Шпаргалки по "политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы у зачету по дисциплине "политология"

Вложенные файлы: 1 файл

Политология 16-30.docx

— 73.07 Кб (Скачать файл)

Политический терроризм тесно  связан с правовым нигилизмом, является крайней формой его проявления. Современными формами выражения правового нигилизма являются: прямые умышленные нарушения действующего законодательства; массовый характер несоблюдения и неисполнения юридических предписаний; подмена законности целесообразностью; нарушение прав человека.

Политический  терроризм - систематическое использование убийств и разрушений, а также угроз для наведения чувства страха, ужаса (террора) на индивидуумов, социальное группы и правительства в целях принуждения их к уступкам в политических требованиях террористов.

Террор – это одно из древнейших средств ведения психологической  войны. Избирается цель – объект террора, вырабатывается сообщение для передачи по каналам коммуникации с целью  внушить страх перед угрозой  совершения насилия, причем делается все, чтобы угроза воспринималась как  вполне реальная.

Жертва, или жертвы, террористического  акта может и не быть главной мишенью, но и эффект, производимый сравнительно небольшим количеством насилия, несравним с количеством страха, внушаемого окружающим.

Доктрины и теории терроризма как средства политической борьбы основаны на нескольких предположениях:

1) Лица, столкнувшиеся с угрозой  для собственной жизни и здоровья, во всех случаях жертвуют своими  убеждениями и принципами для  спасения.

2) Терроризм неизменно приводит  к терроризированию как мишеней, так и жертв террора.

3) Следовательно, когда они (мишени, жертвы) сталкиваются с фактом  террора, то это неизбежно приводит  к распаду воли и подчинению  своим преследователям. Однако  исторические факты свидетельствуют  о том, что это совсем не  так: во многих случаях наблюдается  прямо противоположный эффект.

Насилие, применяемое  террористами обладает следующими основными характеристиками:

1) Неразборчивость в средствах,  методах и производимом эффекте.

2) Терроризм непредсказуем. Ни  жертва, ни окружающее сообщество  людей не могут знать последствий  действий террористов, прежде  всего из-за того, что чувство  страха – чисто субъективный  опыт, и люда обладают такими  разными «порогами» страха, что  заявлять, как то делают террористы, что террористический акт предполагает  определенный результат, есть  сущий абсурд.

3) Терроризм подразумевает отказ  or признания каких-либо правил условий ведения войны. Это отказ от проведения каких-либо различий между участниками борьбы, «бойцами» и простыми мирными жителями.

4) Отказ террористов от любых  моральных ограничений, выражается  в чудовищной жестокости средств  борьбы.

5) Политически мотивированный терроризм  оправдывается террористами на  следующих основаниях:

a) любые средства оправданы при достижении справедливой цели (по М. Веберу «ценностно-рациональное действие»);

б) насилие само по себе полезно  для человечества, как источник его  постоянного обновления, возрождения  и прогресса;

в) эффективнее средство достижения политических целей (по М. Веберу –  «инструментально-рациональное действие»);

г) постоянно присутствующая мораль справедливой мести: «'око за око», «зуб за зуб»;

д) теория меньшего зла – большее зло погубит нас, если мы не применим террор против наших врагов.

Типы политического терроризма:

  • Квазиреволюционный (или террор текущего момента) Типично для малых группировок и индивидуумов; в высшей степени не поддается прогнозу, трудно отличим от психологического и криминального насилия.
  • Революционный. Всегда групповой феномен, наличие лидерства, идеологии и программы. Развивает альтернативные социальные институционные структуры. Как правило, организация насилия предпринимается специальными подразделениями внутри революционного движения.
  • Репрессивный. Очень часто кровавый; имеет тенденцию к развитию в массовый террор. Проводится специальным аппаратом - тайной полицией, хотя часто привлекаются другие социальное институты, такие, как правящая партия и армия. Один из типичных методов – пытки. В тоталитарных идеологизированных режимах часто становится всепроникающим и тотальным.
  • Побочный Редко организуется и планируется специально. Имеет место в контексте в высшей степени кровопролитной борьбы, в ходе которой систематический терроризм может быть сопутствующим явлением
  •  

№ 23 Избирательные системы  современного мира

Избирательная система – это совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов, а также определения результатов голосования и распределения депутатских мандатов. Избирательная система в широком смысле слова означает порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система в узком смысле слова – это порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Избирательные системы отличаются друг от друга  по многим параметрам. Практически  в мире сложилось столько модификаций  избирательных систем, сколько существует государств, использующих процедуру выборов для формирования государственных органов. Тем не менее. все их разнообразие сводится к трем типам: пропорциональной, мажоритарной и смешанной.

Пропорциональная избирательная система представляет избирателям выбор из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями. В такой системе распределение депутатских мандатов между представителями партий осуществляется пропорционально количеству набранных этими партиями голосов на выборах. Пропорциональная избирательная система имеет три разновидности:

а) система жестких или закрытых списков, в которой избиратели могут голосовать только за партию в целом (Испания, Греция, Израиль);

б) система свободных или открытых списков, в которой избиратели, голосуя за партию, могут поменять в ее списке очередность кандидатов, выразив предпочтение (преференцию) отдельным кандидатам (Бельгия, Италия);

в) система полужестких списков, в которой первое место, полученное партией на выборах закреплено за первым кандидатом в списке, а остальные места распределяются согласно полученным преференциям (Австрия, Дания, Голландия).

При мажоритарной системе победившим считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей в своем округе. Мажоритарная система применялась в СССР и распространена сегодня в ряде стран СНГ.

В соответствии с методами подсчета голосов существует три разновидности мажоритарной системы:

1. Система абсолютного большинства (Австралия, Франция). Для избрания в первом туре кандидату нужно набрать более половины голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании (50% + 1 голос). Если в первом туре никто не набирает этого количества, то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие больше голосов, чем их соперники. Для победы во втором туре кандидату достаточно набрать хотя бы на один голос больше, чем его конкуренту.

2. В системе относительного большинства побеждает тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем любой из его соперников (Великобритания, США, Канада);

3. В системе квалифицированного большинства победителем становится кандидат, набравший большинство, существенно превышающее половину – 2/3, 3/4, 4/5 и т.д. (Чили);

В смешанной избирательной системе часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной, а избиратели имеют по два голоса (Россия, Германия).

 

№ 24 Избирательная система  Республики Беларусь

В Республике Беларусь применяется  мажоритарная избирательная система. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют  граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору  суда в местах лишения свободы. В  голосовании не принимают участия  лица, в отношении которых в  порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу.

Глава государства – Президент  Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может  быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий  на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в  поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков, на которые может избираться Президентом Республики Беларусь одно и то же лицо, законом не ограничивается. С момента введения поста Президента в Республике Беларусь выборы Президента проходили дважды: в 1994 году и в 2001 году.

Парламент Республики Беларусь –  Национальное собрание Республики Беларусь – состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента – Палата представителей – состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин  Республики Беларусь, постоянно проживающий  на территории государства.

Верхняя палата Парламента – Совет  Республики – является органом территориального представительства и состоит  из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных  Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой  же срок назначаются Президентом  Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший  на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Депутаты местных Советов депутатов  избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может стать  обладающий пассивным избирательным  правом гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета. В выборах депутатов местных  Советов депутатов наравне с  белорусскими гражданами участвуют  граждане Российской Федерации.

В избирательном законодательстве Беларуси предусмотрено, что кандидатами  в Президенты, депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты  граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном  аппарате в связи с наличием судимости. Таким образом решен вопрос «о недопущении криминала во власть».

Правовую основу избирательной  системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), принятая на республиканском референдуме 1996 года; Избирательный кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов»  и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной  комиссии.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы обеспечивают избирательные  комиссии. Возглавляет систему избирательных  комиссий Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Центральная комиссия является независимым органом, который формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики в количестве 12 человек сроком на 5 лет.

При выдвижении кандидатом в депутаты Палаты представителей путем сбора  подписей инициативу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих  в округе, при выдвижении кандидатом в депутаты областного, Минского городского Советов – не менее 150, районного, городского (города областного подчинения) – не менее 75, а городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета – не менее 20 избирателей.

Предусмотрено, что выборы Президента в обоих турах голосования  считаются состоявшимися, если в  голосовании приняло участие  более половины граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать  в выборах. Избранным считается  кандидат в Президенты, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. При выборах депутатов в первом туре голосования его результаты определяются по мажоритарной системе  абсолютного большинства, а во втором выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие  более 25 процентов избирателей округа, и избранным считается кандидат, получивший большее число голосов.

 

№ 25 Политическая коммуникация

Политическая коммуникация – это  совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации  и органы власти с целью определения  своих задач и влияния на поведение  граждан.

С ее помощью появляется возможность  передачи политических знаний и опыта, а также формирования “образа” власти, ибо сегодня, как и во все  времена, правители стараются предстать  перед массами с самой выгодной стороны, в зависимости от требований, которые предъявлялись к вождю, государю, президенту в каждую историческую эпоху. Следовательно, политическая коммуникация – это своеобразный вид политических отношений, без которого невозможно движение современного политического  процесса.

Сегодня многочисленные политические консультанты используют различные  способы организации коммуникации для передачи смысла и значения. Существуют разные способы описания этих техник: описание предмета (внутри некоторого способа деятельности –  рекламы, PR, имиджмейкинга, организации избирательной кампании), описание через идеологию.

Информация о работе Шпаргалки по "политологии"