Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в разработке предложений по повышению эффективности управления производством в регионе.

Достижение поставленной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных теоретических и практических задач. отражающих логику дипломного проекта:

- выявление теоретических основ промышленной политики;

- проведение анализа современной промышленной политики проводимой в российских регионах.

- определения ее места и роли в системе мер государственного регулирования;

- исследование экономического и производственного потенциала промышленного производства Магаданской области и обоснование отраслевых приоритетов, разработка мер управления на региональном уровне:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 8

1.1 Сущность промышленной политики 8

1.2 История развития промышленной политики в России 17

1.3 Региональная промышленная политика как инструмент развития промышленного производства 32

2. АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 37

2.1 Структура промышленного производства Магаданской области 37

2.2 Тенденции развития промышленного производства Магаданской области 42

Прогнозная оценка рыбной деятельности 44

2.3. Оценка перспектив развития промышленного производства в Магаданской области 55

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 72

3.1 Проблемы развития производства в Магаданской области (на примере горнодобывающей отрасли) 73

3.2 Предложения по улучшению промышленной политики в сфере недропользования 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Список использованной литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переделанный.docx

— 319.25 Кб (Скачать файл)

 

Развитие институциональных  и политических основ формирования и реализации региональной промышленной политики предполагает создание институтов, функции которых отвечали бы основным принципам этой политики, соответствовали бы организационному устройству различных ветвей власти на местах и обеспечивали бы их эффективное взаимодействие в указанной выше сфере. Институтами такого рода, обеспечивающими выработку решений по вопросам промышленного развития региона, могли бы стать Региональное агентство промышленного развития и Региональное агентство инвестиционного сотрудничества. Не менее важным направлением региональной промышленной политики является обеспечение партнерства через создание региональных союзов работодателей, способных к эффективному взаимодействию с различными ветвями власти и профсоюзами на местах. Правительство, профсоюзы, законодатели и союзы работодателей являются основными элементами стратегического социального партнерства. Соответствующие подразделения для работы с профсоюзами и законодательной властью уже существуют.  Однако в России почти отсутствуют организации и союзы работодателей, нет законодательных основ для их развития, не созданы соответствующие предпосылки в системе распределения полномочий. Региональная промышленная политика как форма проявления и реализации этих отношений должна быть ориентирована на выявление сил, из которых впоследствии будут кристаллизоваться полноценные союзы работодателей, новые профсоюзы, институциональные и политические основы экономического возрождения России.

Итак, промышленная политика — это совокупность экономических, политических и организационных мер, реализуемых на разных уровнях государственного управления, направленных на повышение эффективности факторов производства и прямо или косвенно влияющих на решения о вложении ресурсов в отрасли или изъятии их из отраслей. Основными принципами промышленной политики являются: принцип конструктивности, принцип корректировки, принцип равных возможностей, принцип глобального реагирования. Эти принципы промышленной политики тесно связаны между собой. Основным критерием успеха промышленной политики являются темпы экономического роста в сравнении с темпами, достигнутыми в условиях ее отсутствия. Региональная промышленная политика — это комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней по отношению к региону среде и предназначенных для повышения эффективности факторов производства, снижения политических и социальных издержек структурной адаптации социально-экономического комплекса региона. Инструменты региональной промышленной политики закреплены в региональных программах и законодательных актах. Локальные критерии региональной промышленной политики — экономия ресурсов, повышение эффективности использования ресурсов, сокращение загрязнения окружающей среды, сокращение доли ручного труда и перепрофилирование, повышение рентабельности (вывод из убыточности), повышение эффективности НИОКР, ускорение НТП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО  ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1 Структура промышленного  производства Магаданской области

 

Магаданская область образована 3 декабря 1953. Область расположена  на северо-востоке России. Ее площадь  составляет 462,4 тыс. км2, численность населения – 227,2 тыс. чел., средняя плотность - 0,6 чел./км2.

Территория области находится  на северо-востоке России и омывается  Северным Ледовитым и Тихим океанами. Огромная часть территории расположена  на Колымском и Чукотском нагорье  и Анадырском плоскогорье. В Магадане протекают реки Колыма и Анадырь.

Административный центр  области – г. Магадан (7,1 тыс. км от Москвы) с населением 128,8 тыс. чел. Расположен на берегу бухты Нагаево, в зоне повышенной сейсмичности (6-7 баллов). В городе находятся крупнейший на северо-востоке России морской порт, аэропорт, здесь же начинается основная транспортная артерия северо-востока России – федеральная дорога Якутск-Магадан “Колыма”5.

Область насчитывает 8 районов, 34 поселка городского типа, 33 сельсовета, 1 город областного подчинения, 1 город  районного подчинения.

Приоритетные отрасли  и объекты экономического роста. С позиций перспектив развития, источников финансирования и рынков сбыта продукции среди отраслей промышленности Магаданской области выделяются три группы.

К первой группе относятся  отрасли добывающего комплекса (добыча благородных и цветных металлов, угля, морских биоресурсов), а также  некоторые производства первичных  циклов переработки сырья (обогащение). Они имеют возможности развития за счет собственных или привлекаемых на коммерческой основе финансовых ресурсов. Развитие этих производств ограничивается в настоящее время их высокой  капиталоемкостью, технологической  отсталостью производственных мощностей.

Вторая группа включает производства с глубокой переработкой сырья –  конечные стадии металлургического  цикла, рыбопереработку. Ожидаемая  высокая эффективность развития данных производств обусловлена  наличием в регионе мощной топливно-энергетической, минерально-сырьевой и научно-технической  базы. В качестве ограничений развития выступают малые производственные мощности, недостаточная конкурентоспособность, высокие транспортные расходы.

Третью группу составляют производства, ориентированные главным  образом на внутриобластной потребительский  спрос. Важными условиями увеличения производства товаров потребительского назначения являются рост реальных доходов  населения, повышение качества продукции. Большинство таких производств  являются весьма привлекательными для  потенциальных инвесторов, поскольку  не требуют больших капиталовложений и обеспечивают быструю окупаемость.

Горнодобывающий комплекс.

В структуре промышленного  производства области всегда доминировала золотодобывающая отрасль, формирующая  на 62-66% объемы производства и обеспечивающая большую часть населения Центральной  Колымы работой и доходом.

 Недра области характеризуются значительными прогнозными ресурсами золота, серебра, железа, полиметаллов, молибдена, меди, бурого и каменного угля. Высоко оценены перспективы территории на углеводородное сырье, большая часть которого сосредоточена на Примагаданском шельфе Охотского моря.

Магаданская область является одним из ведущих золотодобывающих регионов страны. На ее территории сосредоточено  более 11% запасов разведанного россыпного золота, 15% рудного золота и около 50% серебра от общих объемов разведанных  запасов этих металлов в России. Прогнозные ресурсы благородных  металлов в 3-6 раз превышают разведанные  запасы. Только по золоту, выступающему сегодня основой горнодобывающего сектора и экономики области  в целом, ресурсы оцениваются  в 2000 тонн рудного и 180 тонн россыпного золота.

Около 80% прогнозируемых ресурсов россыпного золота сосредоточено в  районах Центральной Колымы: Сусуманском, Ягоднинском, Тенькинском и Среднеканском. Почти 60% россыпей с предпочтительными  качественными характеристиками располагаются  в Ягоднинском и Сусуманском  районах.

Из рудных объектов представляет интерес месторождение “Наталка”, где только разведанные запасы золота составляют более 1836 тонн.

В целом предприятия области  способны добывать 12-15 тонн россыпного, 15-18 тонн рудного золота и сотни  тонн серебра в год.

В связи с ухудшением качественных характеристик россыпей основной задачей  их эксплуатации и освоения является снижение себестоимости получения  металла. Этому будет способствовать использование на вскрышных работах  продукции завода по производству эмульсионных взрывчатых веществ, который планируется  запустить в марте 2001 года.

Значительную экономию затрат горнодобывающим предприятиям позволит обеспечить создание при ОАО “Магаданский механический завод” оптового склада материалов.

Задача освоения рудных месторождений  состоит в привлечении крупных  инвестиций на их разработку.

Так в 2003 году завершилось  строительство горнодобывающих комплексов на месторождениях “Лунное”, “Дукат”, “Джульетта”, “Ветренское”, “Арылах”, “Тидид”, “Гольцовое”, которые должно обеспечить прирост добычи драгоценного металла в пересчете на золото до 19,5 тонн.

В связи с этим, в области был полностью закончен комплекс по производству серебра. Что позволило ввести линию по аффинажу серебра, обеспечивающую переработку всего объема серебра, добываемого на территории. В настоящее время уже действует опытно-промышленная линия серебра. В ближайшей перспективе – завершение строительства второй очереди производства, где будет перерабатываться до 600 тонн серебра, а также линии по производству мерных слитков.

Геологоразведочные работы позволяют ежегодно восполнять запасы россыпных месторождений. Геологами  выявлен ряд перспективных площадей. Таких как рудопроявление «Биркачан» и Сопка Кварцевая которые позволяют продолжить разработку с использованием уже налаженных технологий.

Кроме традиционных золотых, золотосеребряных и серебряных месторождений, в Магаданской области известны перспективные рудопроявления и  месторождения меди, полиметаллов, молибдена, вольфрама, сурьмы, ртути, редких металлов.

Большие перспективы связаны  с разработкой медно-молибденового  рудопроявления Лора. Прогнозные ресурсы  здесь составляют 850 млн. тонн руды, 4 млн. тонн меди, 200 тыс. тонн молибдена, 1,8 тонн серебра. Для проведения геологоразведочных работ здесь необходимы инвестиции в размере 3 млн. долл. США. Исходя из прогнозных ресурсов, возможно строительство горнообогатительного комплекса с годовым объемом добычи и переработки 15 млн. тонн руды. Общие капитальные вложения в строительство оцениваются в 500 млн. долларов.

Широко представлены на территории области неметаллические полезные ископаемые. Оценены прогнозные ресурсы  кварца высокой химической и минеральной  чистоты, баритового сырья, плавикового  шпата, высококачественного цеолитового  сырья, самородной серы. В качестве агропромышленного сырья оценены  ресурсы фосфоритов Омолонского  и Сугойского фосфоритовых бассейнов.

Новым, нетрадиционным для  области направлением, выступает  разведка и разработка месторождений, содержащих элементы тантало-ниобиевой  группы. Перспективным представляется месторождение “Приискатель”, расположенное  в районе пп. Оротукан и Спорное. Месторождение требует детальной  разведки как коренных источников, так и россыпей.

Топливно-энергетический комплекс.

Устойчивая работа энергосистемы  имеет важнейшее значение для  функционирования всех видов экономической  деятельности и жизнеобеспечения населения. Территория области на 100% обслуживается  в энергетическом плане центральным  энергоузлом ОАО "Магаданэнерго", генерирущие мощности которого представлены двумя тепловыми электростанциями (Магаданской ТЭЦ и Аркагалинской  ГРЭС) и Колымской гидроэлектростанцией. Потенциальные энергоресурсы реки Колымы оставляют 40 млрд. кВт. Следующей  по очередности строительства на реке Колыме гидроэлектростанцией является Усть-Среднеканская ГЭС, относительно дешевая электроэнергия которой  позволит снизить издержки и развивать  ее промышленное производство.

Энергетическая система  Магаданской области является локальной  и не входит в единую энергосистему  России. На территории области сформировался  центральный энергоузел (ЦЭУ) располагаемой  мощностью 797 МВт, обеспечивающий энергоснабжение  всех потребителей области за исключением  Северо-Эвенского района.

Суммарные извлекаемые запасы Северо-Охотского шельфа, непосредственно  примыкающего к берегам Магаданской  области, составляют 1,4-2,5 млрд. тонн нефти, 2,7-4,5 тол. кубометров газоконденсата. Выявление  и разработка нефтяных месторождений  позволит значительно повысить уровень  социально-экономического развития области.

Программой работ по освоению шельфа предусматривается организация  проведения открытого конкурса на право  поисков, разведки и добычи нефти  на шельфе Магаданской области.

Традиционно поставки нефтепродуктов в Магаданскую область осуществлялись поставщиками, закупающими продукцию  нефтеперерабатывающих заводов  Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Омска, Ачинска и Ангарской нефтехимической  компанией.

Поставки нефтепродуктов целиком осуществляются морским  путем через порты Находка  и Владивосток. Прямые поставки нефтепродуктов в Магаданскую область по материку автомобильным транспортом отсутствуют.

На территории Магаданской  области добыча угля ведется предприятиями: ОАО “Колымская угольная компания”, Сусуманский ГОК (ТОО “Ассоциация  делового сотрудничества”), ЗАО “Серебро Дукат” и ЗАО “Уголь Чайбухи”. Обеспеченность промышленными запасами угля составляет 30 лет. Около 300 тыс. тонн угля завозится  из Хабаровского края и Кузбасса.

За 1992-1997 гг. добыча угля снизилась  с 1294 до 842 тыс. тонн в связи с общим  спадом промышленного производства и, как следствие, со снижением спроса на уголь. Существующие мощности угледобывающих предприятий позволяют добывать до 800 тыс. угля в год при заявленных потребностях потребителей области  450-500 тонн угля в год.

С целью сокращения транспортных затрат при обеспечении твердым  топливом отдаленных районов Магаданской  области предусматривается строительство  в них “малых угольных разрезов”.

В Сусуманском районе организована добыча угля на Нижне-Аркагалинском  месторождении, разрез “Кадыкчанский”. С учетом добываемого угля из разреза  Тал-Юрях таким образом удовлетворена  потребность в твердом топливе  Сусуманского, Ягоднинского, Тенькинского районов (500 тыс. тонн).

Предусматривается начать разработку бурых углей Лево-Эльгенского  месторождения в Среднеканском  районе для снабжения углем п. Сеймчан (30 тыс. тонн).

Информация о работе Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)