Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:16, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике.
Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ
1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
1.1.1 Специфика адаптации детей к ДОУ
1.1.2 Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ
1.2 Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
1.2.1 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста
1.2.2 Художественная деятельность детей младшей группы
Глава 2. Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
2.1 Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента
2.2 Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ
2.3 Заключительное исследование
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.docx

— 119.43 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно  сказать, что процесс адаптации  у большинства детей уже заканчивается, за исключением Жени Л. У него адаптация  проходит наиболее тяжело, его отличает от других детей равнодушие к игрушкам, и детям, незначительно выражены внешние проявления эмоций, страх  при расставании с матерью. При  этом он часто болеет (2 раза за этот период), что тоже пагубно отражается на процессе адаптации.

В целом дети экспериментальной  группы успешно прошли адаптацию. В  контрольной группе процесс адаптации  проходил достаточно тяжело, и у  некоторых детей еще не закончился.

Анкетирование помогло  разобраться в причинах успешности или не успешности адаптации. Часть  родителей, например, мама Наташи А. (экспериментальная  группа) посещала занятия и занималась изобразительной деятельностью. В  результате чего облегчило ей процесс  привыкания. Но затрудняет течение  адаптации, у этой девочки различие режимов в детском саду и дома. По этому поводу воспитателями была проведена беседа с родителями девочки.

Женя Л. (контрольная  группа) более трудно проходит адаптацию, так как часто более и пропускает детский сад. Ребенок был испуган, когда его в первый раз оставили в детском саду. Из-за отрицательных  эмоций мальчику не понравилось в  детском саду, он со слезами остается в группе. Несмотря на то, что Женю тянет к детям, он не играет с ними, не обращается к воспитателю. У него плохой аппетит и сон.

Также анкетирование  показало, что у большинства детей  происходит дома процесс «откачки маятника». Одни дети, очень подвижные днем в детском саду, затихают. Им необходимо заняться чем-то спокойным: почитать книгу, порисовать, поиграть в успокаивающие  игры. Другие дети, наоборот, дома «отрываются». В детском саду сидят в уголочке, стесняются или боятся, а дома им нужно выбросить лишнюю энергию, они обязательно должны быть в  центре внимания. Если поведение родителей  соответствует нуждам ребенка, то на следующий день ребенок чувствует  себя хорошо, если же родители не видят, что нужно ребенку, то он начинает испытывать неудовлетворение, которое  постепенно переходит в стресс.

Таким образом, можно  сделать вывод, не смотря на то, что  дети контрольной группы как и  экспериментальной, у которых родители целенаправленно готовили своего ребенка  к поступлению в детский сад, проводили закаливающие мероприятия, предварительно знакомили детей  с воспитателями, детьми и т.д., но в контрольной группе не занимались углубленно художественной деятельностью, оказались, что адаптация проходит гораздо дольше и дети неуспешны  в установлении отношений с детьми и воспитателями, чего нельзя сказать  про экспериментальную группу.

Вывод

Педагогические  условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка  к ДОУ

Изучив состояние  проблемы адаптации дошкольников, мы выявили, что разная степень влияния  на определенные условия улучшает адаптацию.

Гипотеза подтвердилась. Проведение занятий изобразительной  деятельностью выстроенной по предложенным организационно педагогическим критериям  успешно влияет на адаптацию

 

Заключение

 

С приходом в детский  сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто  адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами.

Цель нашей работы стало изучение влияния изобразительной  деятельности на процесс адаптации  детей к ДОУ.

Теоретический анализ работ А.И. Баркан, А.И. Захарова, Р.Калининой, Л.Семеновой, Г.Яковлевой, Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной и др выявил основные психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста и специфика их эмоциональных состояний в период адаптации к ДОУ.

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в  раннем возрасте. Они помогают ребенку  приспособиться к той или иной ситуации. Основные эмоциональные состояния, которые владеют ребенком в этот период в основном отрицательные: страх, печаль, гнев, но есть и положительные, например, радость, удивление, интерес  от знакомства с новым – обстановкой, деятельностью.

Адаптация – это  приспособление организма к новой  обстановке, а для ребенка детский  сад, несомненно, является новым, еще  неизвестным пространством, с новым  окружением и новыми отношениями. По своим результатам адаптация  бывает разной: позитивной, негативной.

Учеными (Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева) было выделено три фазы адаптационного процесса: 1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению  сна, снижению аппетита, регрессу в  речевом развитии (длится в среднем один месяц); 2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев); 3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Выделяются два  основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная  удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и  точно выполнять требования среды).

На основании  теоретического материала, в практической части нашей работы мы рассматривали  влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к  ДОУ. Наше исследование проходило на базе ДОУ №16 г.Абакана. В исследовании приняли участие 14 детей 2,5 – 3 лет, недавно  поступивших в 2 первые младшие группы детского сада.

В качестве методик  мы применили анкетирование родителей  и методику наблюдения, предложенную Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной, которые выделяют ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает невозможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

Анкетирования родителей  показало, что 14% детей экспериментальной  группы и 0% детей контрольной группы набрали 3 - 2,6 баллов, таким образом  можно сказать, что они были готовы для поступления в детский  сад. По 57% детей экспериментальной  и контрольной групп набрали 2,5 - 2 баллов – они условно готовы, 29% детей экспериментальной группы и 43% детей контрольной группы были не готовы к поступлению в ДОУ. Они набрали 1,9 - 1,6 баллов.

Первая степень  выраженности эмоциональных состояний  была обнаружена в начале исследования у 14% детей и экспериментальной  и контрольной групп. Вторая степень  выраженности – у 57% детей экспериментальной, и 43% контрольной группы. Третья степень  выраженности – у 29% детей экспериментальной  группы, и 43% – контрольной группы.

Повторное диагностическое  исследование показало, что в экспериментальной  группе эмоциональное состояние  детей проявилось в лучшей степени. Они более спокойны, склонны к  радости, у них выше интерес к  новому.

Первая степень  выраженности эмоциональных состояний  была обнаружена у 57% детей экспериментальной  и 43% контрольной группы. Вторая степень  выраженности – у 43% детей экспериментальной, и 29% контрольной группы. Третья степень выраженности – у 0% детей экспериментальной группы, и 29% – контрольной группы.

На занятиях использовались такие виды художественной деятельности, как рисование на бумаге (кисточками, руками), рисование красками на камне, рисование на крупе (песке), аппликация, лепка из теста.

В работе приведены  примеры игр, которые помогут  родителям и воспитателям. Важно, чтобы эта помощь была систематической, целенаправленной, только тогда эта  работа может дать положительный  результат.

Таким образом, исследование показало - художественная деятельность позволяет людям справиться со многими  психологическими проблемами. В том  числе и со стрессами. Поскольку  ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может придти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой  для себя ситуации общения с детьми.

Художественная  деятельность является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает  вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации  пройдет легче.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Проведенная  диагностика выявила, что адаптация  дошкольников прошла более успешной в экспериментальной группе, где  была проведена предварительная  работа с родителями, а с детьми воспитатели углубленно занимались художественной деятельностью.

Таким образом, можно  сделать вывод, что художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а  это – необходимое условие  полноценного развития ребенка.

 

Список  использованных источников

 

Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1997. – 456 с.

Андриенко Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 452 с.

Баркан, А.И. Его  Величество Ребенок / А.И. Баркан.– М.: Столетие, 1996. – 368 с.

Битянова М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1994. – 390 с.

Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания. / Е.В. Бондаревская. – М.: Педагогика. 2001. – 123 с.

Божович Л.И., Личность и ее развитие в детском возрасте. М., 1968.

Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. – М.: Просвещение, 1996. – 278 с.

Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига, 2000.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1991.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский – М.: Наука, 1956. –526 с.

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.

Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Дошкольное учреждение и семья. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.

Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в  детский сад… / Р. Калинина Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998. №4. – с.2-11.

Камаров М.М. Психология педагогического мышления / М.М. Камаров. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 238 с.

Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. / Я.Л. Коломинский. – Минск: Политиздат, 1969. – 298 с.

Компенсирующее  дошкольное учреждение: опыт социальной адаптации детей с туберкулезной  интоксикацией. Красноярск: КВПУ№2, 1997. – 103с.

Куркина И. Адаптация  без угроз и обещаний. // Детский  сад со всех сторон. 2000. №6

Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. / В.И. Лубовский – М.: Педагогика, 1978.

Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.

Михайлова А. Новые  программы для детского сада // Дошкольное воспитание. 1995. №8. – с.13-15.

Мухина В.С. Изобразительная  деятельность ребенка как форма  усвоения социального опыта. М., 1981.

Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.

Петровская А.В. Возрастная психология. / А.В. Петровская. – М.: Наука, 1979. – 348 с.

Печора К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 172 с.

Полуянов Ю.А. Диагностика  общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; 2000.

Прохорова А. Школа  юных живописцев. Раннее развитие художественных способностей // «Мама и малыш», 2004, №5.

Психологическая диагностика  детей и подростков. Учебное пособие  для студентов: М.к.Акимова, Г.А.Берулава, Е.М.Борисова и др. / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной М.: Педагогика, 1988. – 125 с.

Репина Т.А. , Стеркина, Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. / Т.А. Репина Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение. 1990. – 160 с.

Рубцов В.В. Организация  и развитие совместных действий у  детей в процессе обучения. / В.В. Рубцов. – М.: Педагогика, 1987. – 267 с.

Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / А.Г. Рузская. – М.: Карапуз, 1989. –  с.189.

Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного  поведения.// Дошкольное воспитание, №3, 1998. с.85-94.

Смирнова Е.О. Особенности  общения с дошкольниками. / Е.О. Смирнова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. – 160 с.

Степанова Г. Эмоциональные  состояния ребенка-дошкольника и  их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова // Дошкольное воспитание. –1998. – №5. – с.39-54.

Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е.,

Атанасова-Букова А. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М.: Педагогика, 1980. – 122 с.

Шаграева О.А. Детская психология. / О.А. Шаграева. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 375 с.

Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001.

Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. / Д.Б. Эльконин. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 478 с.

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

№ п/п

Параметры

Дополнительный  вопрос к матери

Оценка в баллах или словесно

I. Поведение

1.1

Настроение:

бодрое, уравновешенное,

раздражительное, неустойчивое,

подавленное

Какое из перечисленных  настроений преобладает у ребенка?

3

2

1

1.2

Сон

   

1.2.1

Засыпание

   

1.2.1.2

Длительность:

быстрое до 10 минут, медленное

Как засыпает ребенок?

3

2

1.2.1.3

Характер:

спокойный,

неспокойный

 

3

1

1.2.1.4

использую дополнительные воздействия;

без дополнительных

воздействий

Что вы делаете, чтобы  ребенок заснул?

1

3

1.2.1.5

Сон:

длительность соответствует  возрасту,

не соответствует  возрасту

Какова длительность сна?

3

1

1.3

Аппетит:

хороший,

избирательный, неустойчивый,

плохой

Какой аппетит у  ребенка?

3

2

1

1.4

Отношение к высаживанию  на горшок:

положительное,

отрицательное

Как ребенок относится  к этой процедуре?

3

1

1.5

Навыки опрятности:

просится на горшок,

не просится, но бывает сухой,

не просится, ходит  мокрый

 

3

2

1

1.6

Отрицательные привычки:

есть (какие?), нет

Сосет пустышку, палец, раскачивается и др.

1

II. Нервно-психическое  развитие

2.1

Возраст 1 г. 6 мес.— 1 г. 9 мес.

Понимание речи

Движения

Игра

Навыки

Выявляются методом  диагностики

 

2.2

Возраст 1 г. 9 мес. — 2 г.

Понимание речи

Активная речь

Игра

Навыки

Соответствует возрасту

Ниже на один эпикризисный срок

Ниже на 2—3 эпикризисных срока

3

 

2

 

1

III. Личность

3.1

Проявление познавательных потребностей

Проявляет интерес  к игрушкам, предметам домашнего  обихода и в новой обстановке?

 

3.1.1

В повседневной жизни:

недостаточно проявляет,

не проявляет

а) Проявляет интерес  к игрушкам, предметам домашнего  обихода и в новой обстановке?

б) Интересуется ли действиями взрослых? Любит ли заниматься, внимателен, активен, усидчив?

2

 

1

3.1.2

При обучении:

проявляет интерес, активность;

недостаточно проявляет;

не проявляет

 

3

2

1

3.2

Инициативность

   

3.2.1

Инициативность  в игре:

проявляет инициативность по всем указанным параметрам, умеет  сам найти для себя дело:

Да,

нет

 

3

1

 

Есть фаза подготовки игры самостоятельно,

с помощью взрослого

Есть элементы воображения;

Да,

нет

 

3

2

 

3

1

3.2.2

Инициативность  во взаимоотношениях со взрослыми:

вступает в контакт  по своей инициативе,

сам не вступает в  контакт

 

3

2

3.2.3

Инициативность  во взаимоотношениях с детьми:

вступает в контакт  по своей инициативе,

сам не вступает в  контакт

 

3

 

2

3.3

Результативность:

доводит начатое  дело до конца,

не всегда,

не доводит

 

3

2

1

3.4

Самостоятельность в игре:

умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого,

не всегда,

не играет сам

 

3

 

2

1

3.5

Социальные связи

   

3.5.1

Социальные связи  со взрослыми:

легко идет на контакт,

избирательно,

трудно

 

3

2

1

3.5.2

Контакты с детьми:

вступает легко,

избирательно,

трудно

 

3

2

1

3.5.3

Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:

есть,

недостаточные,

нет

 

3

2

1

3.5.4

Уверенность в себе:

есть,

не всегда,

нет

 

3

2

1

3.5.5

Адекватное отношение  к оценке взрослым деятельности ребенка:

Да,

не всегда,

нет

 

3

2

1

3.5.6

Был ли опыт разлуки  с близкими (санаторий, больница и  др.). Как перенес:

легко,

нет

 

3

1

3.5.7

Аффективная привязанность  к кому-либо из взрослых

К кому именно

 
 

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):

3 - 2,6 б. – готов

2,5 - 2 б. – условно  готов

1,9 - 1,6 б. – не  готов

   

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада