Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в разработке предложений по повышению эффективности управления производством в регионе.

Достижение поставленной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных теоретических и практических задач. отражающих логику дипломного проекта:

- выявление теоретических основ промышленной политики;

- проведение анализа современной промышленной политики проводимой в российских регионах.

- определения ее места и роли в системе мер государственного регулирования;

- исследование экономического и производственного потенциала промышленного производства Магаданской области и обоснование отраслевых приоритетов, разработка мер управления на региональном уровне:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 8

1.1 Сущность промышленной политики 8

1.2 История развития промышленной политики в России 17

1.3 Региональная промышленная политика как инструмент развития промышленного производства 32

2. АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 37

2.1 Структура промышленного производства Магаданской области 37

2.2 Тенденции развития промышленного производства Магаданской области 42

Прогнозная оценка рыбной деятельности 44

2.3. Оценка перспектив развития промышленного производства в Магаданской области 55

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 72

3.1 Проблемы развития производства в Магаданской области (на примере горнодобывающей отрасли) 73

3.2 Предложения по улучшению промышленной политики в сфере недропользования 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Список использованной литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переделанный.docx

— 319.25 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 8

1.1 Сущность  промышленной политики 8

1.2 История развития промышленной политики в России 17

1.3 Региональная промышленная политика как инструмент развития промышленного производства 32

2.  АНАЛИЗ  ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ  ОБЛАСТИ 37

2.1 Структура  промышленного производства Магаданской  области 37

2.2 Тенденции  развития промышленного производства  Магаданской области 42

Прогнозная  оценка рыбной деятельности 44

2.3. Оценка  перспектив развития промышленного  производства в Магаданской области 55

3. ПОВЫШЕНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ  В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 72

3.1 Проблемы  развития производства в Магаданской  области (на примере горнодобывающей  отрасли) 73

3.2 Предложения  по улучшению промышленной политики  в сфере недропользования 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Список использованной литературы 90

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Промышленность — добывающая и перерабатывающая — всегда являлась ведущей и определяющей сферой экономических  интересов государства, ибо именно промышленный комплекс призван обес­печивать  самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в  соответствующей продукции. Промышленность представляет собой важнейшую часть  экономики страны, основу ее экономической  мощи и обороноспособности.

Назначение промышленности — обеспечить народное хозяйство  машинами, оборудованием и другими  современными средствами производства, выпускать пользующиеся спросом  товары для населения.

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей. Некоторые их группы именуются комплексами: топливно-энергетический, нефтехимический, военно-промышленный (или оборонный), лесопромышленный, атомный.

Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия  и организации. Соответственно этому  строится система управления промышленностью  через отраслевые (министерства, агентства) и межотраслевые (государственные  комитеты, комиссии) федеральные органы исполнительной власти, а также органы управления промышленностью субъектов  Федерации и местного самоуправления.

Особое значение в силу этого приобретают проблемы организации  управления промышленным производством  в условиях перехода к рыночным отношениям. Этим целям посвящен законодательный  и иной нормативно-правовой материал последних лет, на основе которого строится действующая система государственного управления промышленностью.

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России и ее регионах актуализировало проблему разработки обоснованной и тщательно  продуманной промышленной политики.

В современных условиях региональная политика в сфере промышленности требует двухуровневого структурирования. С одной стороны, это должна быть политика региональных властей, стержнем которой является деятельность, направленная на воспроизводство путем обеспечения оптимального взаимодействия факторов - ресурсов в сфере промышленности на территории каждого конкретного региона и на институциональное обеспечение его преимуществ по развитию приоритетных отраслей промышленности. Эффективная организация такой деятельности способна относительно быстро стабилизировать ситуацию в промышленности по стране в целом.

С другой стороны, это должна быть политика федерального Центра. Его  роль состоит в создании таких  общероссийских макроэкономических институциональных  условий, которые бы способствовали развитию региональной инициативы по наращиванию промышленного потенциала. Другая задача федерального Центра в  этом плане - стимулирование развития наиболее значимых для экономики  страны сфер промышленности, в т.ч. за счет эффективного использования финансовых трансфертов.

Вместе с тем существует ряд проблем промышленного развития, которые не могут быть эффективно решены только федеральным Центром или самими субъектами Федерации. К ним относятся перестройка структуры промышленного производства, инновационные «прорывы», развитие комплекса производственной и рыночной инфраструктуры страны с учетом особенностей территорий т.д. Такие проблемы определяют необходимость проведения интегрированной согласованной промышленной политики федерального Центра и регионов. В основе должна лежать разработка приоритетов промышленного развития страны и его программирование на региональном уровне, обоснование условий по созданию базы наибольшего благоприятствования национальным производителям промышленной продукции.

Тем не менее, исследовательская  объективность требует признания  большого числа трудов, имеющихся  в научной литературе по данному  направлению.

Степень разработанности  проблемы. Экономисты всех ведущих  научных школ признают промышленную политику неотъемлемой частью системы  государственного экономического регулирования. Большинство российских авторов (Абалкин  Л., Глазьев С. Зелтынь А.. Ивашенко Н.. Лппсиц.. Львов Д.. Пчелинцев О., Розанова Н., Суринов Т., Уринсон Я. и др.)  рассматривают промышленную политику в контексте общих целей  экономического развития и одновременно - как относительно самостоятельную  целостную систему мер, направленных на воссоздание и развитие национальной промышленности после кризиса.

Негативный опыт российских регионов по трансформации промышленности обусловил признание того, что  для успешной адаптации промышленных отраслей и предприятий к рыночной экономике необходима активная промышленная политика (Авраамова Е.. Андрианов  В.. Батчиков С. Губанов С. Гурков И., Дементьев В.. Долгопятова Т., Кириченко  В., Никологорскпй Д.. Петров Ю. и др.)

Ряд авторов согласно проведенным  исследованиям признает единственно  возможным направлением промышленной политики в условиях финансового  кризиса стратегию несбалансированного  роста. Она означает использование  существующих крайне ограниченных ресурсов для селективного поощрения развития лишь тех отраслей и предприятий, которые имеют большие возможности  завоевать и длительно удерживать рынки сбыта в стране и за рубежом (Барабанов М., Петров Ю., Шурчиков И. и др.).

В то же время изучение указанных  и других источников показало еще  недостаточную разработанность  проблем региональной промышленной политики, значимость которой для  государства и регионов нельзя переоценить. Разработкой проблем региональной, и в частности, промышленной политики  занимаются: Бутов В., Джаримов А., Игнатов  В., Кетова Н., Колесников Ю., Кузнецов Н., Лексин В., Матросова Е., Морозова Т., Овчинников В., Попов Р., Смирнов С. Тамбиев А., Швецов А.. Шнипер Р., изучением  процессов реструктуризации промышленности в рамках реализации промышленной политики в конкретных регионах - Гранберг А., Селиверстов В., Храбров С, Шабашев  В. и др.

Актуальность проблем  экономического регулирования, недостаточная  степень их научной разработки, практическая значимость промышленной политики для  обеспечения развития реального  сектора региональной  экономики  предопределили выбор темы, цель и  задачи дипломного проекта.

Цель дипломного проекта  состоит в разработке предложений по повышению эффективности управления производством в регионе.

Достижение поставленной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных теоретических  и практических задач. отражающих логику дипломного проекта:

- выявление теоретических основ промышленной политики;

- проведение анализа  современной промышленной политики  проводимой в российских регионах.

        - определения ее места и роли в системе мер государственного регулирования;

- исследование экономического  и производственного потенциала  промышленного производства Магаданской области и обоснование отраслевых приоритетов, разработка мер управления на региональном уровне:

Объектом дипломного проекта выступает территориальная форма организации промышленной сферы экономики, региональный промышленный комплекс, как составляющая национальной экономики.

 Предметом дипломного проекта являются модели государственной и региональной промышленной политики, механизмы их реализации, структура промышленного производства Магаданской области.

Промышленная политика региона  представляет структурно-функциональное и индустриальное единство двухуровневого воздействия федерального Центра и  органов управления субфедеральных образований на процесс формирования целей, определения приоритетов  и выработку способов их достижения путем задействования экономических  механизмов стабилизации и активизации  посткризисного развития промышленного  комплекса территории, а также  на обеспечение в нем инновационных  и информационных прорывов инструментами  государственного регулирования рыночной экономики.

Согласно принципу разделения функциональных компетенций регулирования  процесса развития регионального промышленного  потенциала, государство обеспечивает баланс интересов всех рыночных субъектов действующих в этой сфере экономики региона, через бюджет и налоги, формирует общий благоприятный фон их хозяйствования и равные права, контролирует выполнение федерального законодательства, в то время как региональная составляющая промышленной политики отличается конкретностью, максимальным учетом местных особенностей, соблюдением мер и границ в регулировании рыночных отношений. Принцип взаимодействия региона и Центра как функциональных регулирующих конусов непротиворечивость, при этом меньшие региональные конусы своими мерами и политикой дополняют, конкретизируют функциональные действия федерального, но не изменяют и не отменяют их. Возможности и степень ответственности каждого конуса определяется их статусом и финансовыми ресурсами, предназначенными для поддержки разработанной промышленной политики.

Регулирование процесса рыночных преобразований в производственном комплексе региона через промышленную политику, как на макро-, так и  на мезоуровне. направлено на утверждение  единых правил поведения всех субъектов  промышленного производства, а также  на установление адаптировано - адресных, нормативно - правовых режимов для  ряда отраслей и контингентов частников. Применение целевых селективных административных актов поддержки. Соотношение указанных направлений определяет степень вмешательства государства и региона в рыночную среду, складывающуюся в системе "производство - реализация промышленной продукции, технологические связи и финансовые отношения между ее участниками. При этом концептуальные основы региональной промышленной политики базируются на феномене конкурентных преимуществ, который следует рассматривать в региональном. отраслевом и социально-экономическом аспектах.

Промышленный комплекс региона, как объект промышленной политики, представляет собой органичный компонент  производственно-территориальной структуры  его хозяйства, и одновременно - часть  экономики страны, вследствие чего он может быть определен как открытая межотраслевая мезоэкономическая  система, обладающая воспроизводственным  потенциалом задействования природных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов территории. Его  эффективное использование для  решения задач социально-экономического развития региона, повышения уровня жизни проживающего в нем населения, представляется стратегической целью  региональной промышленной политики.

Действенность промышленной политики в регионе зависит от ее конкретности, адресности, степени  благоприятности политического, правового, финансового, социально-экономического фона, и правильности выбора приоритетов. В качестве таких приоритетов  целесообразно избирать зоны активного  роста, с проявляющимся эффектом мультипликатора. В Магаданской области такой "точкой роста" выступает горнодобывающая промышленность, как отрасль экономики региона.

В мировой литературе понятие "промышленная политика" характеризуется  однозначно как направленность структурных  преобразований. Ее содержание - система  мер, способствующих прогрессивным  изменениям в соотношениях и пропорциях промышленного производства в соответствии с национальными целями и приоритетами.

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Сущность промышленной политики

 

Промышленная политика –  явление в экономики сколь  знаковое, столь неопределенное, неоднозначно трактуемое.

Кажется, любой хоть сколько-нибудь разбирающийся в экономической  теории человек знает или предполагает о возможном значении промышленной политики как инструменте рационального  воздействия государства на экономические  отношения в стране и с зарубежными  партнерами, однако попроси их дать определение промышленной политики – и мы получим огромный разброс  мнений, терминов и подходов. И все  они будут сколь верны, столь  и не полны, не универсальны.

 Что вообще знает  «неспециалист» о промышленной  политике в нашей стране?

 Что правительство  много говорит о ней (особенно  в последнее время), принимает  какие-то программы и концепции,  выделяет в рамках отечественной  промышленности приоритетные отрасли  и что из-за отсутствие денег  в бюджете на этом все и  заканчивается: мероприятия по  реализации этих самых программ  существуют лишь на бумаге, а  приоритетные отрасли не поддерживаются.

Информация о работе Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)