Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в разработке предложений по повышению эффективности управления производством в регионе.

Достижение поставленной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных теоретических и практических задач. отражающих логику дипломного проекта:

- выявление теоретических основ промышленной политики;

- проведение анализа современной промышленной политики проводимой в российских регионах.

- определения ее места и роли в системе мер государственного регулирования;

- исследование экономического и производственного потенциала промышленного производства Магаданской области и обоснование отраслевых приоритетов, разработка мер управления на региональном уровне:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 8

1.1 Сущность промышленной политики 8

1.2 История развития промышленной политики в России 17

1.3 Региональная промышленная политика как инструмент развития промышленного производства 32

2. АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 37

2.1 Структура промышленного производства Магаданской области 37

2.2 Тенденции развития промышленного производства Магаданской области 42

Прогнозная оценка рыбной деятельности 44

2.3. Оценка перспектив развития промышленного производства в Магаданской области 55

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 72

3.1 Проблемы развития производства в Магаданской области (на примере горнодобывающей отрасли) 73

3.2 Предложения по улучшению промышленной политики в сфере недропользования 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Список использованной литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переделанный.docx

— 319.25 Кб (Скачать файл)

В 1999г. отменены антидемпинговые  барьеры по поставкам отдельных  групп товаров (например, по поставкам  титановой губки в США, по поставкам  арматурной стали в Египет и пр.). Снят 50% порог для экспорта в США  некоторых видов рыбной продукции, изделий из древесины, ферросплавов, запасных частей для металлургической промышленности. Положительные результаты достигнуты в переговорах по прекращению  антидемпингового расследования в  отношении поставок российского  природного газа в Западную Европу. Заключено соглашение о торговле текстильными товарами между Россией  и ЕС, которое упрозняет количественные ограничения в поставках.

Расширена область лицензирования отечественной экспортируемой продукции, упорядочены платежи российским лицензиатам технологий и документации за производство военной техники  в странах Центральной и Восточной  Европы и их поставку в третьи страны.

Регламентирован порядок  обязательной регистрации и отнесения  прав на  результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ военного, специального и двойного назначения, полученные за счет средств  госбюджета.

 В области таможенного  регулирования установлены область  и специфика применения специальных  компенсационных мер, проведения  антидемпинговых процедур и расследований  и т.д.

Для более полной реализации мер, направленных на поддержку отечественных  производителей экспортной продукции, в январе 1999г. восстановлено действие постановления Правительства РФ «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг», регламентирующее порядок предоставления гарантий под  кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств, страхования  экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих и политических рисков.

 Важным рычагом госрегулирования  экономики являются также федеральные целевые программы.

 В 1999г. действовало  170 федеральных целевых программ, из них около 30 реализовывались  в области промышленного производства. В тоже время вследствие недостаточного  финансирования этих программ  из федерального бюджета и  других источников финансирования, при общем росте количества  целевых программ, значительно сократились  выделяемые на них средства (с  58 млрд. рублей в 1997г. до 32,4 млрд. рублей в 1999г. в текущих ценах).

В настоящее  время в России существуют пять различных  субъектов, заинтересованных в реализации того или иного варианта промышленной политики. Все названные варианты располагаются в спектре между  крайними позициями сторонников  «жесткого» и «мягкого» (либерального) подходов: представители старой промышленности и старопромышленых регионов чаще выступают  за возврат к участию государства  в реализации конкретных инженерных проектов, государственную селекцию проектов; хозяйствующие субъекты, уже адаптировавшиеся к открытому  рынку, настаивают на либерализации  экономики и отказе от активной промполитики; крупные российские ИБГ, а также  «технологическое лобби» нередко предлагают разного рода компромиссные варианты. Они исходят из возможности совмещения свободного выхода на внешний рынок экспортеров, с защитительными мерами по отношению к внутреннему рынку, сочетания институционального и проектного управления, сохранения бюджетного финансирования отдельных инженерных проектов при общей минимизации доли государственных расходов в ВВП.

 

Таблица 1

Предлагаемая версия промышленной политики2

 

 

Старая индустрия

Крупные российские ИБГ

Старопромышленные регионы

«Технологическое  лобби»

Адаптировавшийся к глобальному  рынку сектор

Теоретическое основание

Представление экономики как совокупности отраслей, обеспечивающих экономическую  автономию государства

Представление экономики как совокупности корпораций в «рыночных нишах» на глобальном рынке

Экономика страны есть совокупность взаимосвязанных ТПК

 

Представление экономики как совокупности технологических секторов(укладов)

Экономика - открытый свободный рынок

Цель

Обеспечение

конкурентоспособности

существующих индустриальных

предприятий

Экспансия эффективно действующих  национальных корпораций в неэффективные  сектора российской экономики

Сохранение уровня индустриального  производства и занятости в нем  в старопромышленных регионах

Экспансия национальной индустрии  в сфере высокотехнологичных  производств

Установление  диспропорций в развитие рыночных процессов

Объект воздействия

Отрасли национальной экономики (в  первую очередь те, что испытывают трудности в адаптации к глобальному рынку)

Отдельные предприятия, наиболее успешно  адаптировавшиеся к глобальному рынку (в данном случае - ИБГ сырьевых отраслей).

ТПК

Отдельные технологии или инновационные  компании

Предпринимательская активность

Содержание мероприятий

Государственный протекционизм национальный промышленности, Защита  от внешней конкуренции  Государственный национальный заказ

Государственный протекционизм национальным компаниям, претендующим на преобразование в ТНК (национальныйм «чемпионам»)

Государственный протекционизм отдельным ТПК,испытывающим трудности в интеграции в глобальный рынок (бюджетные преференции, льготные энерго и транспортные тарифы,госкапвложения в геологоразветку и пр.)

Государственное финансирование и иное стимулирование  технологических разработок

Либеральное институциональное регулирование




 

Конфликт  позиций данных субъектов чаще всего  обсуждается в логике «ставки»: на усиление государственного регулирования  промышленности или на ее дальнейшее дерегулирование в надежде на то, что свободный рынок сам  произведет технологическую селекцию и отбракует нежизнеспособные производства. Поэтому экономика делится на «рыночный» и «нерыночный» сектора. Поиск места, где между ними должна проходить граница, инструментов ее фиксации (институциональные реформы  или проектное управление) определяет содержание большинства дискуссий  о промышленной политике в современной  России.

Кроме того, конфликт позиций по отношению  к промполитике нередко рассматривается  в логике выбора тех субъектов, кто  оплатит структурную перестройку  в российской экономике. Отсюда: споры  о том, какой должна быть эта структурная  перестройка (выбор между сырьевым и несырьевым секторами экономики); дискуссии об изъятии природно-сырьевой ренты; вопросы о том, кого поддерживать в первую очередь -растущих «национальных чемпионов» или переживающие кризис старые отрасли промышленности и территориально-производственные комплексы.

Однако  такая трактовка конфликта позиций  по отношению к промполитике нуждается  в определенной корректировке. Необходимо учесть основной конфликт, проблематизирующий саму возможность самостоятельной  государственной промышленной политики в России. Это - конфликт между локальным  характером большинства российских промышленных предприятий и глобальной экономикой, в которой им в настоящий  момент приходится действовать.

2001-2003 годы претендуют на статус  рубежных для российской промышленной  политики. Дефолт 1998 года на время  возродил частичную автономность (не военно-политическую, а валютно-финансовую) российской экономики и дал  возможность реанимировать отдельные  промышленные отрасли и производства. Слабый рубль создал для российской  индустрии преференции, позволившие  ей вновь вернуть себе (хоть  и не полностью) национальный  рынок и облегчить продвижение  отдельных видов своей продукции  на мировом. Старая промышленность, рассчитанная на замкнутость  и внутреннюю сбалансированность  экономики, ожила.

Специалисты Центра макроэкономического анализа  и краткосрочного прогнозирования  отмечают, что для российской экономики  посткризисный период (1999-2002 годы) был  одним из самых успешных не только за годы реформ, но и за всю послевоенную историю. За четыре года ВВП увеличился на 22%, промышленное производство - на 35%, конечное потребление домашних хозяйств - на 25%, инвестиции в основной капитал - на 38%. По темпам прироста этих макроэкономических показателей Россия опережала страны ОЭСР в 1999-2003 годы в разы.

Однако, начиная с 2001-2002 годов валютно-финансовые границы, обеспечивавшие своеобразную автономность экономики России в  глобальном рынке, стали постепенно размываться. Резервы роста российской промышленности, обеспечивавшиеся слабым рублем и низкими по сравнению  с мировыми внутренними ценами на отдельные виды ресурсов сырье, услуги транспорта и энергетики, рабочая сила и пр.) к концу 2003 года оказались

 

 

 

фактически исчерпанными3.

Дальнейшее  усиление рубля и установление внутренних цен на продукцию сырьевой промышленности на уровне мировых4, ожидаемый в результате реструктуризации РАО «ЕЭС России», рост энерготарифов, постепенная либерализация внутренних цен на газ, реструктуризация железнодорожного хозяйства и жилищно-коммунального комплекса ускорят процесс интеграции российской экономики в мировую. Вступление в ВТО окончательно демонтирует автономию российской промышленности, в том числе в политико-правовой сфере. Есть все основания считать, что кризис, который будет переживать российская индустрия в ближайшие годы, будет кризисом ее интеграции в глобальный рынок. Тем более что в обозримой перспективе российское государство может лишиться традиционного набора инструментов защиты от этого кризиса и проведения жесткой промполитики (заградительные таможенные тарифы, перекрестное субсидирование, дотирование производства, сохранение «инвестиционной составляющей» в расчете тарифов естественных монополий и пр.)

Можно предположить, что в ближайшей  перспективе (три-пять лет) главной задачей отраслей, предприятий российской промышленности, промышленно развитых регионов будет встраивание в мировой рынок. При этом система обращения (торговли, обменов) в стране интегрируется в глобальный рынок куда более быстрыми темпами, чем производственное звено российской индустрии. Всю совокупность экономических агентов, с этой точки зрения целесообразно разбить не на сырьевой и не сырьевой или рыночный и не- рыночный сектора, а на сферы, адаптированные и не- адаптированные к глобальному рынку.

 

 

    1. Региональная промышленная политика как инструмент развития промышленного производства

 

Региональная  промышленная политика как инструмент стимулирования развития промышленного  производства– это комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней среде региона и предназначенных для повышения эффективности факторов производства, снижения политических и социальных издержек структурной адаптации социально-экономического комплекса региона. Инструменты региональной промышленной политики закреплены в региональных и законодательных актах.

Российская действительность характеризуется общей для всех регионов необходимостью государственного участия в реконструкции крайне изношенного производственного  аппарата, структурной адаптации, стабилизации воспроизводственных систем, как  в народнохозяйственном, так и  в региональном масштабе, поскольку  режим рыночной саморегуляции сам  по себе не способен обеспечить вывод  из кризиса производственной сферы. Общесистемные функции региональной промышленной политики представлены на рисунке 1.

 

Рис.1. Общесистемные функции региональной промышленной политики

 

Региональная промышленная политика призвана ставить ориентиры  индустриальным связям и переливу капитала, обеспечивать повышение уровня межрегиональной  и международной экономической  интеграции.

Реализация региональной промышленной политики

Реализация региональной промышленной политики предполагает выделение  нескольких уровней стимулирования развития промышленного производства:

1. Уровень взаимодействия  предприятий с региональными  органами государственного управления  через стимулирующую бюджетно-налоговую  систему, процентно-ссудную политику  и другие инструменты и формирование  на этой основе бюджетных и  внебюджетных фондов промышленного  развития региона.

2. Уровень регионального  воздействия на производство  посредством формирования и реализации региональных программ промышленного развития и их финансирования из имеющихся бюджетных и внебюджетных фондов.

3. Уровень взаимодействия  предприятий региона с федеральными  органами государственного управления  посредством координации региональной  программы промышленного развития  с федеральными приоритетами  и внесения на этой основе  корректив в систему платежей, преференций и стимулов для  промышленности региона.

Результативность реализации промышленной политики может быть оценена  по следующим параметрам:

• поступлению достаточных  сумм в бюджеты разных уровней;

• установлению оптимальных  пропорций в развитии экономики  региона;

• активизации промышленного  развития и структурных преобразований, инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики региона.

Общая схема реализации региональной промышленной политики показана на рис. 2.

Рис. 2. Схема реализации региональной промышленной политики посредством стимулирующего воздействия на производство

Информация о работе Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)