Шпаргалка по Политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:49, шпаргалка

Краткое описание

Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не сводима к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.
Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрения типов взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения. Так, взаимодействие управляемых и управляющих может строиться на согласии, основанном на признании справедливыми формальных правил формирования и функционирования власти (например, свободные выборы, принцип разделения властей), или на предпочтении в общественном сознании определенных ценностей и стандартов поведения (например, законопослушность, политическая активность и т. д.).

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 364.79 Кб (Скачать файл)

24. Государственная власть в  Российской Федерации.

Российская Федерация  – Россия – есть демократическое  государство, в котором власть разделена  на три составляющие: законодательную, исполнительную и судебную.

1   Президент РФ

•     является главой государства;

•     является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

•     принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

•     обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

•     определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

•     представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

2   Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ. Оно со стоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

К ведению Совета Федерации относятся:

•     утверждение изменений границ между субъектами РФ;

•     утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;

•     назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности;

•     назначение на должность судей Конституционного Суда и Генерального прокурора и освобождение последнего от нее;

•   решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами государства.К ведению Государственной Думы относятся:

•     дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ;

•     решение вопроса о доверии Правительству;

•     назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ;

•     объявление амнистии;

•     выдвижение обвинений против Президента РФ для отрешения его от должности.

3   Правительство РФ.

•     осуществляет исполнительную власть;

•     разрабатывает и представляет федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

•     обеспечивает проведение в РФ единой финансово-кредитной и денежной политики;

•     обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

•     осуществляет управление федеральной собственностью;

•     осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

•     осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

4   Суды РФ Конституционный Суд:

•     разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти РФ и субъектов федерации Конституции РФ;

•     разрешает споры о компетентности между органами государственной власти;

•     дает толкование Конституции РФ;

•    дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений Президенту РФ. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам,

подсудным судам общей  юрисдикции.

Высший арбитражный  суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

25. Гражданское общество и правовое  государство.

Правовое государство  — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права, и реализуются: 
* права и свободы человека;  
* равенство всех перед законом;  
* принцип разделения властей;  
* разрешение конфликтов через справедливый суд.  
 
Для правового государства характерно: 
* наличие развитого гражданского общества;  
* действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;  
* правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;  
* возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;  
* ограничение государственной власти.  
 
В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства. 
 
Антитезой правового государства является деспотическое государство, в котором правители и чиновники действуют произвольно, равенство перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке. 
 
Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям. 
 
Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом.  
В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить. 
 
Принципы правового государства были реализованы на практике при образовании США.  
 
Концепция гражданского общества 
Гражданское общество — это негосударственная часть общества. В современном понимании— это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.  
Гражданское общество — это общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения.  
Гражданское общество имеет сложную структуру, которая включает в себя: хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения. Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества. 
 
Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. 

   

26. Политические партии . типологии политических партий.

 Согласно Конституции руководящей силой в обществе и государстве является Коммунистическая партия Китая. Это означает, в частности, что она не может быть отстранена от власти, путем выборов без изменения Конституции и при сохранении существующей политической системы. КПК, по существу, выполняет властные функции. Все важнейшие мероприятия осуществляются по директивам, указаниям партии. Это относится как к кардинальным событиям, преобразующим лицо страны, так и к решению частных вопросов в масштабах административно-территориальных единиц или, например, предприятий.

 

КПК строится по территориально-производственному признаку. Ее органы создаются в общегосударственном масштабе, в административно-территориальных единицах, а также на предприятиях, в учреждениях, вооруженных силах и т. д.

 

В Китае существуют восемь других политических партий, объединяющих представителей различных слоев общества, а иногда лиц определенных профессий. К числу  демократических партий, относятся: Революционный комитет гоминьдана, Ассоциация содействия развитию демократии, Демократическая лига. Партия стремления к справедливости, Общество Цзюсань, Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев. Иногда распространяет заявления нелегальная организация, называющая себя Демократической партией.

 

В соответствии с уставами этих партий все они в настоящее время  называются «партиями, участвующими в  политической жизни», осуществляющими  свою деятельность под руководством КПК, которое безоговорочно признают. Определенную самостоятельность проявляют  эти партии в деле развития экономики, науки и техники, здравоохранения, образования и культуры. Важная роль отводится этим партиям в налаживании  тесных многосторонних (в том числе  и экономических) контактов с  этническими китайцами, проживающими за рубежом, в работе с реэмигрантами, а также в реализации политического  курса КНР на мирное воссоединение  с Тайванем на принципах «одно  государство – две системы».

 

По существу, действуют только центральные  органы этих партий; они не создают  своих отделений в административно-территориальных  единицах, не имеют организаций в  учреждениях и на предприятиях.

 

В Китае принята и осуществляется концепция единства общественных организаций  и движений. Это означает, что  путем применения государственных  мер и мероприятий правящей партией, «сверху», созданы единые профсоюзные, женские, молодежные и иные общественные объединения. В Китае нет нескольких различных профсоюзных центров  или, например, различных женских  организаций; в масштабах страны существует только одна такая организация.

 

В Китае создана и действует  особая общественно-политическая организация  типа народного фронта – Единый фронт различных партий и общественных организаций. В его состав входят все существующие в стране партии и более или менее массовые общественные объединения. В рамках Фронта, в его центральном органе – Народном политическом консультативном  совете – осуществляется согласование различных мнений, вырабатывается общая  позиция по принципиальным вопросам развития страны.

 

Общественные или «народные» организации: Коммунистический союз молодежи Китая, Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодежи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Китайская  ассоциация деятелей науки и техники, Всекитайская ассоциация соотечественников-тайваньцев, Всекитайская ассоциация реэмигрантов, различные организации дружбы с зарубежными странами.

Партии не однородны и  разделяются по разным признакам. По характеру функционирования выделяют кадровые и массовые партии.

 

Кадровые партии – политические организации, отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, отсутствием  четкой структуры и членских взносов. Они действуют преимущественно  в период предвыборных кампаний и  в парламентах. Они опираются  на профессиональных политиков и  финансовую поддержку бизнеса и  отдельных граждан.

 

Массовые партии – политические организации, отличающиеся многочисленностью, четкой организацией, обязательностью  членских взносов. Они действуют  постоянно, выполняя главным образом  идеологическую и воспитательную функции.

 

По характеру политического  поведения в обществе можно выделить два типа партий: 1) демократические  – политические организации, отличающиеся положительным отношением к политическому  плюрализму в обществе, терпимостью  к другим партиям и межпартийной конкуренции; 2) тоталитарные – политические организации, стремящиеся к монопольному владению властью и господству, абсолютному  подчинению себе других политических институтов, к искоренению инакомыслия  и утверждению единой идеологии  в обществе. Для достижения своих целей они объединяют все общественные силы, способные противостоять существующему строю.

 

По месту в политической системе и в зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные.

 

Правящие партии – политические организации, реально обладающие политической властью в государстве. Они способны производить общественные изменения.

 

Оппозиционные партии – политические организации, не принимающие участия  в правящих органах или занимающие в обществе второстепенное положение. Они влияют на решения правящей партии путем неформальных, несанкционированных  действий – массовых выступлений, забастовок, формированием общественного мнения. Оппозиционные партии делятся на легальные, полулегальные и нелегальные. Легальными партиями являются те, которые разрешены законом и зарегистрированы. Полулегальные партии не зарегистрированы, но и не запрещены законом. Нелегальные партии запрещены государством и часто действуют в условиях подполья и конспирации.

 

По идеологической направленности партии делятся на: а) консервативные – выступают за неизменность традиционных устоев общества, за сохранение правящего  строя и политической системы; б) либеральные – ориентируются  на социальные изменения и общественный прогресс, на демократизацию общества, обеспечение свобод личности и равноправия  граждан, достижения согласия между  всеми слоями общества; в) правые –  отстаивают незыблемость частной собственности  и существующего порядка в  обществе; г) левые – нацелены на проведение реформ или свершение революций; д) радикалистские – могут занимать в отношении правящего строя разные позиции, их существенной чертой является настроенность на непримиримую вражду, конфронтацию в обществе, они склонны использовать незаконные, насильственные средства.

27. Партийные системы и их  типологии.

Партии в процессе своей  деятельности вступают между собой  в определенные отношения, которые  именуются партийной системой. Участники партийной системы — все партии, в том числе легальные и полулегальные, партии с высоким и низким уровнем влияния на политическую жизнь страны. Таким образом, партийная система общества — это совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий с принципами их взаимоотношений  
 
Внутри самих партийных систем нередко заключаются партийные соглашения, т.е. соглашения между партиями, которые чаще всего называются блоками и коалициями.  
 
В политологической литературе на типологию партийных систем есть различные точки зрения. Согласно одной из них существуют буржуазно-демократическая, фашистская, авторитарная и социалистическая системы. Иногда выделяется и переходная партийная система. Однако на современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем,основанная на чисто количественном критерии, — на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу все партийные системы делятся на одно, двух и многопартийные.  
 
Однопартийные системы возникают в результате стремления государства слить все партии в одну, лояльную ему, а также монополизировать всю политическую власть (например, КПСС в бывшем СССР). В однопартийной системе существующая партия не имеет конкурента, способного вместе с ней вести борьбу за государственную власть. В таком обществе устанавливается авторитарный или тоталитарный режим, что пагубно сказывается на развитии демократических структур.

 
 
Двухпартийные системы предполагают существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой. Каждая из них в состоянии самостоятельно завоевать большинство в парламенте, создать свое правительство и стать, таким образом, правящей партией. Проигравшая партия на этот период становится оппозиционной. Классическим примером двухпартийной системы являются США и Великобритания.  
 
Много партийная система характеризуется тем, что в ней реальный шанс завоевания государственной власти имеет более двух партий. При такойсистеме обычно создается коалиционное правительство, опирающееся на большую часть членов парламента. Многопартийные системы свойственны, например, политической жизни Италии, Бельгии, Голландии.  
 
Известно, что в борьбе за власть участвуют союзы, блоки партий. Партии, выступающие вне этих блоков, практически не имеют шансов на победу в борьбе за власть. Об этом убедительно свидетельствует опыт политической жизни Франции последних десятилетий, где накануне президентских, парламентских, кантональных выборов обычно формируются два блока — правых и левых сил.  
 
В некоторых странах в условиях двух и многопартийности действует и так называемая система кооперирования партий. Ее сущность состоит в том, что конкурирование партий между собой ведется только в период подготовки и проведения выборов, а затем сменяется сотрудничеством. Такой ситуации чаще всего содействуют установившееся равновесие политических сил, выдвижение на первый план общих интересов страны, например защиты отечества в связи с угрозой войны и т.

Информация о работе Шпаргалка по Политологии