Шпаргалка по Политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:49, шпаргалка

Краткое описание

Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не сводима к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.
Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрения типов взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения. Так, взаимодействие управляемых и управляющих может строиться на согласии, основанном на признании справедливыми формальных правил формирования и функционирования власти (например, свободные выборы, принцип разделения властей), или на предпочтении в общественном сознании определенных ценностей и стандартов поведения (например, законопослушность, политическая активность и т. д.).

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 364.79 Кб (Скачать файл)

п.  
 
Существует и так называемая система номинации. Для нее характерно наличие партии, занимающей особое место в политической жизни государства, т.е. когда одна партия осуществляет власть непрерывно и относительно долго (десятилетие и более). Такое возможно при отсутствии коалиции, слабости оппозиции со стороны других политических партий, наличии избирательной системы, отдающей предпочтение традиционно влиятельным партиям и др. Системы номинации действуют, к примеру, в Индии, Швеции, Японии.  
 
Свои особенности развития имела партийная система бывших социалистических стран. На первом этапе ее возникновения обозначилась тенденция к функционированию так называемой системы кооперирования партий. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин впоследствии она не привела к установлению подлинной и устойчивой многопартийности в странах социализма, в том числе и в бывшем СССР.  
 
Необходимо отметить, что типология партийных систем не является универсальной, ибо они постоянно изменяются в соответствии с изменениями в общественном строе государств. Примером тому может служить преобразование партийных систем в бывших странах социалистического содружества и СНГ. В этих государствах происходят глубокие преобразования экономической, социальной и политической структур общества, идет процесс перехода от одно-партийности к многопартийности. Сложно и многотрудно формируется современная партийная система Республики Беларусь

28. Партийная система Российской  Федерации .

Партийная система России. 
Партийная система  России начала складываться в начале 90-х годов. 
В 1999 году в России было зарегистрировано 139 партий; 
2004 год – 48 партий; 
2005 год – 36 партий; 
2008 год – 14 партий. 
2009 год – 7 партий. 
Сокращение численности политических партий в России объясняется несколькими причинами: 
- многие политические  партии были малочисленными, не имели чётких программных документов и организационных структур и не пользовались авторитетом у народа; 
- экономический кризис поставил вопрос о совершенствовании политической системы. Были приняты законы, ужесточающие требования к политическим партиям, вследствие чего произошло сокращение численности политических партий; 
- «селекционная» политика Кремля, которая направлена на упрочение позиций правящей партии «Единой России», выражающаяся в принятии жёсткого законодательства в отношении партий, и тут, политическое равнодушие народа в отношении других политических партий ей на руку. 
По закону, политические  партии должны насчитывать не менее 50 тыс. членов, иметь региональные отделения – обязательное условие, участвовать в выборах в течение 5 лет (в противном случае, по решению суда её деятельность будет прекращена). Все 450 Депутаты Государст¬венной Думы будут избираться только по партийным спискам, с 5 до 7% повысился порог прохождения в неё. 
На сегодняшний день партийная система России представлена четырьмя парламентскими партиями, прошедшими в Государственную Думу на выборах 2007 года: «Единая Россия» – «партия власти», «Справедливая Россия» – левоцентристского направления, ЛДПР – популистская партия и КПРФ – леворадикальная. Из них к оппозиционной партии можно отнести только КПРФ. ЛДПР и «Справедливая Россия» вполне терпимы по отношению к Кремлю. 
«Единая Россия» лидирует в партийной системе – это партия чиновников, куда входит большинство депутатов Государственной Думы, большинство губернаторов, администраторы – представители региональной власти и местных органов самоуправления. «Справедливая Россия» после своего создания в 2006 году, пыталась конкурировать с «Единой Россией» и быть ближе к Путину, но, после того, как Путин возглавил список «Единой России», она фактически превратилась в спарринг-партнера «партии власти», для которого она нужна была для преодоления 7% барьера на выборах. ЛДПР с 1990 года, в полной мере, воспользовалась протестными настроениями, в условиях экономического спада и морального кризиса в начале 1990-х годов. Это ярко выраженная «лидерская партия», но все её перспективы тесно связаны с харизматичной личностью ее вождя В. Жириновского, которого поддерживают две группы избирателей: аутсайдеры, выражающие своё неприятие элиты, или, скорее всего, демонстрация этого неприятия, и молодежь, которая голосует за В. Жириновского, как за самого яркого эпатажного политика. Однако, резко критикуя элиту, Жириновский успешно сотрудничает с Кремлем, проявляет при этом почти безграничную способность договариваться. 
КПРФ, идейная преемница КПСС, с 1993 года возглавляемая Г, Зюгановым, не может считаться лидерской партией. Её поддерживают, в основном, пожилые избиратели, ностальгирующие по СССР. Поэтому, значительные реформирования для неё невозможны – не поддержит электорат. Кроме того, в последнее время, усиливающиеся в партии сталинистские тенденции, устраивают власти, так как это ограничивает влияние КПРФ, делает партию еще более архаичной, делает невозможной апелляцию к городским средним слоям и молодежи, затрудняет победу на выборах. Уже очевидно, что даже самые стойкие сторонники партии уже не верят в приход партии к власти. Кроме того, КПРФ, несмотря на искреннюю оппозиционность, действует в рамках существующей политической системы, определяемой Кремлём, довольно-таки, осторожно, придерживается границ возможной критики и не сотрудничает с радикальной оппозицией, которая выходит за пределы партийного спектра. 
Из непарламентских партий, нужно назвать Российскую демократическую партию «Яблоко», леволиберального направления, имеющую давнюю историю, и праволиберальную – «Правое дело». На выборах в 2003 и 2007 годах обе партии потерпели поражение, особенно в 2007 году, не набрав даже 3% при 7% избирательном пороге. В информационном поле они представлены слабо, а значительная часть общества считает, что они ответственны за те социально-экономические проблемы, которые имели место в начале 90-х годов. 
Сохраняет свой статус и партия «Патриоты России», основанная бизнесменом Г. Семигиным, лояльным Кремлю, пытавшимся в борьбе с Г. Зюгановым взять контроль над КПРФ. На выборах 2007 года эта партия действовала на электоральном поле КПРФ, отбирая голоса избирателей. Скорее всего, в этом качестве она может быть востребована и в дальнейшем, потому как КПРФ остается оппозиционной политической партией и продолжает критиковать власть. 
Доминирование «Единой России» в партийной системе очевидно, конечно же, на это повлияло, что впервые в российской истории президент, чрезвычайно популярный, возглавил избирательный список партии. Это резко повысило рейтинг политической партии и полностью объединило вокруг нее всю систему исполнительной власти. 
В этой ситуации, всем понятно, что ни одна политическая партия, кроме «Единой России», не претендует на власть. Другие партии ограничены в своих возможностях, да и авторитет их среди населения невысок. Исключением можно было бы назвать КПРФ, но «пенсионный» электорат у неё сокращается, а работа с другими группами избирателей налаживается крайне непросто. 
Таким образом, замены для «Единой России» в качестве лидирующей политической силы нет, можно сказать, что нет дееспособной оппозиции, которая могла бы быть страховочным механизмом в случае масштабных кризисных ситуаций. И если «Единая Россия» не сумеет справиться с кризисными ситуациями в стране, потеряет свой электорат, то ни одна партия не сможет предстать в качестве серьёзной оппозиции. Здесь таится опасность деградации, выстроенной сверху, партийной системы. Возникший вакуум могут заполнить внесистемные элементы, а также, радикальные политические силы, как левые, так и правые. Сейчас они находятся в маргинальном состоянии, но такими же «маргиналами» считались в 1987-1988 годах тогдашние «неформалы», а позиции почти двадцатимиллионной КПСС казались незыблемыми.

Официальные итоги выборов 2007 года 
1 «Демократическая партия России» – 0,13% 
2 «Единая Россия»                                        -    64,26 
3 Российская политическая партия Мира и Единства 
4 «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ) –  11,59% 
5 «Союз правых сил» (СПС)                                                                             –  0,96% 
6 «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) –  8,15% 
7 «ЯБЛОКО»                                                                                                   –  1,59% 
8 «Патриоты России»                                                                             –  0,88% 
9 Российская экологическая партия «Зеленые» 
10 «Аграрная партия России» (АПР)                                           –  2,31% 
11 «Народный Союз» 
12 «Гражданская Сила»                                                                     –  1,06% 
13 «Партия социальной справедливости»                              - 0,22% 
14 «Справедливая Россия: РОДИНА/ ПЕНСИОНЕРЫ/ ЖИЗНЬ»  - 7,76%

4 декабря 2011 года россияне в шестой раз будут выбирать депутатов Государственной Думы. 
Согласно информации с вебсайта министерства юстиции, по состоянию на 25 июня 2011, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий

29. Лоббизм и его виды.

Лоббизм – протекционизм, агитация и представление чьих-либо политических либо экономических интересов  в органах государственной власти. Лоббизм жестко связан с политической властью. Наблюдается такая закономерность :лоббизма больше там, где больше реальной власти. Лоббизм – признак власти.

В соответствии с целями, преследуемыми группами интересов, лоббизм может подразделяться на экономический, социальный, социокультурный. Исходя из сфер деятельности различают отраслевой и региональный лоббизм. В зависимости от объектов лоббирования (на кого направлено лоббистское воздействие) выделяют парламентский, президентский, правительственный лоббизм.По отношению к политической системе классифицируют лоббизм внешний (давление оказывается на органы власти со стороны) и внутренний (когда представители заинтересованных групп – депутаты парламента, члены правительства, окружение президента, президент – «вписаны» в политические институты). 
 
Парламентский лоббизм нацелен на принятие законов, удовлетворяющих определенные групповые интересы. Поэтому основными методами лоббирования здесь выступают работа в парламентских комитетах и комиссиях по разработке законопроектов, а также дебаты и слушания в парламенте.

Главными лоббистами являются депутаты и служащие парламента, а  также эксперты, привлекаемые к разработке проектов законов. Заинтересованная группа ожидает от депутата эффективного представительства  своих интересов в парламенте. В свою очередь депутат, лоббирующий  интересы определенной группы, рассчитывает на ее финансовую и организационную  поддержку в период выборов. 
 
Значение правительственного лоббизма определяется прежде всего тем, что в органах исполнительной власти разрабатываются различные законопроекты и решения, поступающие затем на утверждение в парламент. Кроме того, правительственный лоббизм – это широкие возможности в толковании законов институтом исполнительной власти. Лоббируя интересы той или иной корпорации, высокопоставленный чиновник питает надежду на то, что после ухода в отставку он сможет занять в ней один из ведущих постов.

 
 
К внешним лоббистам относятся  многочисленные лоббистские организации: юридические фирмы, агентства по связям с общественностью, различные  консультативные бюро, ассоциации бизнеса  и т. п. В этих фирмах, как правило, работают специалисты и эксперты, имеющие опыт взаимоотношений с  органами государственной власти, знающие  все тонкости механизмов принятия решений  и имеющие возможности влияния  на принятие этих решений. Фирмы предоставляют полный спектр услуг для своих клиентов – от информационной поддержки до организации лоббистских кампаний. Внутреннийлоббизм осуществляется политиками, лоббирующими групповые интересы внутри государственных органов власти (см. парламентский и правительственный лоббизм).

30. Политическая культура : содержание, структура, разновидности.

Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.

В политической науке нет  единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют десятки определений этого явления. Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:

а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о  политических объектах и идеях;

б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении  политических объектов;

в) оценочную ориентацию –  суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к  политическим объектам и событиям неких  оценочных критериев.

В данном определении выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как  совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).

Данная концепция политической культуры призвана объяснить тот  факт, что сходные по форме политические системы и их институты в разных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах.

Итак, политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.

Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:

Культура политическогосознания

Культура политическогоповедения

Культурафункционированияполитических институтов

Политические представления  и убеждения

Культура политического  участия

Культура электорального процесса

Политические ценности, традиции, обычаи и нормы

Культура политической деятельности

Культура принятия и реализации политических решений

Политические установки

 

Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов


Политическая культура, как  и всякая иная, передается от поколения  к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.

Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:

  1. фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
  2. является продуктом естественно-исторического развития общества;
  3. имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;
  4. характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Политическая культура выполняет  в обществе определенные функции:

  • идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе;
  • ориентации, объясняя смысл политических явлений;
  • адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения;
  • интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;
  • коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.

31. Политическая  культура России.

Рассмотрение этого вопроса  связано с выявлением особенностей современной политической культуры. При этом надо иметь в виду, что  в России веками ориентировались  по преимуществу на нормы общинного  коллективизма, воплощавшие приоритет  семьи, общины, сословия, государства  перед целями и ценностями отдельной  личности.  
 
Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие. Важно понять, что заидеологизированность мышления большинства граждан России, определяющая непримиримость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись препятствием освоении опыта демократического развития других стран. В идеологизированном обществе политики выражали лишь один интерес - интерес государства. Участие в: политике, возможно, было только на стороне государства, только в борьбе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению в политике принципа "кто не с нами - тот против нас".  
 
Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (от лат. etat - государство) - вера в государство, доминирование государства, при котором общество занимает подчиненное положение по отношению к государству.  
 
В современный период важным условием демократического развития российского общества является освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Вместе с тем процесс этот длительный, проходящий через этап фрагментарной модели политической культуры. Политическая культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности создает крайнюю неустойчивость общественных отношений, обусловливает падкость на обещания, повышенную восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупность институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности. 

 

Информация о работе Шпаргалка по Политологии