Шпаргалка по Политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:49, шпаргалка

Краткое описание

Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не сводима к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.
Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрения типов взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения. Так, взаимодействие управляемых и управляющих может строиться на согласии, основанном на признании справедливыми формальных правил формирования и функционирования власти (например, свободные выборы, принцип разделения властей), или на предпочтении в общественном сознании определенных ценностей и стандартов поведения (например, законопослушность, политическая активность и т. д.).

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 364.79 Кб (Скачать файл)

Данным понятием обозначаются также группы лиц, имеющих высокое  положение в обществе, активных в  политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством: профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями  и полномочиями, высшие государственные  служащие.

Основные функции политической элиты – руководство и управление обществом, выработка ценностных ориентаций и задач его генезиса, программ развития государства, мобилизации общества на решение актуальных задач, его стабилизация и интеграция.

Типология политической элиты  по вертикали:

– высшая – принимающая значимые для всего государства решения;

– средняя – губернаторы, депутаты парламента, лидеры политических партий и движений;

– низшая – политические деятели местного масштаба.

Типология политической элиты  по горизонтали:

– федеральная – на уровне всего государства;

– провинциальная – на уровне округов, областей.

По своей структуре  властная элита может быть подразделена:

– на государственно-управленческую;

– партийно-политическую;

– общественно-политическую;

– корпоративно-административную и олигархическую;

– военно-политическую;

– научно-консультационную;

– контрэлиту и др.

Политическая элита делится  также:

– на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью;

– оппозиционную, которая к получению данной власти стремится, находясь в состоянии конфронтации с правящей.

В большинстве стран Запада существует не единая господствующая политическая элита, а функциональные элиты, которые составляют лица, обладающие квалификацией, необходимой для  выполнения определенных весьма важных для общества руководящих функций. Французский политолог Р. Арон выделил пять следующих категорий управляющих:

1) высшее политическое руководство;

2) высшая гражданская администрация и военное руководство;

3) владельцы или управляющие предприятиями, банками;

4) лидеры профсоюзов и политических партий;

5) руководители СМИ, интеллектуалы, священники.

Политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит  направление и ход политического  развития общества, функционирование политической системы.

Цели деятельности политической элиты – создание устойчивого равновесия политических сил, формирование стабильного и эффективного режима (политической системы общества), разработка и обеспечение стратегического курса эффективного, конкурентоспособного и демократического развития. По мере развития общества требования к уровню его управления, в том числе и к качеству политических элит, возраст

13. Политические элиты в России.

1   Политическая элита в России более всего заслуживает названия "политический класс". Традици онные представления об элите в западной политологии связаны с тем, что власть и ее привилегии воз никли в странах Запада как результат обладания собственностью на средства производства

А в России обладание монопольной  политической властью всегда обеспечивало и обладание национальной собственностью.

Термин "политический класс" или "правящий класс" обычно используют по отношению к странам, где не завершен процесс индустриализации, отсутствуют четко сложившиеся  социально-экономические интересы групп. В таких странах разделительной линией между ними выступает отношение  не к собственности, а к власти. Правящий класс представляет собой  совокупность индивидов, обладающих монополией на власть и осуществляющих властно-управленческую функцию над бесправным, зависимым  населением.

К началу XVII века в России сложилась внутренняя структура  правящего класса, которая состояла из трех основных групп: офицерского  корпуса, чиновников, поместных землевладельцев. "Табель о рангах" (1722) закрепил высокий статус правящего класса и его структуру. Рекрутирование на высшие должности в государстве осуществлялось на основе патронажно-клиентальных связей (т.е. с помощью личного покровительства самодержца). Социальной базой правящей элиты было служивое сословие.

2   После социалистической революции власть в стране сосредоточилась в руках "нового класса" (М. Джилас), который составляли революционеры, полуграмотные рабочие и военнослужащие, всту пившие в Коммунистическую партию. Партийная система служила внешним оформлением и одновре менно прикрытием классовой сущности его господства. Получив монопольную власть и подчинив себе государство, "новый класс", по словам М. Джиласа, стал монопольно распоряжаться национальной соб ственностью. Социалистическая собственность явилась основой абсолютной власти "нового класса", источником его привилегий.

•     основное ядро номенклатурной элиты, по существу, сохранило свои позиции в новом российском обществе. Часть ее перешла в бизнес, а часть – в государственные институты: администрацию президента, правительство; кроме того, номенклатурная элита сохранила многие свои позиции в провинции;

•     в 1990-х годах начала формироваться "новая элита", которую представляли молодые, энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесом. Сегодня они выражают интересы не только быстро обогащающихся групп финансового, банковского, торгового капиталов, но и криминальных структур. Некоторые из них пошли в политику, а часть осталась в бизнесе;

•     в республиках, регионах началось выдвижение влиятельного слоя этнократии (интеллектуальных, политических, культурных лидеров, носителей местного национального сознания), ставшего новой региональной политической элитой.

Фактически процесс перераспределения  политической и экономической власти в России завершается. Появились  очень мощные финансовые и промышленные группы, концентрирующие в своих  руках значительные капиталы, с помощью  которых они могут существенно, если не решающим образом, влиять на процессы принятия политических решений.

14. Политическое лидерство. Типологии  лидеров.

1.  Политическое лидерство — это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти. Лидерство – феномен власти, способность одного лица заставлять что-либо делать других.

2. К основным функциям политического лидерства относятся:  

  • определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция); 
  • интеграция общества, объединение народных масс (интегративная функция); 
  • нахождение и принятие оптимальных политических решений (управленческая функция); 
  • социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе (защитная функция); 
  • коммуникация власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства (коммуникативная функция); 
  • инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей (мобилизационная функция); 
  • легитимация политического строя (функция легитимации).

3. Теории политического лидерства. 

теория «личностных  черт» (нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера,социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли,отсутствие излишних переживаний), (либо интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей,экстравертность, восприимчивость и умение понимать других).

ситуативная теория (в экстремальных условиях функционирования общества политическому лидеру национального масштаба понадобятся такие качества как: 

  • умение формулировать новые творческие цели, эвристические программы и идеологии в условиях, когда утеряны старые ориентиры, общество расколото, в нем царят апатия и анархия; 
  • способность персонифицировать фундаментальные национальные ценности для конкретного исторического периода; 
  • готовность выходить за рамки бюрократических процедур при принятии решений в экстремальной ситуации; 
  • способность связывать базисные актуальные интересы с историей страны, традициями современного и предшествующих поколений; 
  • искусство создавать принципиально новую модель поведения и мышления, которая будет тиражироваться и распространяться во всем обществе; 
  • умение внушить нации веру и оптимизм, помочь ей преодолеть неуверенность, комплекс вины и неполноценности).

теория конституентов (решающая роль последователей лидера, «короля играет свита»).

психологические теории лидерства (три основных направления: психоаналитическое, мотивационное и прикладное).

Лидерство следует  рассматривать как многомерное  понятие.

Проявления лидерства  достаточно разнообразны. Предпринимавшиеся попытки их классификации и типологизации вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков (переменных). В зависимости от количества классификационных признаков й их содержания системы типологий бывают простыми исложными. Так, количественный показатель (число лидеров) позволяет «развести» единоличное лидерство и коллективное.

Типологию лидерства  на основе учета личных качеств лидера и конкретной ситуации, в которой он выполняет свои функции, предложил немецкий социолог М. Вебер в работе «Харизматическое господство». В качестве классификационного признака он выдвинул понятие «авторитет», которое определяет как «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах власти. Соответственно М. Вебер выделил три типа господства -традиционное, рационально-легальное, харизматическое.

Традиционное  лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит со сцены, тем не* менее он до сих пор сохраняется в ряде стран (например, в некоторых странах Персидского залива).

Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Харизматическая власть, отмечал М. Вебер, «характеризуется личной преданностью подданных человеку и их верой только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие отличительные свойства, превращающие его в вождя». Именно такова харизматическая власть, которой пользовались пророки, а в области политики - военачальник, получивший одобрение на плебисците, суверен, «великий демагог или глава политической партии». Харизматическое лидерство присуще переходным обществам, проводящим модернизацию, поэтому харизматическое господство может создавать условия либо для традиционной власти (например, для возвращения к институту монархии), либо для рационально-легальной. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.

Рационально-легальное  лидерство олицетворяет бюрократия. Власть авторитета признается в силу «легальности», в силу веры в правомерность правового статуса и «компетенции», основанной на рационально установленных законах. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство получает распространение во все большем количестве государств, а традиционное и харизматическое лидерства сходят с исторической сцены.

Одной из наиболее современных  и общераспространенных типологий  лидеров является система М. Херманн, которая классифицирует лидеров на основе имиджа. «Имидж» в переводе с английского означает «образ». Это визуальная привлекательность личности. Естественно, каждый человек живет признанием себя другими, это тем более свойственно лидерам. М. Херманн выделяет четыре образа лидеров (по подобию идеальных типов М. Вебера) на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его сторонников; способов взаимосвязи лидера и его сторонников; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый собирательный  образ лидера - это лидер-знаменосец. Его отличают собственный взгляд на реальность, наличие оораза желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и способы преобразований. Для понимания данного типа лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди. В. И. Ленина.Мартина Л. Кинга и др.

Информация о работе Шпаргалка по Политологии