Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в разработке предложений по повышению эффективности управления производством в регионе.

Достижение поставленной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных теоретических и практических задач. отражающих логику дипломного проекта:

- выявление теоретических основ промышленной политики;

- проведение анализа современной промышленной политики проводимой в российских регионах.

- определения ее места и роли в системе мер государственного регулирования;

- исследование экономического и производственного потенциала промышленного производства Магаданской области и обоснование отраслевых приоритетов, разработка мер управления на региональном уровне:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 8

1.1 Сущность промышленной политики 8

1.2 История развития промышленной политики в России 17

1.3 Региональная промышленная политика как инструмент развития промышленного производства 32

2. АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 37

2.1 Структура промышленного производства Магаданской области 37

2.2 Тенденции развития промышленного производства Магаданской области 42

Прогнозная оценка рыбной деятельности 44

2.3. Оценка перспектив развития промышленного производства в Магаданской области 55

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 72

3.1 Проблемы развития производства в Магаданской области (на примере горнодобывающей отрасли) 73

3.2 Предложения по улучшению промышленной политики в сфере недропользования 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Список использованной литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переделанный.docx

— 319.25 Кб (Скачать файл)

По данным федерального агентства  по недропользованию, приоритетными  для получения приростов запасов  рудного золота являются территории Магаданской области, Республики Саха (Якутия), Чукотского АО, Красноярского  края и Иркутской области, где  имеются реальные предпосылки выявления  крупнообъемных коренных месторождений  мирового класса.

Аффинаж драгоценных металлов в России осуществляют 9 заводов  фактическая загрузка этих предприятий  низка, на лицо перепроизводство мощностей  в стране.

В целом, среди аффинажных предприятий наблюдается достаточно острая конкурентная борьба, что заставляет их значительное внимание уделять перевооружению производства, внедрению новых технологий, расширению изучения услуг, ассортимента и качества готовой продукции. Большинство предприятий выпускают аффинированные драгоценные металлы со знаком "good delivery". Подавляющая часть произведенного в стране золота экспортируется коммерческими банками. Внутреннее потребление золота в основном приходится на ювелирные изделия. За последние 4 года потребление ювелирных изделий возросло в 2,7 раза.

Ювелирный рынок в России в 2005 году был способен "поглотить" более 30% добываемого в стране золота. Использование золота в российской промышленности в технических целях за последние 10-15 лет существенно уменьшилось. Среднегодовое мировое потребление золота за последние 5 лет оценивается величиной в 4000 тонн и имеет долгосрочную тенденцию к росту.

Среднегодовая мировая добыча золота за тот же период составляет 2500 тонн. Дефицит предложения золота восполняется за счет производства золота из лома (около 1000 тонн) и продаж из резервов центральных банков мира (около 500 тонн).

В средней и долгосрочной перспективе золото останется важным финансовым активом. Поэтому в силу наличия спроса, сохраняется потенциал  увеличения добычи золота в мире, в  том числе и в Российской Федерации.

Однако, как показывает анализ, на протяжении последних 3 лет заметного  роста объемов добычи золота не происходит. В 2009 году, например, общий объем его добычи и производства, по сравнению с предыдущим вырос лишь на 2% и то за счет увеличения на 65% объемов производства вторичного золота. Рост добычи первичного золота составил всего 0,5%. В текущем году уже наблюдается снижение объемов добычи золота, в том числе и его производства из вторичного сырья. Безусловно, эта тенденция не может не тревожить, и поэтому стала предметом исследования рабочей группы Госсовета.

Проанализировав существующую ситуацию в золотодобывающей промышленности, предлагаются следующие направления  развития этой отрасли:

Первое: Дальнейшие перспективы  увеличения добычи золота в России необходимо связывать в наибольшей степени с отработкой коренных месторождений  золота, месторождений нетрадиционных типов, допускающих большеобъемную добычу руд с применением прогрессивных  технологий переработки.

Наглядным примером такого месторождения является "Наталкинское". По оценкам специалистов производимые геологоразведочные работы позволят увеличить  запасы на нем до 1500-2000 тонн и проектировать  предприятие с объемом добычи до 30-40 тонн золота в год. Основная задача руководства ЗАО "Полюс" - не сорвать запланированный в 2009 году пуск этого месторождения, тем более для достижения этой цели в намеченный срок компании дано согласие внести существенные изменения в лицензионные условия - закрыть для доразведки и реструктуризации работающий рудник им. Матросова, с годовой добычей до 1 тонны золота. Пользуясь присутствием на совещании руководителей этой компании, хотел бы особо это подчеркнуть.

Запуск "Наталкинского" месторождения важен для Магаданской  области еще и потому, что реконструкция  рудника им. Матросова, а также  последующий ввод горнодобывающих  предприятий на соседних месторождениях Павлик и Дегдекан, влечет за собой  значительный рост энергопотребления, которое может быть обеспечено вводом в эксплуатацию строящейся за счет федеральных средств Усть-Среднеканской  ГЭС на реке Колыме.

В то же время это и  российский проект. Ведь работа по выявлению  крупнообъемных золоторудных месторождений  проводилась совместно со специалистами  Министерства природных ресурсов и  Федерального агентства по недропользованию с начала 90-х годов. Полученные положительные  результаты позволили в 2005 году передать в недропользование Дегдеканскую, Токичанскую  и Орочскую перспективные площади, на которых ЗАО "Полюс" и ОАО "Омолонская золоторудная компания" уже приступили к работе.

По данным администраций  золотодобывающих регионов, в период с 2005 по 2015 годы планируется ввод в  эксплуатацию более 40 золоторудных и  комплексных месторождений.               

Второе: необходимость сохранения уровня россыпной золотодобычи в  стране. В ближайшей перспективе, по экспертным оценкам, добыча золота из россыпей по-прежнему будет являться перспективным направлением. Объекты  добычи золота из россыпей остаются привлекательными для малого и среднего бизнеса, особенно для традиционных районов добычи, благодаря развитой инфраструктуре этих районов. В 2010 году из 558-ми недропользователей, занимающихся добычей золота, 357 (64%) добывали в год менее 100 кг, имели численность не более 50 человек, то есть фактически являлись малыми предприятиями. Кроме того, для многих предприятий эта отрасль является градообразующей.

Привлекательность этого  бизнеса могла бы повысить возможность  применения упрощенной системы налогообложения, но Налоговый кодекс РФ не разрешает  применение этой системы налогообложения  для предприятий, добывающих минеральное  сырье. Также весьма усложнена система получения прав недропользования, как в действующем законодательстве о недрах, так и в находящемся на рассмотрении в Государственной Думе проекте новой редакции федерального закона "О недрах". А эти предприятия отрабатывают за год по несколько лицензий.

Поэтому Рабочей группой  предлагается Правительству внести соответствующие изменения в  действующее законодательство, а  также предпринять и другие меры государственной поддержки предприятий  малого бизнеса в золотодобывающей отрасли, которые нашли отражение  в представленном вам докладе.

Как известно, отдельной  проблемой в этой связи, выделяется индивидуальное предпринимательство  в золотодобыче. Индивидуальные предприниматели  не могут вести добычу драгоценных  металлов и драгоценных камней, так  как она запрещена в действующем  законодательстве. Вместе с тем, в  старых заброшенных поселках, где  прежде велась золотодобыча, но еще  осталось население, в основном пенсионного  возраста, индивидуальная добыча ведется, тем самым, провоцируя незаконный оборот.

Легализация допуска физических лиц к золотодобыче будет иметь  большое значение, так как сферой их деятельности являются отвалы, отходы и др. объекты непромышленной добычи. Введение этой законодательной нормы  позволит уменьшить социальную напряженность  во многих золотодобывающих регионах страны за счет увеличения занятости  населения, привлечения к дополнительному  заработку пенсионеров, снижения теневого оборота драгоценных металлов и  драгоценных камней и т.д.

Третье: По мнению Рабочей  группы еще одной значимой, существенно  влияющей на динамику добычи золота и  пуска горных объектов причиной, является несовершенство государственного регулирования  отношений недропользования.

Проект Федерального закона "О недрах" в новой редакции призван обеспечить улучшение в  управлении государственным фондом недр, стимулировать воспроизводство  минерально-сырьевой базы, создать  условия экономической свободы  для предпринимательской деятельности в сфере недропользования. Однако из поступивших в Федеральное  Собрание почти 140 отзывов от органов  власти субъектов Российской Федерации, больше чем в половине высказано  отрицательное отношение к вопросу  принятия законопроекта в первом чтении.

Одним из важнейших положений  разрабатываемого закона, по мнению многих заинтересованных регионов, должно быть разграничение полномочий между  Российской Федерацией и ее субъектами в сфере управления государственным фондом недр. В качестве урегулирования разногласий федерального центра с регионами в этом вопросе субъекты предлагают передать полномочия по месторождениям полезных ископаемых мелким (а в некоторых случаях и средним) по масштабам субъектам Российской Федерации, по уникальным, крупным и средним - федеральному центру.

Это позволит:

- сохранить за сырьевыми  регионами экономическую базу  для поддержания экономического  роста; 

- развивать малое и  среднее предпринимательство в  сфере недропользования;

- решать многие социальные  проблемы мелких населенных пунктов; 

- координировать развитие  транспортной инфраструктуры в  регионе; 

- региональным органам  власти активно участвовать в  привлечении инвесторов в свой  регион;

- собственными средствами  финансировать развитие минерально-сырьевой  базы для среднего и малого  предпринимательства, включив в  состав законодательства о недрах  законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ.

Целесообразно, по мнению регионов, в новом законе предусмотреть  использование кроме аукционов, также и системы конкурсов. Это  принципиально важно. Месторождения  всегда отличаются друг от друга, есть сложные с точки зрения технологии. И здесь очень важен именно конкурс технологических процессов, проектных технических решений. Немаловажно знать, как поведут  себя будущие владельцы лицензии. К сожалению, в последнее время  все чаще стали проявляться компании, которые, приобретая лицензии на аукционе, преследуют цели весьма далекие от занятия непосредственно производством. Скорее думают, как на этом можно  заработать.

Конкурсная система выбора лицензирования, кроме того, позволяет  решать целый ряд социальных вопросов, таких как продление жизни  градо- и поселкообразующих добывающих предприятий, развитие инфраструктуры и других.

Использование исключительно  аукционной формы для всех повсеместно  месторождений имеет также серьезные  организационные изъяны.

На 138 объектов не было подано ни одной заявки, на 75 выставлено повторно. И только благодаря исключительно  проведению конкурса были распределены еще 76 объектов, т.к. имелось лишь по одному заявлению.

Четвертое: Многие проблемы золотодобывающих регионов связаны  с развитием инфраструктуры золотодобычи. Особенно остро этот вопрос стоит  в развитии золотодобычи северных территорий Якутии, Магаданской области, Чукотки.

Осваивать эти территории без создания соответствующей инфраструктуры будет крайне сложно. Поэтому с  целью скорейшего вовлечения в разведку и освоение новых перспективных  площадей рабочая группа предлагает рассмотреть целый ряд вопросов, касающихся развития инфраструктуры. В докладе они представлены.

Рабочая группа Государственного совета Российской Федерации считает, что для создания условий, необходимых  для увеличения темпов роста добычи золота в России, целесообразно поручить Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть предложения  субъектов Российской Федерации  об отнесении к их полномочиям  вопросов распоряжения участками  недр, содержащих отдельные мелкие  месторождения россыпного и рудного  золота.

2. Разработать комплекс  мер по стимулированию геологоразведочных  работ на территории Российской  Федерации с целью обеспечения  сбалансированного воспроизводства  и использования минерально-сырьевых  ресурсов.

3. Внести изменения в  Налоговый кодекс РФ в части  введения дифференцированной ставки  налога на добычу полезных  ископаемых в зависимости от  горно-геологических и экономических  условий освоения месторождений  полезных ископаемых.

4. Вернуть в законодательство  норму, при которой предприятия  расположенные в районах Крайнего  Севера освобождаются от уплаты  налога на часть прибыли, направляемой  на их техническое перевооружение; выработать механизмы государственного  вмешательства и участия в  регулировании роста цен на  топливо и электроэнергию, во  введении льготного налогообложения  и кредитования.

5. Подготовить порядок  оформления ввоза-вывоза драгоценных  металлов с территории особых  экономических зон с целью  реализации их на зарубежных  рынках.

6. Внести изменения в  действующее законодательство в  части отмены ограничений на  доступ физических лиц в качестве  индивидуальных предпринимателей  на геологоразведку и добычу  золота. Разработать и принять  нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации в части  установления порядка выделения  участков недр для добычи драгоценных  металлов и порядка их сдачи  в государственные или частные  золотоприемные кассы. 

7. С целью скорейшего  вовлечения в отработку первого  в России большеобъемного месторождения "Наталкинского", способного увеличить добычу золота в Магаданской области более чем в два раза, рассмотреть вопрос выделения средств из федерального бюджета на строительство линии электропередач Колымская ГЭС-месторождение "Наталкинское" (Тенькинский район Магаданской области).

Информация о работе Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)