Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в разработке предложений по повышению эффективности управления производством в регионе.

Достижение поставленной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных теоретических и практических задач. отражающих логику дипломного проекта:

- выявление теоретических основ промышленной политики;

- проведение анализа современной промышленной политики проводимой в российских регионах.

- определения ее места и роли в системе мер государственного регулирования;

- исследование экономического и производственного потенциала промышленного производства Магаданской области и обоснование отраслевых приоритетов, разработка мер управления на региональном уровне:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 8

1.1 Сущность промышленной политики 8

1.2 История развития промышленной политики в России 17

1.3 Региональная промышленная политика как инструмент развития промышленного производства 32

2. АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 37

2.1 Структура промышленного производства Магаданской области 37

2.2 Тенденции развития промышленного производства Магаданской области 42

Прогнозная оценка рыбной деятельности 44

2.3. Оценка перспектив развития промышленного производства в Магаданской области 55

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 72

3.1 Проблемы развития производства в Магаданской области (на примере горнодобывающей отрасли) 73

3.2 Предложения по улучшению промышленной политики в сфере недропользования 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Список использованной литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переделанный.docx

— 319.25 Кб (Скачать файл)

8. Для освоения новых  и перспективных площадей на  северных территориях Магаданской  области, Чукотке и Якутии рассмотреть  вопросы: 

- о создании единой  энергосистемы, объединяющей Магаданскую  область и Чукотский автономный  округ (Колымская ГЭС - Усть-Среднеканская  ГЭС - Билибинская АЭС - Черская  ПЛЭС "Северное Сияние");

- о выделении средств  из Федерального бюджета на  строительство линии электропередачи  п. Хандыга - с. Нежданинское, Республики  Саха (Якутия);

- о выделении средств  из Федерального бюджета на  реконструкцию автодороги Магадан  - Якутск, строительство автодороги  Магадан - Анадырь, п. Билибино - п. Зеленый Мыс, с. Развилка - с. Нежданинское;

- о продолжении строительства  железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск с выходом на  Магадан. 

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В МАГАДАНСКОЙ  ОБЛАСТИ

3.1 Проблемы развития производства в Магаданской области (на примере горнодобывающей отрасли)

 

В результате анализа внутренних и  международных тенденций формирования рынка минерального сырья автором выделяются три основных направления развития минерально-сырьевого комплекса Магаданской области:

  • дальнейшее развитие золотодобывающей отрасли, основанной на вовлечении в отработку крупных и средних рудных месторождений золота и серебра, при сохранении россыпной золотодобычи на уровне 10-12 тонн;
  • добыча и переработка топливно-энергетических ресурсов  (нефть, газ, бурый уголь, торф);
  • освоение месторождений цветных и черных металлов, а также неметаллических полезных ископаемых.

Реализация указанных  направлений значима по нескольким причинам.

Прежде  всего, это позволит в значительной мере сократить дотационность Магаданской  области, внесет заметный вклад в  рост валового регионального продукта, позволит осуществить диверсификацию экономики области в сырьевом секторе (за счет появления перерабатывающих производств, освоения месторождений  новых для Магаданской области  видов полезных ископаемых). Кроме  того, значимость определяется созданием  принципиально новой экономической  базы региона, что неизбежно повлечет за собой рост денежных доходов населения, улучшение демографической ситуации и целого ряда других параметров, характеризующих  уровень и качество жизни населения.

Вместе  с тем, совершенно очевидно, что дальнейшее эффективное развитие минерально-сырьевого  комплекса и, как следствие, экономики  всей области невозможно без совершенствования  законодательства в сфере недропользования и решения вопросов по модернизации существующих и созданию новых инфраструктурных объектов (ЛЭП, дорог и других составляющих).

Имеющиеся проблемы в сфере недропользования, свойственные и другим субъектам  ДВФО, нуждаются в самом пристальном  внимании всех ветвей и уровней власти.

1. Вовлечение в отработку отвального комплекса отработанных россыпей, в котором, по разным оценкам, только в Магаданской области содержится 500-700 т золота. Золото это - трудноизвлекаемое тонкодисперсное с низким содержанием. Для добычи такого золота необходимо перерабатывать большие объемы гале-эфельных отвалов. Для отработки техногенных россыпей, образовавшихся за длительный срок эксплуатации россыпных месторождений в Магаданской области, на Чукотке, в Приамурье, Якутии и Забайкалье, потребуется не только привлечение значительных инвестиций, но и изменение действующего законодательства о недрах. Необходимо упростить процедуру получения лицензий на право пользования участками недр техногенных россыпей, минимизировать формальные административные барьеры при получении лицензии, упростить процедуру оформления разрешительной документации.

2. Отсутствие дифференцированного подхода при налогообложении

Принципы  налогообложения должны учитывать  горно-геологические и экономические  условия освоения месторождений  полезных ископаемых. При определении  налогооблагаемой базы для исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) необходим дифференцированный подход. В первую очередь это касается месторождений россыпного золота, которые  находятся в отдаленных, труднодоступных  районах с  полным отсутствием  инфраструктуры (дорог, ЛЭП и иных составляющих). На территории Магаданской  области к таким районам (с  наличием достаточно перспективных  месторождений) можно отнести всю  северную и северо-восточную части  области (Среднеканский, Северо-Эвенский районы).

Необходимо  разработать и принять методику расчета ставки НДПИ в зависимости  от горно-геологических и экономических  условий освоения месторождений  для повышения интереса инвесторов к слабо освоенным районам.

3. Для дальнейшего развития минерально-сырьевого комплекса Магаданской области кроме вопросов, носящих законодательный характер, требуется финансирование создания необходимой инфраструктуры на принципах частно-государственного партнерства.

  • В целях обеспечения транспортной доступности к месторождениям полезных ископаемых, находящихся в северной и северо-восточной части области, строительство федеральной автомобильной дороги «Колыма» - Омсукчан – «Кубака» - Омолон – Комсомольский – Анадырь, в первую очередь участков: Омсукчан – «Кубака» - Омолон – протяжённость 440 км; «Кубака» - Эвенск – протяжённость 245 км; Омолон – «Рассоха» - протяженность 165 км,  а также строительство автодороги Сеймчан – «Глухариный» - протяжённость 250 км
  • Для устойчивого электроснабжения освоения месторождений золота Яно-Колымской провинции необходимо завершение строительства Усть-Среднеканской ГЭС, в первую очередь ее пускового комплекса и формирование энергетической инфраструктуры (ЛЭП, подстанции и др.) наиболее перспективных с точки зрения освоения минерально-сырьевых ресурсов площадей Магаданской области.

4. Основной проблемой в сфере пользования участками недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, является их лицензирование. До 2009 года лицензии на пользования недрами дорожно-строительным предприятиям можно было выдавать на безконкурсной основе, по заявке предприятия на определенный участок недр, с приложением необходимых  документов и материалов.  В настоящее время, согласно Федеральному закону «О недрах» в редакции от 30.12.2008 г.,  право на  пользование недрами с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых предоставляется только по результатам аукциона.

Такое требование закона ставит в затруднительное положение  предприятия, выполняющие работы по строительству, реконструкции и содержанию линейных объектов (автомобильные дороги, ЛЭП, гидротехнические сооружения) на основе государственных (муниципальных) контрактов, аукционы на право выполнения которых, как правило, проводятся в 1 квартале года.

Процесс подготовки и проведения аукционов на получение права  пользования недрами носит длительный характер (не менее 4-х месяцев). После  получения лицензии необходимо дополнительное время на оформление разрешительной документации для ведения горных работ – составление и утверждение  проектной документации, оформление земельного и горного отводов  и др. А работы по строительству  и реконструкции  автомобильных  дорог на территории Магаданской  области, в связи с климатическими условиями,  производятся сезонно (с  июня по сентябрь).

В целом, данная проблема ставит дорожные предприятия перед выбором: выполнять государственный контракт, нарушая действующее природоохранное  законодательство, или участвовать  в затяжной процедуре  получения  лицензии на пользование недрами  и оформлять разрешительную документацию на данный участок недр, что в конечном итоге приведет к срыву срока выполнения государственного контракта (или его невыполнения).

5. Наличие административных  барьеров. Отсутствие дифференцированного  подхода государства к отработке  россыпных и рудных месторождений

За последние годы значительно  увеличился перечень государственных  структур – субъектов согласования разрешительной документации в сфере  недропользования. Если в 2002 году для  начала работ надо было оформить различные  документы (получить необходимые согласования) у 10 органов, то уже в 2008 году у 20 субъектов  согласования. Причем в некоторых  органах недропользователи получают несколько согласований. Так, например, только в Управлении по технологическому и экологическому надзору по Магаданской  области недропользователи оформляют:

- лицензию на право  производства маркшейдерских работ  (до 45 дней);

- лицензию на хранение  взрывчатых материалов промышленного  назначения (до 45 дней);

- лицензию на применение  взрывчатых материалов промышленного  назначения (до 45 дней);

- заключение на соответствие  экспертизы промышленной безопасности  на технический проект (до 30 дней);

- согласование горноотводного  акта (до 30 дней);

- согласование проекта  плана развития горных работ  в части промышленной безопасности (до 15 дней);

- регистрацию опасного  производственного объекта в  государственном реестре опасных  производственных объектов (до 20 дней).

Существующая система  лицензирования, замкнутая на федеральный  центр, не позволяет оперативно решать вопросы обеспечения горнодобывающих  предприятий сырьевой базой. В первую очередь это касается предприятий, добывающих россыпное золото. Нередко  процесс получения лицензии от подачи заявки затягивается на год и более.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ «О недрах» организационное  обеспечение государственной системы  лицензирования возлагается на федеральный  орган управления государственным  фондом недр (Роснедра) и его территориальные  органы (Магаданнедра). Однако, приказом МПР РФ от 22 мая 2006 г. № 120 «Об утверждении  временных методических рекомендаций о порядке формирования перечней объектов, предлагаемых для предоставления в пользование» на территориальные органы управления государственным фондом недра возложены функции только по формированию перечней.

Другой приказ Роснедра от 15 ноября 2004 г. № 393  распределяет полномочия между федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами в области лицензирования пользования недрами. В частности  территориальные органы Роснедр  могут решать вопросы лицензирования пользования недрами по месторождениям россыпного золота с запасами до 1 т  и ресурсами до 2 т, по месторождениям коренного золота с запасами до 10 т и ресурсами до 20 т, по месторождениям серебра с запасами до 1000 т и  ресурсами до 2000 т.

Действующее законодательство ориентировано на освоение крупных  месторождений: многостадийная разведка, разработка ТЭО временных и постоянных кондиций, утверждение запасов, согласование проектов во многих инстанциях, утверждение  технологических потерь, выполнение инструкций по сохранности золота и  так далее.

К примеру, Водный Кодекс и  принятые в его развитие нормативные  акты Правительства РФ и МПР России не учитывают региональную специфику  водопользования, все его положения  и требования можно отнести к  крупному водопользователю, который  осуществляет забор воды из одного водного объекта в течение  многих лет. Объем и состав документации, направляемый для регистрации договоров  и решений, необоснованно завышен. Предприятие формирует комплект учредительных и прочих документов на каждый водный объект, что установлено Правилами подготовки и заключения договора водопользования и Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Россыпные предприятия, работающие по промывке на десятках мелких водотоков  в течение 2-3 месяцев в году, с  незначительным объемом водопотребления  из каждого водотока, ежегодно вынуждены  предоставлять повторяющийся двойной  перечень учредительной и прочей документации (отдельно к договору и решению) по количеству водных объектов, из которых намерены взять воду для технологических нужд. Например, ООО «Горная компания Майская», оформившая в 2011 году 16 договоров и 14 решений, в соответствии с действующими правилами представляла 30 комплектов документов, каждый из которых включает копии учредительных документов водопользователя, выписку из ЕГРЮЛ, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и т.п.

3.2 Предложения по  улучшению промышленной политики  в сфере недропользования

 

Автор предлагает для улучшения  промышленной политики Правительству РФ доработать нормативно - правовые акты:

1. С целью оперативного решения вопросов обеспечения горнодобывающих предприятий (особенно добывающих россыпное золото) сырьевой базой,

- пересмотреть положения  приказа МПР РФ от 22 мая 2006 г.  № 120 «Об утверждении временных  методических рекомендаций о  порядке формирования перечней  объектов, предлагаемых для предоставления  в пользование» и передать  полномочия по утверждению перечней  объектов, предлагаемых для предоставления  в пользование с запасами и  ресурсами,  определенными приказом  Роснедра от 15 ноября 2004 г. № 393  территориальным органам управления  государственным фондом недр.

2. С целью повышения эффективности отработки техногенных россыпей и повышения их привлекательности для недропользователей,

- предоставлять лицензии  на право пользования техногенными  россыпями без проведения конкурсов  и аукционов на основании решения  комиссии, которая создаётся  федеральным органом управления государственным фондом недр, и в состав которой включаются представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр;

- разрешить недропользователю   проводить добычу полезных ископаемых  из техногенных россыпей в  границах горного отвода, предоставленного  в соответствии с лицензией  без  геологического изучения  недр;

- исключить из основных  требований к рациональному использованию  и охране недр проведение государственной  экспертизы и государственный  учет запасов полезных ископаемых, по отношению к техногенным  россыпям, представляющим собой  вторичный комплекс переработки  сырья. Учет добытых полезных  ископаемых из техногенных россыпей  осуществляется через форму статистической отчетности 5-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых».

Информация о работе Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)