Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в разработке предложений по повышению эффективности управления производством в регионе.

Достижение поставленной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных теоретических и практических задач. отражающих логику дипломного проекта:

- выявление теоретических основ промышленной политики;

- проведение анализа современной промышленной политики проводимой в российских регионах.

- определения ее места и роли в системе мер государственного регулирования;

- исследование экономического и производственного потенциала промышленного производства Магаданской области и обоснование отраслевых приоритетов, разработка мер управления на региональном уровне:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 8

1.1 Сущность промышленной политики 8

1.2 История развития промышленной политики в России 17

1.3 Региональная промышленная политика как инструмент развития промышленного производства 32

2. АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 37

2.1 Структура промышленного производства Магаданской области 37

2.2 Тенденции развития промышленного производства Магаданской области 42

Прогнозная оценка рыбной деятельности 44

2.3. Оценка перспектив развития промышленного производства в Магаданской области 55

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 72

3.1 Проблемы развития производства в Магаданской области (на примере горнодобывающей отрасли) 73

3.2 Предложения по улучшению промышленной политики в сфере недропользования 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Список использованной литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переделанный.docx

— 319.25 Кб (Скачать файл)

В целях вывода страны из кризиса Правительством Российской Федерации и Банком России в течение  октября-декабря был осуществлен  ряд мер по стабилизации социально-экономической  ситуации, денежного обращения и  государственных финансов.

К важнейшим из них относятся: расшивка значительной части неплатежей в банковской системе путём проведения межбанковского клиринга; меры по нормализации ситуации на валютном рынке; снижение импортных пошлин на ряд товаров  повседневного потребительского спроса; ряд чрезвычайных мер, обеспечивающих бесперебойное снабжение населения  продуктами питания; целевое финансирование и государственная поддержка  инвестиционного процесса; были начаты переговоры с иностранными инвесторами  по условиям урегулирования и реструктуризации российской задолженности по внутреннему  долгу, обязательствам резидентов.

Проведенные меры позволили  предприятиям постепенно стабилизировать  и даже нарастить объёмы производства продукции, в том числе экспортоориентированной, при снижении бартерных операций. В результате темпы спада промышленного  производства относительно соответствующего периода прошлого года существенно  замедлились, а в динамике по месяцам  с октября 1998 г. спад сменился небольшим  ростом.

Первое  полугодие 1999 г. характеризуется  продолжением позитивных тенденций  в социально-экономическом положении.

В условиях развития импортозамещения, улучшения внешнеэкономической  конъюнктуры (здесь, прежде всего, стоит  отметить рост цен на нефть), относительного сокращения издержек производства в  силу эффекта девальвации укрепилась тенденция роста выпуска отечественной  промышленной продукции. Одновременно заметно улучшились качественные характеристики в сфере финансов предприятий, в  существенной степени за счет повышения  прибыльности экспорта и перераспределения  доходов от населения в пользу реального сектора экономики.

Постепенно происходит снижение темпов инфляции.

Так, если в январе 1999г. инфляция составляла 8,4% к декабрю 1998г., то в  июне её уровень снизилась до 1,9% по отношению к маю. 

Практически стабилизировался обменный курс рубля, что обусловлено  в первую очередь жесткими мерами Банка России по валютному регулированию.

В последние месяцы проявились положительные тенденции в динамике налоговых поступлений в бюджет. Устойчиво сокращается задолженность  по выплатам заработной платы и пенсий.

Благоприятная внешнеэкономическая  конъюнктура, развитие процессов импортозамещения и, как следствие, рост промышленного  производства оказывали положительное  влияние на формирование финансовых результатов промышленных организаций. В большинстве  отраслей промышленности в январе-мае (кроме газовой, автомобильной  и кондитерской промышленности) достигнут  прирост сальдированной прибыли  относительно соответствующего периода  предыдущего года. Вместе с тем  на снижение издержек производства повлиял  спад в динамике реальной заработной платы работников, то есть улучшение  финансового состояния реального  сектора в определённой мере произошло  за счет переориентации финансовых потоков  от населения к предприятиям.

В целом, под воздействием всех этих факторов, в первой половине 1999г. обозначились определенные позитивные макроэкономические тенденции, которые  оказали благоприятное воздействие  на динамику промышленного производства и выдвинули на первый план задачу формирования условий дальнейшего  устойчивого роста, позитивных структурных  сдвигов в экономики России.

Однако к концу 1999г.-началу 2000г. «головокружение от успехов» несколько  приостановилось, поскольку к этому  времени практически сошёл на нет эффект девальвации, замедлились  темпы роста производства (которые, справедливости ради, стоит отметить являлись естественным результатом  послекризисного оживления нашей  экономики и которые ещё не достигли своего докризисного уровня) и всплыли опять наши структурные  «болячки». Перед Правительством страны опять стала проблема как поднимать  экономику, проблема выбора пути повышения  конкурентоспособности отечественной  промышленности, изыскать возможности  для ускоренного производственного  роста.

И здесь мы снова возвращаемся к промышленной политике.

В ситуации посткризисного подъёма отечественного промышленного  производства, девальвации рубля, роста  эффекта импортозамещения и благоприятной  для экспортёров внешнеэкономической  конъюнктурой, а также некоторого улучшения финансового положения  российских предприятий, действия государства  по реализации промышленной политики были весьма уместны и не противоречили  общим тенденциям в развитии экономики  России. Государство правильно расставило акценты по реализации промышленной политики, не сбивая общего темпа посткризисного компенсационного наращивания производства, в результате чего индекс физического объёма промышленного производства России за 1999г. составил около 108% (т.е. прирост составил 8% по сравнению с 1998г.).

В 1998-99г.г. промышленная политика осуществлялась по следующим направлениям.

Институциональные преобразования, направленные на создание условий по повышению инвестиционной и инновационной активности, максимизации доходов бюджетов всех уровней, оптимизации структуры госсобственности, повышение ликвидности объектов госсобственности посредством предпродажной подготовки, улучшения финансово-экономической деятельности предприятий.

 Поскольку уже упомянутая  активизация промышленной политики  невозможна без повышения эффективности  управления госсобственностью, Правительством  РФ одобрена Концепция управления  государственным имуществом и  приватизации в РФ. Данная Концепция  определяет цели, задачи, приоритеты  и механизмы, направленные на  повышение эффективности управления  государственным имуществом, а также  проблемы приватизации госимущества.

Для увеличения поступлений  в бюджет проводилась продажа  принадлежащих государству пакетов  акций акционерных обществ на коммерческих конкурсах с инвестиционными  и (или) социальными условиями. Утвержден  также план поступлений в бюджет от аренды, использования зарубежной недвижимости и дивидендов по находящимся  в федеральной собственности  акциям.

 К началу 1999г. практически  завершился процесс преобразования  госпредприятий и организаций  в акционерные общества. На начало 1999г. общее число приватизированных  предприятий составило 60% от общего  количества государственных предприятий  по состоянию на начало процесса  приватизации. В этом же году  начат третий этап приватизации  – по индивидуальным проектам.

 Важным направлением  институциональных преобразований  в промышленности остается интеграция  промышленных предприятий с финансовыми  и торгово-посредническими организациями  по производству и реализации  конкурентоспособной продукции:  по состоянию на 1 января 1999г. государственный  реестр финансово-промышленных групп  России содержит 80 официально зарегистрированных  ФПГ (реально их больше).

 Отсутствие средств  федерального бюджета на позволило  реализовать Федеральную программу  государственной поддержки малого  предпринимательства на 1998-99г.г., что  привело к некоторому снижению  темпов создания объектов инфраструктуры  поддержки малого бизнеса и  отрицатель сказалось на развитии  новых финансовых механизмов  поддержки последнего (лизинг, франчайзинг,  венчурное финансирование и т.п.).

 В рамках поддержки  реального сектора экономики  Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 1999г.» предусматривалось  предоставление бюджетных ссуд  под высокоэффективные контракты,  заключённые на производство  и поставку продукции, в том  числе на экспорт. Согласно  постановлению Правительства РФ, которое регламентирует порядок  предоставления ссуд, Минэкономики  РФ организовало проведение конкурсного  отбора контрактов.

В Минэкономики поступило 178 проектов. По 68 проектам принято решение  о предоставлении бюджетной ссуды  на срок до 6 месяцев на общую сумму 1797,5 млн. рублей.

 Бюджетная и налоговая политика.

В результате последствий  августовского кризиса 1998г. и действий Правительства по преодолению кризиса  платёжно-расчётной системы с  использованием механизма целевого финансирования и ужесточения налоговой  дисциплины в конце 1998г. и в 1999г. появилась  положительная тенденция к выправлению  ситуации с поступлением бюджетных  доходов и общей стабилизации экономики, что позволило снизить  задолженность федерального бюджета  за выполненные работы и поставки, по выплате заработной платы и  пенсий, по финансированию государственных  инвестиций и пополнению оборотных  средств промышленных предприятий. Снижение бюджетной задолженности  предприятиям промышленности по госзаказу  привело, в свою очередь, к некоторому снижению уровня неплатежей. Также  решению проблемы неплатежей способствовала реструктуризация кредиторской задолженности  юридических лиц перед федеральным  бюджетом и внебюджетными фондами, что позволило направить высвободившиеся  средства промышленных предприятий  в основной капитал и оборотный  средства.

 В 1998-99г.г. в налоговое  законодательство были внесены  поправки в законы «О налоге  на прибыль», «О налоге на добавленную  стоимость», «О плате за землю», «О налоге на имущество» и  пр.

Их общая направленность – снижение налогового бремени на отечественного производителя и  постепенный перенос акцента  в налогообложении с производства на конечное потребление.

 Денежно-кредитная и финансовая политика.

На восстановление системы  платежей в экономике был направлен  ряд мер, принятых Банком России. В  частности, позитивные результаты дали проведённые в конце 1998г. взаимозачёты встречных требований кредитных  организаций.

В ноябре 1998г. Правительством РФ и Банком России была принята  программа «О мерах по реструктуризации банковской системы РФ», предусматривающая  реструктуризацию банковской системы  в целях создания условий для  начала массового кредитования комбанками реального сектора.

Приступило к работе Агентство  по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое взяло на себя основную часть оперативной работы с реструктурируемыми и ликвидируемыми банками.

 Необходимость кредитования  значительного бюджетного дефицита  в условиях краха финансовых  рынков и банковской системы  заставила ЦБ пересмотреть принципы  кредитно-денежной политики. Рост  денежной массы М2 в реальном  выражении в 1999г. свидетельствовал  о возобновлении роста уровня  монетизации экономики, однако  этот показатель ещё далеко  не достаточен для эффективного  функционирования промышленности.

 На валютном рынке  позитивное воздействие оказали  принимаемые ЦБ меры по усилению  валютного регулирования и контроля  в целях ограничения возможностей  проведения спекулятивных операций  и незаконного вывоза капитала. Отказ от политики валютного  коридора и резкая девальвация  рубля позволили значительно  снизить издержки производства  и повысить ценовую конкурентоспособность  отечественных товаров, что привело  к активизации импортозамещения  и повышению экспортоориентированного  производства.

 Рынок государственных  ценных бумаг на протяжении 1999г.  постепенно восстанавливался.

15 января 1999г. были возобновлены  вторичные торги на рынке государственных  ценных бумаг, а с 28 января  в торгах стали участвовать  облигации, выпущенные в ходе  новации.

В процессе реструктуризации государственного внутреннего долга  российскими держателями ценных бумаг было обменено 95% портфеля, подлежащего  новации, иностранными держателями – 88,5%. Но вместе с тем ликвидность данного рынка остается низкой в силу ограничения доходности по операциям с гособлигациями ЦБ.

 На рынке корпоративных  ценных бумаг, где концентрируются  временно свободные инвестиционные  ресурсы, с начала 1999г. наблюдалась  тенденция к повышению котировок  акций российских предприятий,  которая достигла своего апогея 31 декабря в ответ на отставку  Б. Н. Ельцина.

Общий подъём фондового рынка  был полностью взаимосвязан со стабилизацией  на валютном рынке, откуда стали перетекать свободные деньги в ценные бумаги.

Стимулирование инвестиционной деятельности.

В рамках федерального бюджета  с 1997г. формируется Бюджет развития РФ и связанная с ним система  предоставления государственных гарантий. Средства этого Бюджета предназначаются  для финансирования высокотехнологичных  проектов, программ оборонного комплекса, обеспечивающих повышение эффективности  промышленного производства. Но в  связи с напряженностью федерального бюджета и большой задолженностью Правительства РФ по внутренним и  внешним обязательствам выделяемые инвестиции практически отсутствовали.

В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования и недостатка собственных средств предприятий, важной составляющей являются иностранные  инвестиции.

Иностранный капитал преимущественно  направляется в следующие отрасли  российской экономики: управление, топливная  промышленность, пищевая промышленность, связь, торговля, общественное питание. Сотрудничество с иностранными компаниями по инвестиционным проектам осуществляется в нефтедобыче и нефтепереработке, авиационной и автомобильной  промышленности, добыче алмазов и  золота, в машиностроении и средствах  коммуникации, конверсии оборонных  предприятий, целлюлозно-бумажной промышленности, АПК и пищевой промышленности.

Вопросы восстановления доверия  зарубежных инвесторов, создание благоприятного инвестиционного климата и улучшения  имиджа России на мировых рынках капитала решаются, в первую очередь, путём  совершенствования законодательной  базы по двум направлениям: совершенствование  внутрероссийского законодательства в сфере привлечения иностранных  инвестиций; подготовка и заключение международных договоров о поощрении  и взаимной защите капиталовложений и об избежании двойного налогообложения  (соглашение о разделе продукции, законы «Об иностранных инвестициях в РФ», «О таможенном тарифе» и т.д.).

Внешнеэкономическая деятельность.

В целях оказания финансовой поддержки предприятиям, использующим импортное оборудование в технологическом  процессе, было принято постановление  Правительства РФ «О мерах по ускорению  таможенного оформления технологического оборудования, находящегося на складах  временного хранения и таможенных складах», в котором определены порядок  и сроки погашения задолженности  по таможенным платежам за оборудование.

Информация о работе Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)