Адаптация детей в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку.

Содержание

Введение 3
Практическая часть: Адаптация детей в дошкольном учреждении 8
Вывод 11
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

КГОУ СПО  “Рубцовский педагогический колледж”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Медико – биологические

 и социальные  основы здоровья»

тема: «Адаптация детей в дошкольном учреждении».

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

группы 11-ДЗ

заочной формы обучения

специальность 050144 «Дошкольное образование»

Анпилогова И. В.

дом.адрес: Алт.кр.,Угловский  р-он,

С.Круглое, тел 8960-955-6931

Проверила: Дубрава Т. В.

оценка ____________

 

 

Рубцовск

2011г

 

Содержание:

 

 

Введение                                                                                                                  3

  1. Практическая часть: Адаптация детей в дошкольном учреждении        8

Вывод                                                                                                                       11

Список литературы                                                                                                 14

 

 

Введение

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать  за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного  общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу  и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).

С поступлением ребенка  в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. 
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. 
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Врачи и психологи  различают три степени адаптации; легкую, среднюю и тяжелую. Основными  показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота  и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

Легкая степень адаптации. 
При легкой адаптации к новым условиям в течение месяца  у ребенка нормализуется поведение, он спокойно или радостно начинает относиться к новому детскому коллективу. Аппетит несколько снижается, но ненамного, и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной - двух недель. К концу месяца у него восстанавливается речь, игра, интерес к окружающему миру. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у малыша не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу второй - третьей недели восстанавливается, острых заболеваний не возникает.

Средняя степень адаптации. 
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения могут держаться до полутора месяцев и все это время он присутствует на занятиях с мамой.

Тяжелая степень адаптации. 
Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль, т. е. не защищают организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться, это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша.

Рекомендации по подготовке к детскому саду в период адаптации.

1.          Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад.

2.          Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло, что он будет ходить или уже ходит в детский сад.

3.          Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

4.          Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Анна Николаевна нальет тебе воды».  Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Попробуйте проиграть все эти ситуации дома.

5.          Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

6.          Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.

7.          Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

8.          Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет другой альтернативы, кроме сада.

9.          Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше и других детях. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

10.     Расскажите воспитателю о привычках своего малыша, о том, что он умеет, что вызывает затруднения, какие методы поощрения и наказания для него приемлемы.

11.     Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

12.     В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

13.     В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Создайте в семье спокойную, дружескую атмосферу.

14.     Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду,  проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.

Итак, адаптация обычно протекает сложно с множеством негативных сдвигов в детском организме. Причем эти сдвиги происходят на всех уровнях и во всех системах. Несмотря на это мы, обычно, замечаем эти изменения лишь в поведении ребенка. Почему так происходит? Попадая в новый коллектив, ребенок постоянно находится в состоянии нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Если сравнить силу стресса малыша, проходящего период адаптации в детском саду, и силу стресса космонавта, отправляющегося в полет, то мы получили бы одинаковые, идентичные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Адаптация детей в дошкольном учреждении

Иванова Дарья Александровна  начала посещать детский сад 1 сентября 2010 года в возрасте 2 года 4 месяца.

Дарья родилась от первой беременности, беременность протекала на фоне сочетания гестоза средней степени тяжести, ХФПН субкомпенсированная без нарушений кровотока. Состояния здоровья матери: хронический тонзиллит, ВСД по гипертоническому типу. Срочные индуцированные роды в 37-38 недель, вес при рождении 2кг 870 гр, рост 49 см. Состояние здоровья ребенка при рождении - средней степени тяжести. На 2 день принесли матери ребенка для кормления. Дарья вскармливалась один месяц после рождения естественным способом, а со второго месяца искусственное вскармливание (потеря молока у матери) молочными смесями . Увеличение массы тела соответствовал нормам, в год ребенок весил 9 кг 400гр, рост 76 см. Дарья самостоятельно начала садиться в возрасте 6,5 месяцев, первые шаги сделала в 9 месяцев. Профилактические прививки были сделаны все в соответствии с возрастом.

Даша родилась и растет в полной семье, образовательный уровень членов семьи: мама получила высшее образование, папа средне- специальное. Отношение между членами семьи дружные. Жилищно – бытовые условия : отдельная благоустроенная 3 комнатная квартира, материально обеспеченная семья. 

  1. Эмоции ребенка  

Положительные эмоции: Даша улыбалась, смеялась, проявляла интерес  к окружающим, ее все интересовало, не чего не боялась -  страха не было, не плакала.  Она "опьянена" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". – 3 балла.

  1. ориентировочная активность

 Интерес к окружающим  выражен ярко, двигается много,  она все трогает, играет с  игрушками, прошла по всем комнатам – 3 балла.

  1. Взаимоотношение с мамой

Спокойно отходит в  детский сад. Прощается с мамой без слез, истерики – 3 балла.

  1. Контакты с взрослыми

Ребёнок вступает в контакт  по своей инициативе, может попросить  о помощи – 3 балла.

  1. Контакты с детьми

Доброжелательна, улыбается, умеет играть рядом с другими детьми, внимательна к ним- 3 балла.

  1. Режим дня

Режим дня есть, но он отступает от режима дня в детском  саду. Сон не соответствует часовым  нормам которые преобладают в  детском саде- 2 балла.

  1. Сон. Аппетит

Сон – важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

В начале долго засыпает, капризничает, вспоминает маму, но примерно через неделю  привыкает.

Аппетит умеренный, от завтрака отказывается, а обед уже кушает с удовольствием.

2 балла

8. Организация бодрствования

Дашенька самостоятельно бодрствует 15-20 минут, играет с разными игрушками которые соответствуют и не соответствующим ее возрасту. А за тем ей необходимо внимание взрослого человека, помощь в организации игры.

2 балла

9. Контакты с взрослыми со слов родителей

Круг общения ребенка дома не сводится к общению только с родителями, так же происходит взаимоотношение с соседями которых она рада видеть у себя дома в гостях, бабушками, дедушками, тети, дяди с которыми она не упускает шанс поиграть в любимую свою игру « магазин» где Даша выступает в роли продавца. 3  балла

10. Контакты с детьми в быту со слов родителей

На улице Дарье нравится играть с другими детьми, спокойно отдает игрушку или берет протянутую другим ребенком куклу. Но проявляет больший интерес к детям, которые старше ее на 3-4 года, не дерется. 3 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 

По результатам у Дарьи легкая степень адаптации.

 Вот несколько советов, которые помогли Дашеньке в адаптации, которая прошла в легкой степени: 
  Необходимо заранее познакомиться с условиями ДОУ и приблизить к ним условия воспитания в семье (режим дня, характер питания); первое время лучше не оставлять ребенка в детском саду на полный день; важно научить ребенка общаться со сверстниками (поделиться игрушкой, поблагодарить). Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку; обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания; введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня; разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить Вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик. . Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком, если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателю, скажите, когда придете, и уходите. Воспитатель примет все меры, чтобы успокоить и отвлечь вашего ребенка.  Дети, которые плачут при расставании с мамой, не редкость. Прежде чем решать, что делать в таких ситуациях, необходимо узнать у воспитателей, что бывает после ухода родителя.  Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания, придумать новые ритуалы. Договоритесь, что ребенок будет махать маме рукой из определенного окна (к нему ведь еще надо добежать, пока мама выходит на улицу, а это отвлекает от горестных мыслей). Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в отсутствие мамы, следят за временем в ожидании возвращения. Если мамы нет рядом, у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми – все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. В этом случае именно мама должна изменить свое внутреннее состояние. Полезно заранее, приучать ребенка к расставанию, провоцируя такие ситуации, когда малыш сам захочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а вам нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, просите что-нибудь сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам. Ну и, конечно, не забудьте похвалить ребенка, когда ваши расставания на пороге детсада начнут проходить спокойно. Правда, надо быть готовым, что иногда ребенок будет встречать вас вечерним плачем. Не пугайтесь: это не означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребенка до того, как он заплачет; не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи,  за его непослушание; в присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом!

Информация о работе Адаптация детей в дошкольном учреждении