Шпаргалки по "политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы у зачету по дисциплине "политология"

Вложенные файлы: 1 файл

Политология 16-30.docx

— 73.07 Кб (Скачать файл)

Политическая коммуникация, согласно определению Д. Ольшанского, представляет собой «особое информационно-психологическое  воздействие, призванное изменить политическое сознание (здесь и далее курсив автора — М. К.) и поведение людей в интересах достижения политических целей коммуникатора (политической партии, движения, отдельного лидера)» выделяются: внутриличностная п. К.; межличностная К. п. (так в тексте); внутригрупповая К. п.; массовая К. п.

К средствам политической коммуникации следует отнести: политическую пропаганду, политический PR и политическую рекламу.

политическую рекламу  следует рассматривать как систему политических коммуникаций, призванных изменить сознание и поведение людей в соответствии с политическими целями рекламодателя (в широком контексте — политических партий, движений, лидеров) »

Возникновение терминов «политическая коммуникация», «общество коммуникации» находится  в прямой связи с эволюцией  западного общества после Второй мировой войны. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке социальных и политических наук было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине ХХ в., развитием кибернетической теории, возникновением и вырастанием роли новых коммуникационных систем и технологий.

Винер в Кибернетике предлагает единый и цельный взгляд на мир, ядром  которого было понятие коммуникации, имеющей социальное и политическое направление.

Политическое управление в обществе коммуникации согласно Винеру подчинено  трем основным задачам: во-первых, абсолютная необходимость признания человека субъектом коммуникации; во-вторых, переадресация машинам (компьютерам) функции принятия решений и осуществления  команд; в-третьих, общество должно само регулироваться благодаря открытости потока коммуникации.

Основы данного направления  были заложены в западных исследованиях  пропаганды периода первой мировой  войны, хотя сам термин применяется  лишь с конца 40-х-начала 50-х годов. Под политической коммуникацией  Р.-Ж. Шварценберг понимает «процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами»

Л. Пай включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное  влияние на политику» [Очерки политической науки, 1996:98]. По его мнению, политическая жизнь любого общества включает в  себя использование различных методов  политической коммуникации.

В западной литературе выделяется три  основных способа политической коммуникации:

1. коммуникация через средства  массовой информации, включающая  в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные  средства (радио, телевидение и  т.д.);

2. коммуникация через организации,  когда политические партии или  группы давления служат передаточным  звеном между правителями и  управляемыми;

3. коммуникация через неформальные  каналы 

Особое место в политической коммуникации занимает обмен информацией  между правителями и управляемыми с целью добиться их согласия. Действительно, любой правитель стремится добиться согласия с его решениями, а каждый управляемый старается выразить свои нужды и добиться, чтобы о  них узнали. Согласие между этими  двумя сторонами может создаться  только с помощью коммуник

 

№ 26 Роль СМИ в политике

В современном обществе СМИ выполняют  ряд общих политических функций.

1. информационная  функция - получение и распространение  сведений о наиболее важных  для граждан и органов власти  событиях, но не всех, а тех,  которые носят политический характер;

2. формирование  на основе полученной политической  информации общественного мнения  о тех или иных политических  институтах, об экономической, политической, культурной и других сферах  жизни общества;

3. образовательная  функции СМИ, которая связана  с функцией социализации и   перерастает в нее (социализация  означает усвоение человеком  политических норм, ценностей и  образцов поведения). 
    4. функция критики и контроля.

Средства массовой информации (СМИ) - это сложный институт, который  состоит из множества органов  и элементов, предназначенных для  информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях. 
СМИ иногда называют "четвертой властью", подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную.

В современных условиях на облик  СМИ оказывают воздействие разные факторы. Важно, кто является учредителем, каково их социальное назначение и  на какую аудиторию они рассчитаны. Специфика определяется профессиональной ориентацией, возрастными характеристиками, характером духовных запросов людей. Своеобразие  их положения в политической системе  общества обусловлено тем, что они  являются органами государственных  учреждений, массовых общественных организаций, политических партий. 
Сегодня главным носителем текста стал экpан - ТВ или компьютеpа. Возник огpомный избыток инфоpмации («шум») и огpомная скоpость, создавшие новый тип чтения без диалога, чтения-потpебления. Текст на экране построен как поток «микpособытий», и это пpивело к кpизису «макpотекста», объясняющего миp и общество. Быстро набирающий силу Интернет помимо распространения экранных текстов восстанавливает и прямое общение людей, но рано давать оценки тех воздействий на общество, которые станут доминировать. Кроме того, вопреки ожиданиям самих разработчиков сетей, общение через Интернет не уменьшает, а усиливает отчуждение людей. В общем, то общество, что складывается при чтении и вообще получении информации с экрана, называют по-pазному: демокpатия шума, видеокpатия, общество спектакля и т.д.

Телевидение персонифицирует социальные и политические противоречия, представляет их не как столкновение социальных интересов и соответствующих  программ, а как столкновение лидеров («существование заменяет сущность»). Программная риторика вытесняется  личностной, политические дебаты становятся театром с хорошей режиссурой (например, в таких дебатах большую  роль приобретают не высказывания, а мизансцены, жесты, внешний облик). Те, кто наблюдает эти дебаты на телеэкране, входят в роль зрителя  и утрачивают свободу воли и ответственность  гражданина, делающего выбор. Политические консультанты, которые выступают  как режиссеры этих спектаклей, сами могут вообще не иметь никаких  идеологических пристрастий и выступают  как специалисты по маркетингу. Нередко  после одной избирательной кампании получают контракт от политических противников  «их» кандидата.

Создание телевизионного образа как  главная технология политической борьбы имела для культуры и в целом  для общества страшные последствия. Говорят, что «имидж господствует над речью» - произошла смена языка в политике. Язык стал таким, что политик может полчаса гладко говорить, но после этого невозможно кратко повторить основное содержание его речи. Из политики устраняется сама категория противоречия, конфликта. Телевидение превратило политический язык (дискурс) из конфликтного в соглашательский - политик, создавая свой имидж, всегда обещает «сотрудничать со всеми здоровыми силами». Таким образом, из политики устранена всякая диалектика. Язык тесно связан с системой ценностей и, как считается, возникновение особого телевизионного языка привело к глубокому кризису самой категории ценностей в политике. Переход от диалектического языка к «соглашательскому» означал катастрофическое обеднение и упрощение политической жизни. Сегодня на Западе для среднего университетского профессора совершенно недоступен тот политический язык, которым владел грамотный рабочий начала ХХ века.

Ведь различные СМИ формируют  разные образы (вербальные, зрительные, слуховые), для создания которых  пресса, радио и телевидение используют специальные приемы - как общие  для всех трех, так и специфические:

  • обращение к авторитетам при подаче информации;
  • организация пресс-конференций, выступлений политических лидеров;
  • информирование об экспресс-опросах;
  • столкновение мнений оппонентов;
  • организация телефонных линий с представителями экспертных институтов и т.д.

Кроме того, американские социальные психологи считают, что эффективность  теле- и радиокоммуникации зависит от таких характеристик, как:

  • темп речи и тембр голоса диктора;
  • пол ведущего;
  • оптимальная длительность передачи.

Известно, что замедленный или  ускоренный темп речи затрудняет восприятие информации. Наиболее приемлемым считается  темп от 100 до 140 слов в минуту.

Р. Якобсон, П. Лазарсфельд, Г. Лассузлл показали в своих исследованиях необходимость учета следующих факторов:

  • источник информации всегда связан с наличием феномена комментатора, т. е. важно, как подается информация, кем она подается;
  • информация прокомментированная является уже сообщением, имеющим ценностные акценты;
  • особо значимым является контекст сообщения. Информацию, о которой нельзя умолчать, но не очень выгодную с точки зрения правящей политической элиты, можно подать в блоке новостей бегло или смонтировать с рекламой жевательной резинки Существуют и более сложные приемы, рассчитанные на объективные законы человеческой психики: информация о политических оппонентах помещается в контекст сообщений, вызывающих негативные эмоции у подавляющего большинства людей— насилие, голод, разрушения, катастрофы и т. п.;
  • между источником информации и коммуникатором, с одной стороны, и сообщением и аудиторией — с дру-ргой, существуют так называемые “помехи”, “шумы”. Коммуникатор может привнести в сообщение даже непроизвольно (например, за счет мимики) совершенно неожиданную окраску передаваемой информации. Вместе с тем слушатель может интерпретировать получаемое сообщение, несмотря на все усилия коммуникатора, по-; своему только потому, что в это время на кухне закипел ': чайник и пока он бегал его выключать, прослушал часть | сообщения, имеющую важное для коммуникатора значе-,ние с точки зрения ценностных акцентов;
  • Наконец, важным является указание на наличие референтных групп и не всегда кажущуюся прямолинейность коммуникационного процесса. Часть аудитории воспринимает сообщение напрямую, другие — косвенно, третьи совсем выпадают из этого процесса. Референтные группы могут корректировать восприятие передаваемого сообщения прямо или косвенно, в зависимости от того, находится слушатель в это время наедине с коммуникатором или воспринимает сообщение в группе.

 

№ 27 Понятие, структура  и значение политической культуры

Проблема  политической культуры занимает одно из центральных мест в политологии, ибо ею во многом определяется стабильность и динамизм политической системы  общества, степень её демократичности  и цивилизованности.

Идея политической культуры, её происхождение восходит к глубокой древности, к трудам Платона («Государство», «Законы») и Аристотеля («Политика»). В средние века много внимания уделил ей средневековый мыслитель М.Макиавелли. Дальнейшее развитие она получила в трудах мыслителей Нового времени – Т.Гоббса, Дж.Локка, Т.Л.Монтескье и др. Они попытались установить связь между политическими представлениями людей и политическим устройством общества. Сам термин ввёл в научный оборот немецкий философ И.Г.Гердер (1774–1803).

Современные концепции политической культуры относятся  к 50–60 гг. ХХ ст. Изучение политической культуры продолжается и сегодня.

ПК - это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм, способов и методов политического поведения всех субъектов исторического процесса, это отношения между людьми в процессе их участия в политической жизни общества.

Политическая  культура общества не может быть однородной, т.к. имеет социальную обусловленность. В политической культуре можно выделить мировоззренческие убеждения, установки, ориентации, обращённые на политическую культуру; эмоционально-чувственную  сторону политических позиций; признанные в данном обществе образцы политического  поведения.

В соответствии с этими основными элементами политической культуры можно выделить её основные уровни: базовый (теоретическое  отражение, закрепление и практическую реализацию коренных политических интересов);когнитивный (идеологический),совокупность политических знаний, взглядов, концепций;  эмоционально-психологический (ценностный), совокупность политических убеждений и ценностных ориентаций; поведенческо-практический, т.е. определённые формы, способы участия в политическом процессе на основе усвоенных знаний о политике и объективных закономерностях  развития общества; нормативный, т.е. совокупность норм и правил политического поведения, традиций политической деятельности.

Различают субкультуры: политическую культуру общества, социальные группы и личности. Политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социальной группы и общества в целом и представляет собой её преломление через индивидуальное сознание, собственный опыт, уровень  политических знаний с учётом психологических  особенностей данной личности.

Политическая  культура общества формируется под  воздействием ряда факторов:  социальные революции, войны; характер внешних  отношений страны (традиции завоевательной политики, агрессивность по отношению  к другим странам),  политическая система в целом, её институты (партии, общественные организации), символы (флаг, герб, гимн), церковь.

Информация о работе Шпаргалки по "политологии"