Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в разработке предложений по повышению эффективности управления производством в регионе.

Достижение поставленной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных теоретических и практических задач. отражающих логику дипломного проекта:

- выявление теоретических основ промышленной политики;

- проведение анализа современной промышленной политики проводимой в российских регионах.

- определения ее места и роли в системе мер государственного регулирования;

- исследование экономического и производственного потенциала промышленного производства Магаданской области и обоснование отраслевых приоритетов, разработка мер управления на региональном уровне:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 8

1.1 Сущность промышленной политики 8

1.2 История развития промышленной политики в России 17

1.3 Региональная промышленная политика как инструмент развития промышленного производства 32

2. АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 37

2.1 Структура промышленного производства Магаданской области 37

2.2 Тенденции развития промышленного производства Магаданской области 42

Прогнозная оценка рыбной деятельности 44

2.3. Оценка перспектив развития промышленного производства в Магаданской области 55

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 72

3.1 Проблемы развития производства в Магаданской области (на примере горнодобывающей отрасли) 73

3.2 Предложения по улучшению промышленной политики в сфере недропользования 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Список использованной литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переделанный.docx

— 319.25 Кб (Скачать файл)

Освоение  Наталкинского месторождения позволит предоставить более 1500 новых рабочих  мест, значительно пополнить бюджет Магаданской области.

Значительный  резерв в наращивании объемов  золотодобычи сохраняется за счет ввода  в эксплуатацию месторождений, входящих в Яно-Колымскую золоторудную провинцию. Это Игуменовское – начало добычи золота в 2011 году, Матросовское техногенное  – начало добычи в 2011 году, Павлик добыча золота по лицензионному соглашению в 2013 году.

Состояние минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых

Виды  минерального сырья, отнесенные к общераспространенным полезным ископаемым, определены Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Магаданской области, утвержденным совместным распоряжением МПР России и администрации Магаданской  области от 08.02.2005 г. № 4-р/82-р.

Сводным отчетным балансом общераспространенных полезных ископаемых Магаданской области  по состоянию на 01.01.2011 г. запасы общераспространенных полезных ископаемых учтены по 139 месторождениям.

Таблица 9

Разведанные запасы общераспространенных полезных ископаемых Магаданской области  по состоянию на 01.01.2011 г.

 

Полезное ископаемое

Кол-во месторождений

Запасы прошедшие  государственную экспертизу, тыс. м3

Балансовые

Забалан-совые

А

В

С1

А+В+С1

С2

Строительный камень

17

2 040

14 728

68 330

85 098

12 010

13 991

Облицовочный камень

2

-

2 016

5 491

7 507

-

-

Песчано-гравийная смесь

31

2 280

27 088

69 982

99 350

884

9 057

Строительный песок

7

1 524

3 533

7 640

12 697

-

18 626

Карбонатное сырье

2

-

2 880

9 850

12 730

385

-

Керамзитовое сырье

14

299

5 205

18 624

24 128

4 097

572

Керамическое сырье

10

3 071

4 916

5 853

13 840

337

232

Вулканический пепел

1

18

43

-

61

-

349

Суглинки

1

-

-

851

851

-

-

Итого строительных материалов

85

9 232

60409

186 621

256 262

17 713

42 827

Торф (тыс. т)

54

476

26351

-

26 827

2 428

37 538


 

Из  общего количества разведанных запасов  строительных материалов (А+В+С12+Заб. = 316 802 тыс. м3) в пользование передано 113 692 тыс. м3 (36% от общего количества запасов) по 14 месторождениям. Месторождения торфа не эксплуатируются.

Кроме месторождений с разведанными запасами строительных материалов в пользовании  находятся 16 участков недр, на которых  ведется добыча строительных материалов в процессе проведения геологоразведочных работ за счет собственных средств  недропользователей. За 2010-2011 годы недропользователями  за счет собственных средств было разведано 3 месторождения строительных материалов (строительный камень – 2 месторождения, песчано-гравийная смесь и суглинки – 1 месторождение) с общими запасами 13 735 тыс. м3.

Динамика добычи общераспространенных полезных ископаемых за последние пять лет показана на графике.

 

 

 

Рис.5

Динамика добычи ОПИ

 

 

По  состоянию на 01 апреля 2011 года лицензии на право пользования недрами  с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых имело 23 предприятия  на 39 участков недр.

По  состоянию на 01 мая 2011 г. добыто 165,0 тыс. м3  общераспространенных полезных ископаемых  (367% к аналогичному уровню 2010 г.).  Добычу общераспространенных полезных ископаемых  вело 4 предприятия  по 5 участкам недр (лицензиям). 

Необходимо отметить, что  на территории области действует  режим Особой экономической зоны, созданной в 1999 году в соответствии с Федеральным законом № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в  Магаданской области», и не имеющей  аналогов в современной истории  России.

Особая экономическая  зона – территория, расположенная  в административных границах города Магадана (около 5 000 кв. км), на которой  установлен особый правовой режим хозяйственной  деятельности для субъектов хозяйственной  деятельности, имеющих статус участников Особой экономической зоны.

Особый правовой режим  хозяйственной деятельности заключается  в особом налоговом и таможенном режиме и обеспечивает серьёзные  преференции участникам Особой экономической зоны. Магаданская область выгодно расположена  - на пресечении торговых путей стран АТР, как морских, так и воздушных. При этом международный аэропорт, морской рыбный и торговый порты находятся в непосредственной близости к областному центру.  Регион имеет замкнутую энергосистему, которая в ближайшие годы будет дополнена второй  мощной гидроэлектростанцией, что позволит создать необходимые условия для  появления новых производств.

В настоящее время роль Дальнего Востока России в Азиатско-Тихоокеанском  регионе значительно увеличилась, и интерес иностранных партнеров  с каждым годом растет. Магаданская  область не является исключением, только за последнее время в регионе  побывали более 20 иностранных делегаций, в т.ч. делегации Австралии, Германии, Китая, Японии, Кореи, США, Канады, Латвии, Индии, Украины и др. Сегодня регион имеет хороший опыт сотрудничества с такими странами, как США, Канада, Великобритания, Китайская народная республика и Корея.

Территория связывает  дальнейшее развитие внешнеэкономических  связей с особым правовым режимом  хозяйственной деятельности, который  открывает широкие перспективы  для расширения внешнеэкономического сотрудничества и экономического роста  региона. В связи с этим руководство  области планирует существенно  активизировать работу в области  международных и внешнеэкономических  связей, провести широкий комплекс мероприятий, что позволит максимально  использовать режим особой экономической  зоны и создать базу для прихода  крупных инвесторов. В частности, в 2010 г был проведен I-й Магаданский инвестиционный форум, ежегодного международного фестиваля «Белые ночи Магадана», а также презентации Магаданской области в России и за рубежом.

Позитивные тенденции  в российской экономике дают возможность  регионам постепенно переносить акцент в отношениях с зарубежными странами на торгово-экономическое сотрудничество, уделяя при этом больше внимания созданию у себя благоприятного инвестиционного  климата, мерам по продвижению собственной  экспортной продукции. Региону предстоит  большая работа во внешнеэкономической  сфере, изучение экономического потенциала сопредельных государств, перспективных  торгово-экономических и инвестиционных предложений иностранных партнеров, работа с соотечественниками за рубежом.

Высокая прогнозная оценка региона на многие виды минерального сырья определяет, по существу, значительные возможности  потенциально рентабельного  вложения в горнодобывающую отрасль отечественных и иностранных инвестиций.

Начиная с этого года, в Магаданскую область пойдут серьёзные федеральные инвестиции на строительство различных инфраструктурных объектов -  автомобильных дорог, линий электропередачи, подстанций.  Всё это значительно облегчит доступ к ранее труднодоступным  месторождениям региона. Вот почему интерес со стороны инвесторов сегодня  достаточно велик. Мы этому рады и  намерены всячески способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества с  потенциальными партнёрами.

За период с 1998 года в Российской Федерации принят целый ряд решений, обеспечивающих создание цивилизованного  рынка драгметаллов. Государство  отказалось от монополии на драгметаллы  и драгоценные камни, недропользователь  стал собственником добытого металла, отменено лицензирование оборота драгметаллов и драгоценных камней, они выведены из состава "валютных ценностей", снят режим государственной тайны  при их обороте. Процесс совершенствования  законодательства продолжается, концепцией проекта нового федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных  камнях" предусматривается отмена или приведение в соответствие с  действующим законодательством  еще около 50 различных нормативных  Правительственных и ведомственных  актов.

Такая нормотворческая работа способствует развитию отрасли. По уровню добычи первичного золота наша страна занимает пятое место в мире, уступая ЮАР, США, Австралии и Канаде.

Всего добыча золота в 2011 году осуществлялась на 556-ти предприятиях 28 регионов страны, кроме того, 30 организаций вели попутную добычу из руд цветных металлов. Большую часть российской добычи обеспечили месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока. Попутное золото извлекается, в основном, на медно-никелевых месторождениях Норильского рудного района и медноколчеданных месторождениях Урала.

В структуре золотодобычи сохраняется многолетняя тенденция, когда 70% золота добывают около 10% организаций, а около 70% организации добывают менее 15% этого металла.

В отрасли продолжается процесс  укрупнения компаний. Число предприятий  с объемом добычи золота свыше 1 тонны  увеличилось с 25 - в 2009 году до 30 - в 20010 году, при возрастании их доли в общем объеме добычи до 60,8 процентов.

В 2010 году сократилось на 8% общее число золотодобывающих предприятий, в основном, за счет сокращения на 12% числа мелких, с объемом добычи до 100 кг.

Россия является единственной страной, где почти половина золота добывается из россыпей, в мире - 7%. Однако, поскольку среднее содержание золота в россыпных месторождениях за последние 30 лет уменьшилось в 2,5 раза и составляет в среднем по стране 0,83 г/куб.м  в песках и 4г/куб.м для подземной  добычи, растут объемы добываемого  золота из коренных месторождений. Так, за последние 3 года в Дальневосточном  федеральном округе этот рост составил 34%.

Сырьевая база россыпных  месторождений вследствие их длительной и интенсивной эксплуатации истощается.

Прирост запасов, получаемых в результате геологоразведочных работ, начиная с 1994 года не компенсировал  их погашения при добыче. До 2000 года шло сокращение и самого прироста. В результате этого разведанные  запасы золота по сравнению с 1991 годом  сократились почти на 10%, в Магаданской  области этот показатель составил 25,4 процентов.

С отменой в 2002 году целевого фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, сократилось финансирование геологоразведочных работ за счет государственных средств. Это привело к снижению фонда  подготовленных площадей и, соответственно, отставании объемов воспроизводства запасов от их погашения.

Следует отметить, что за период с 2007 по 2009 годы ассигнования федерального бюджета на поиски золоторудных месторождений выросли практически втрое и составили около 15% от всех затрат государства на геологоразведку. Работы проводились на 120-125 объектах в 26 субъектах РФ с акцентом на наиболее перспективные, с точки зрения их потенциального вклада в экономику.

К числу наиболее важных достижений можно отнести:

- получение убедительных  данных о высоких перспективах  Яно-Колымской золоторудной провинции  (в границах Магаданской области  и Республики САХА (Якутия);

- обоснование золоторудного  потенциала Северо-Алтайской золоторудной  зоны;

- обоснованы существенные  перспективы Пограничного золоторудного  района в Приморском крае на  границе с Китаем;

- обосновано выделение  Северо-Кавказской и Днепро-Донецкой  золоторудных зон; 

- на востоке страны  отмечен факт открытия новой  Западно-Верхоянской сереброрудной  провинции в Республике Саха (Якутия), как мощной резервной базы, способной  в полном объеме заместить  осваиваемые месторождения Магаданской  области или же стать дополнительным  центром серебродобычи в стране.

Кроме обоснования перспектив новых золоторудных районов, зон  и провинций за счет федерального бюджета также осуществлялось планомерное  изучение объектов в границах известных  структур на юге Сибири, в Забайкалье, на Южном и Полярном Урале, на Северо-Западе России. Об их эффективности говорит  тот факт, что ежегодно в процесс  лицензирования только по результатам  проведенных работ передается 25-30 участков недр.

Компаниями-недропользователями  за три последних года на геологоразведочные работы на золото потрачено средств  в объеме около 9,0 млрд. руб., которые  распределяются примерно по тысяча пятистам объектам, в том числе по 290 - на коренное золото (7,5 млрд. руб.).

Необходимо сразу отметить, что только в этом году впервые  за последние 15 лет в России наконец-то получены значительные приросты запасов  золота, которые почти вдвое перекроют  ожидаемый годовой объем добычи. Это стало возможным благодаря  усилиям ЗАО "Полюс" на месторождении  Благодатное в Красноярском крае (222,1 тонн) и ЗАО "Чукотская ГРК" на месторождении Купол в Чукотском  АО (90 тонн). К сожалению, этот факт является хорошим исключением в работе недропользователей.

Результаты работ на остальных  залицензированных участках оставляют  желать лучшего и требуют вложения, как минимум, вчетверо больших средств. Низкая эффективность геологоразведки  недропользователей подтверждается и  тем обстоятельством, что из 290 изучаемых  объектов за последние 5 лет выдано только 6 свидетельств о факте открытия мелких месторождений коренного  золота.

Поисковый задел для наращивания  запасов золота у компаний имеется, и он постоянно пополняется работами за счет средств федерального бюджета.

Информация о работе Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)