления эмоционального состояния детей  степени выраженности эмоционального состояния до проведения эксперимента

<="" div="" style="margin: 0px; padding: 0px; border: none; outline: 0px; font-size: 12px; vertical-align: baseline; background-color: transparent; background-position: initial initial; background-repeat: initial initial;">

alt="Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности" width="572" height="278" border="0" />

 

Первая степень  выраженности обнаружена у 14% детей  и экспериментальной и контрольной  групп. Вторая степень выраженности – у 57% детей экспериментальной, и 43% контрольной группы. Третья степень  выраженности – у 29% детей экспериментальной  группы, и 43% – контрольной группы.

Второй этап исследования заключался в определении психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (см. Приложение 1) [24, 14-17]. Полученные данные представлены на диаграмме (см. Рис.2.)

 

Рис. 2. Оценка готовности детей к ДОУ по психолого-педагогическим параметрам

14% детей экспериментальной  группы и 0% детей контрольной  группы набрали 3 - 2,6 баллов, таким  образом можно сказать, что  они были готовы для поступления  в детский сад. По 57% детей экспериментальной  и контрольной групп набрали  2,5 - 2 баллов – они условно готовы, 29% детей экспериментальной группы  и 43% детей контрольной группы  были не готовы к поступлению  в ДОУ. Они набрали 1,9 - 1,6 баллов.

Художественная  деятельность как одно из средств  адаптации детей к ДОУ

Как уже говорилось ранее, в период адаптации у ребенка  возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических  преград. Стресс может вызвать у  малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Поэтому в  период адаптации с детьми необходимо проведение особой работы, чтобы облегчить  этот процесс.

Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском  саду. Отрицательный опыт адаптации  может сыграть негативную роль и  в первом классе школы.

Для оптимального осуществления  периода адаптации переход ребенка  из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности  более плавным. Здесь начинается второй этап нашего исследования –  вхождение ребенка в группу –  его первая неделя в детском саду. Во время работы, чтобы следить, как  проходит адаптация на каждого ребенка  заполняется лист адаптации (см. Приложение 2.) [24, с.18].

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада