Шпаргалки по "политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы у зачету по дисциплине "политология"

Вложенные файлы: 1 файл

Политология 16-30.docx

— 73.07 Кб (Скачать файл)

Американские  политологи Г.Алмонд и С.Верба выделяют три чистых типа политической культуры:

– патриархальная (традиционная) политическая культура. Знания граждан о государстве, их представления о политической системе общества исключительно ограничены, полное отсутствие у подданных интереса к политике;

– подданническая политическая культура (культура повиновения).

– активистская политическая культура (культура участия). Граждане не только убеждены в эффективности данной политической системы, но и стремятся играть в ней активную роль.

Более широко распространены смешанные типы политической культуры: патриархально-подданническая, подданнически-активистская, патриархально-активистская. Идеалом (высшим типом политической культуры) провозглашается граждаская культура, которая обеспечивает органическое сочетание свободы члена общества и стабильности политической системы (США, Англия).

По типу политического  режима: либерально-демократическая (буржуазно-демократическая) и авторитарно-тоталитарная. По концепции государства и рынка,: этатистскую (бюрократическую), где вся политическая жизнь контролируется государством; рыночную, где свободный рынок регулирует не только экономические отношения, но и формирует тип личности и его поведение.

Политическая  культура ряд функций: регулирующая (проявляется в прямом или косвенном  воздействии на поведение людей  и нацелена на обеспечение стабильности политической системы в целом), познавательная (коммуникативная - вооружении субъекта знаниями, необходимыми для политической деятельности, обеспечивая историческую преемстсвенность), воспитательная.

Развитие  политической культуры зависит от конкретно-исторических условий. Её уровень является важным показателем стабильности политической системы общества. Политическая культура находит выражение в политическом сознании.

 

№ 28 Политическое сознание: его структура и функции

Политическое  сознание является высшим уровнем развития политической культуры. Политическое сознание – это система взглядов, идей, ценностей, принципов, норм, теорий, отражающих политическую жизнедеятельность общества. Оно носит конкретно-исторический характер, отражает определённую историческую эпоху, экономику, культуру, свойственные народам обычаи и традиции.

Политические  идеи, представления, теории выражают интересы и потребности реально  действующих субъектов политики – индивидов, больших и малых  социальных групп, правящей политической элиты. Так, в античные времена господствуют одни политические идеи, представления  и настроения, в средние века и  Новое время – уже другие.

Вместе с  тем политические идеи и теории в  каждую новую эпоху не создаются  заново. Они разрабатываются на основе идейно-теоретического материала предыдущих поколений с учётом новых реалий. Политические идеи, взгляды и теории могут опережать ход общественного  развития, вскрывая назревшие потребности  общества, а могут и отставать  от от хода общественного бытия.

Содержание  политического сознания составляют как научные знания, так и обыденные  представления о политической действительности. Политические знания и представления  включают законы и тенденции политической жизни общества, совокупность абстрактных  и конкретных политических образов, реалистических и мифологических знаний о политических отношениях, институтах и действиях субъектов политики. Сюда могут входить оценочные  и критические суждения индивидов  в политической реальности, их эмоциональные  состояния и психологическое  восприятие. Таким образом, политическое сознание охватывает все представления  людей, связанные с их участием в  управлении делами государства и  общества в целом.

На основе глубины и достоверности отражения  политической реальности различают научно-теоретический, эмпирический и обыденный уровни политического сознания.

Научно-теоретический уровень политического сознания – это самая высокая ступень познания политической действительности. На этом уровне происходит глубокое проникновение в сущность политических явлений и процессов, выявление причин и их закономерностей. А результаты научного познания политической действительности закрепляются в логических понятиях, категориях и политических теориях. Научные политические знания отражают рациональные и логические элементы человеческого познания.

Эмпирический (по-гречески «опыт») уровень политического сознания – это политические знания, оценки и переживания, складывающиеся преимущественно на основе активного участия индивида в политической жизни общества. Данный уровень политического сознания отличает большая степень конкретности и прагматичности человеческих представлений о политических процессах и явлениях.

Обыденное, повседневное политическое сознание возникает из непосредственного восприятия индивидом повседневной политической практики. Оно может адекватно отражать природу и содержание отдельных политических явлений и процессов, однако не может дать индивиду системное и полное представление об окружающей его политической действительности. Этот уровень чаще всего содержит элементы стихийности, иллюзорности, нереалистичности.

Каждой общественно-политической системе соответствует особый, свойственный ей тип политического сознания, который  проявляется в национально-специфических  формах в зависимости от типа политического режима: тоталитарный, авторитарный, либерально-демократический типы политического сознания.

 

№ 29 Формирование идеологических ориентиров в современной Беларуси

Способом  отражения сферы политики на теоретическом  уровне является политическая идеология. Понятие «идеология» введено  на рубеже XVIII–XIX вв. как наука об идеях.

Идеология - система идей, теорий, взглядов (политических, правовых, религиозных и др.), отражающих в теоретической, систематизированной  форме материальную жизнь общества, отношение людей к окружающей действительности, друг к другу.

Функции идеологии:

– овладению  массовым политическим сознанием населения, объединению и сплочению людей  на основе общих ценностей.

– ориентации человека в обществе на основе внедрения  критериев оценки настоящего и будущего;

– мобилизации  масс и стимулировании их действий.

Идеология является важным инструментом политической и  общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному  статусу, политическим устремлениям людей, причем как на основе общности созидательных  целей деятельности, так и на основе «образа врага», целей противоборства и конфронтации.

Идеология с  точки зрения:

– сферы  жизни общества, формы общественного  сознания (политическая, религиозная, экономическая, правовая, нравственная и другие, имеющие самостоятельный  предмет отражения и соответствующую  форму выражения интересов);

– внутренней структуры (универсальные, как христианство, и узконаправленные, как расизм);

– социальной основы (социалистическая, либеральная, консервативная, национальная, религиозная).

Политическая  идеология – это система идей, теорий, взглядов, отражающих политическую жизнь общества с точки зрения определенной группы людей.

В ней можно  выделить несколько уровней функционирования:

– теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, социального слоя, нации, государства;

– программно-политический, где политические принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответствующие программы, лозунги, требования и представляют собой идейно-политическую основу для принятия управленческих решений и ориентирования политического поведения и деятельности людей;

– актуализированный, показывающий степень принятия людьми положений конкретной идеологии.

Обычно указывают  на недоступность и вред чрезмерного  идеологического влияния на политику (особенно государственную) и общественные процессы  – идеологизации политики. Это происходит в условиях монополии одной идеологии и использования идеологической доктрины в качестве первоосновы, фундамента практической политики. Крайне опасным может быть и чрезмерное влияние политики на идеологию – политизация идеологии. В этом случае идеология испытывает на себе диктат господствующей политики и ставится на службу монопольной власти. её содержание превращается в мировоззрение на службе у власти, меняется в угоду правящим кругам и по конъюнктурным соображениям, подвергается идейной эрозии.

Культурно-историческая составляющая государственной идеологии  Республики Беларусь включает совокупность устоявшихся идей и представлений  относительно происхождения и особенностей формирования белорусского этноса, развития его самосознания и становления  в качестве самобытного народа. 
Политическая составляющая государственной идеологии РБ – комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны. Политическая составляющая государственной идеологии включает представление о характере социально-политического строя Республики Беларусь в целом, о путях его модернизации. Она охватывает также и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом политическом процессе.  
Экономическая составляющая включает комплекс реализуемых государством и отвечающих интересам народа идей относительно формирования и развития национальной экономики. 
Социогуманитарная составляющая – комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Человек рассматривается как высшая ценность и цель общества и государства. 
Поиск новой идеологии и системы мировоззренческих идей идет на фоне небывалых событий мировой цивилизации. Перед современным белорусским обществом и человечеством в целом стоят проблемы, требующие философского осмысления для их разрешения

  1. Проблема выживаемости в ядерный век.
  2. Проблема экологической выживаемости человечества
  3. Проблема сохранения целостности личности
  4. Проблема коммуникативного единства человечества
  5. Национальной самоидентификации

Наиболее привлекательными идеями нашего постсоветского существования стали идеи демократического государства с гарантированными нормами прав и свобод, разделением властей, установлением рыночных отношений в экономике, повышением роли политической активности граждан, устранением распределительных отношений, формированием подлинно гражданского патриотизма. В сознании современного белорусского гражданина созидается образ своего отечества как цивилизационного, суверенного молодого государства с древними традициями, способного выполнить уникальную историческую миссию инициатора интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Сегодня приоритетными для белорусов  становятся такие ценности, как белорусская  государственность, культура, язык, ценности собственной истории, национальных традиций, обычаев, общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека.

 

№ 30 Основные черты, типы и  виды международных отношений. Беларусь в системе современных международных  отношений.

Имеется несколько теорий международных  отношений: теория международного общества (благодаря внедрению в жизнь  государств принципов права и  морали, происходит преобразование человечества в единое общество с мировым правительством), теория факторов (рассматривает мир  как поле динамических отношений  взаимодействующих сил, которые  зависят от политических, экономических, социальных, психологических факторов), теория отождествления международных  отношений с международной политикой  определяет её как равнодействующую внешних политик государств.

 Сущность международных отношений  заключается в захвате, осуществлении  и укреплении власти участниками  отношений в специфических условиях  международной среды.

Международные отношения – это  процесс взаимодействия суверенных (государств) и несуверенных (организаций, движений) участников с целью создания наиболее благоприятных условий их функционирования и развития, закрепленный в определенном мировом или региональном правовом порядке.

В зависимости  от сферы взаимодействия выделяют виды международных взаимоотношений: политические, экономические, идеологические, военные, культурные. На основании соотношения  интересов участников международных  отношений выделяют формы взаимоотношения: противостояние; сотрудничество; приспособления государств, основанные соответственно на отличии, совпадении и согласовании интересов.

Международная система (МНС) – ключевое понятие  международных отношений. Структура, участники МНС и внешняя среда  придают качественное своеобразие  МНС. Структура как способ связи  в системе состоит из: центросиловых отношений – отношений между ведущими странами на данном историческом этапе; узлов противоречий – ограниченном в пространстве комплексе отношений, который характеризуется конфликтностью и нестабильностью; структурной надстройки – международных правительственных и неправительственных организаций и международного права.

Информация о работе Шпаргалки по "политологии"