Шпаргалка по Политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:49, шпаргалка

Краткое описание

Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не сводима к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.
Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрения типов взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения. Так, взаимодействие управляемых и управляющих может строиться на согласии, основанном на признании справедливыми формальных правил формирования и функционирования власти (например, свободные выборы, принцип разделения властей), или на предпочтении в общественном сознании определенных ценностей и стандартов поведения (например, законопослушность, политическая активность и т. д.).

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 364.79 Кб (Скачать файл)

    В президентской  республике президент избирается  независимо от парламента либо  коллегией выборщиков, либо народом  и одновременно является главой  государства и правительства.  Он сам назначает правительство  и руководит его деятельностью.  Президент наделяется правом  отлагательного вето (от лат. "запрет") на решения законодательного органа.

    В парламентской  республике правительство формируется  законодательным органом и отвечает  перед ним. Парламент может  путем голосования выразить вотум  недоверия деятельности правительства  в целом, главы правительства,  конкретного министра.

    Официальной главой  государства является президент,  который избирается либо парламентом,  либо коллегией выборщиков, либо  прямым голосованием народа. Его  обязанности обычно ограничиваются  представительными функциями, которые  мало чем отличаются от функций  главы государства в конституционных  монархиях. Реальной главой государства  выступает руководитель правительства.

    Смешанные республики (полупрезидентские, полупарламентские). Их характерной чертой является двойная ответственность правительства и перед президентом, и перед парламентом. Президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства председательствует на заседаниях кабинета министров утверждает его решения.

    Парламент имеет  возможность контролировать правительство  путем утверждения ежегодного  бюджета страны, а также посредством  права вынесения правительству  вотума недоверия.

 

Правовое государство

    Правовое государство  - это ферма организации и деятельности  государственной власти, при которой  само государство, все социальные  общности, отдельный индивид уважают  право и находятся в одинаковом  отношении к нему. В таком случае  право выступает способом взаимосвязи  государства,   общества   и   индивида.   Принцип   правового   государства

    Предполагает, что  все правовые акты соответствуют  основному закону страны - конституции.

    Отличительные  признаки правового государства:

   ~ верховенство закона  во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и  обязанности участников общественных  отношений. В законах учитываются  тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности  общества;

   гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация гарантий обеспечивается  через принцип невмешательства  государства в дела гражданского  общества и обязанностью государства  создавать условия для реализации  прав личности;

   ~ взаимная ответственность  государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;

   ~ принцип разделения  власти на законодательную, исполнительную и судебную.

     Социальное  государство представляет собой  форму организации государственной  власти, для которой свойственна  забота о благосостоянии граждан,  создании достойных условий существования,  равных возможностей реализации  их талантов и способностей, благоприятной  среды обитания. Такое государство  формирует новый тип социальных  связей между людьми, основанный  на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского  согласия.

    Функции социального  государства не сводятся к  поддержке малообеспеченных семей,  инвалидов, пенсионеров, безработных.  Оно принимает на себя ответственность  за поддержание своих граждан,  социальный мир в обществе. Становление  социального государства в промышленно  развитых странах представляет  собой новый шаг в государственном  строительстве.

 

Особенности реформирования государственного устройства в современной  России

    Государственное  устройство России исторически  складывалась так, что сочетало  в себе элементы унитарного  государства, федерации и конфедерации.

    Унитарным оно  было с точки зрения применения  власти. Унитарное - это единое  государство, с единой конституцией  и гражданством, единой системой  высших органов власти, права  и судопроизводства. Функционирует  единая система законодательства, единая правовая; и денежная системы.

    Федеративным оно  могло считаться потому, что создавалось  нередко на базе договоров  как союзное, то есть народ  вступал в Российскую империю  (или Советский Союз).

    Федерация - это  такое государство, которое имеет  в своем составе государственные  образования (республики, штаты,  кантоны, провинции, земли), обладающие  определенной самостоятельностью, со своим административно-территориальным  делением и законодательством.

    В федерации  имеются высшие федеральные органы  власти и высшие: органы власти  на уровне субъектов федерации.  В федерации существуют два  уровня власти: федеральный и  республиканский. Полномочия органов  власти обоих уровней разграничены  федеральной конституцией. Для федерации  характерно наличие двойной правовой  системы, двойного гражданства,  двухпалатного парламента, одна  из палат которого представляет  интересы субъектов федерации,  а вторая - общенациональные интересы.

    Конфедеративным  было потому, что некоторые государства  сохраняли за собой право выхода  или добивались этого права  различными способами, в том  числе с помощью международного  сообщества, как, например, Польша  и Финляндия.

    Конфедерация - достаточно  рыхлое объединение государств. Они существовали в определенные  исторические периоды в ряде  стран, но очень быстро распадались  или становились федерациями.  На практике конфедерация обычно  являет собой союз нескольких  независимых государств, объединяющихся  для проведения единой политики  в определенных целях. В конфедерации  отсутствуют единый высший законодательный  орган, единое гражданство, а  страны- участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность.

 

    По Конституции  Советский Союз представлял собой  федерацию, а по способам применения  или реализации самостоятельности  - унитарное государство. Право  на самоопределение, вплоть до  отделения и образования самостоятельного  государства, было записано во  всех конституциях республик  СССР, и в начале 90-х гг. оно было использовано всеми союзными республиками.

    После распада  СССР перед Россией остро встал  вопрос о формировании новой  государственности, о принятии  новой Конституции. Россия сейчас  представляет собой федерацию,  но фактически весьма сильны  центробежные процессы перехода  от федерации к конфедерации.

    В России сформировалась  конституционно-договорная федерация,  то есть наряду с Конституцией  отношения между центром и  субъектами федерации определяются  и на базе двусторонних договоров.

 

Государственная власть в  Российской Федерации

    Президент РФ:

  является главой государства;

  является гарантом  Конституции РФ, прав и свобод  человека и гражданина; принимает  меры  по  охране  суверенитета  РФ,  ее  независимости  и  государственной целостности;

  обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие  органов государственной власти;

  определяет основные  направления внутренней и внешней  политики государства;

  представляет РФ внутри  страны и в международных отношениях.

    Федеральное Собрание  РФ является представительным  и законодательным Органом РФ. Оно состоит из двух палат  - Совета Федерации и Государственной  Думы.

   К ведению Совета  Федерации относятся:

  утверждение изменений  границ между субъектами РФ;

  утверждение указов  Президента о введении военного  и чрезвычайного положения;

  назначение выборов  Президента РФ и отрешение  его от должности;

  назначение на должность  судей Конституционного Суда  и Генерального прокурора и  освобождение последнего от нее;

  решение вопроса о  возможности использования Вооруженных  Сил РФ за пределами государства.

    К ведению Государственной  Думы относятся:

  дача согласия на  назначение Председателя Правительства  РФ;

  решение вопроса о  доверии Правительству;

  назначение на должность  и освобождение от нее Председателя  Центрального банка РФ;

  объявление амнистии;

  выдвижение обвинений  против Президента РФ для отрешения  его от должности.

    Правительство  РФ:

  осуществляет исполнительную  власть;

  разрабатывает и представляет  федеральный бюджет и обеспечивает  его исполнение;

  обеспечивает проведение  в РФ единой финансово-кредитной  и денежной политики;

  обеспечивает проведение  единой государственной политики  в области культуры, науки, образования,  здравоохранения, социального обеспечения,  экологии;

  осуществляет управление  федеральной собственностью; осуществляет  меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

  осуществляет меры  по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации  внешней политики РФ.

    Суды РФ

  Конституционный Суд:

  разрешает дела о  соответствии федеральных законов,  нормативных актов органов государственной  власти РФ и субъектов федерации  Конституции РФ;

  разрешает споры о  компетентности между органами  государственной власти;

  дает толкование Конституции  РФ;

  дает заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинений Президенту  РФ.

   Верховный Суд является  высшим судебным органом по  гражданским, уголовным и иным  делам, подсудным судам общей  юрисдикции.

   Высший арбитражный  суд является высшим судебным  органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами.

23. Формы государства и государственного  управления.

Форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между  людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации  высших органов государственной  власти (форма правления) и в административно-территориальном  делении государства (форма территориального устройства).  
Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.  
Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:  
1. особенности исторического развития государства;  
2. исторические традиции;  
3. различные политико-правовые идеи;  
4. национальный состав населения;  
5. внешние факторы (международное положение и т. д.).  
Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.  
 
^ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 
 
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.  
Форма государственного устройства показывает: 
- из каких частей состоит внутренняя структура государства; 
- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; 
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; 
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. 
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: 
- унитарное; 
- федеративное; 
- конфедеративное. 
 
в унитарном государстве все административные единицы представляют собой части единого целого, а государственные органы – части единой политической системе, функционирующей на основе единой конституции и в рамках однородного правого поля. Унитарное государство характеризуется следующими признаками:  
 
а) оно предполагает существование единых высших исполнительных, представительных и судебных органов;  
 
б) на его территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;  
 
в) составные части такого государства суверенитетом не обладают;  
 
г) все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;  
 
д) имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. Среди унитарных государств выделяют с точки зрения концентрации властных полномочий на высших этажах государства централизованные (Великобритания, Швеция, Дания) идецентрализованные (Франция, Испания);  
 
федеративное государство представляет собой свободное объединение отдельных государств (регионов, областей, земель), каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с центром. По мнению канадского политолога Р. Уаттса, в “настоящее время около 2 миллиардов человек проживает в 23 федерациях, которые, в свою очередь, охватывают 480 членов федераций или федеральных земель, каждое из которых может сравниться со 180-ю политически суверенными государствами”. По сути дела каждая федерация представляет собой форму сочетания двух государственных суверенитетов. С точки зрения внутреннего строения федерации отличаются:  
 
- наличием двух уровней управления, обладающих собственной компетенцией в вопросах представления интересов граждан;  
 
- конституционным распределением исполнительных и законодательных полномочий центра и субъектов федерации;  
 
- обеспечением представительства региональных интересов на федеральном уровне; 
 
- верховенством федеративной конституции, которая не может изменяться односторонне и требует согласия большинства членов федерации;  
 
- наличием третейского (независимого) суда, разрешающего споры властей разного уровня;  
 
- наличием института межправительственного сотрудничества, регулирующего проблемы, входящие в совместное ведение сторон.  
 
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной степени определяют характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальные федерации характеризуются значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации, в то время как национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между ними состоит в различной степени суверенности их субъектов; 
 
конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внутренний и внешний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза. В конфедерации нет единого гражданства. Общие органы власти и управления не имеют права непосредственного налогообложения граждан стран-участниц.  
 
К разновидностям государственных объединений конфедеративного типа относятся: 
 
кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом внешних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра); 
 
ассоциированные государства, функционирующие на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США); 
 
договорные союзы, представляющие собой политическое устройство, при котором большое государство управляет меньшим, не имеющим практически никакого обратного воздействия на него (Бутан и Индия). 
 
^ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 
 
Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Характер формы правления в конечном счете зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.  
Монархии (от греч. monarchia – единовластие) представляют собой такую форму государственного устройства, источником и одновременно высшим выражением власти в котором является одно лицо, получающее данные полномочия по наследству и потому не зависящее от выбора населения. Они бывают абсолютными, где высшие исполнительные и законодательные функции всецело принадлежат единоличным главам государства (Саудовская Аравия, Оман, Катар), так и конституционными, где власть правителя, реальный механизм власти действует в рамках конституционных норм, ограничивающих полномочия монархов функциями иных органов власти. Конституционные монархии, в свою очередь, делятся на:  
 
а) дуалистические, где монарх наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями (Иордания, Кувейт, Бахрейн, Марокко);  
 
б) парламентские, где “первые лица” в основном обладают представительскими функциями, не имея возможности существенно влиять на политические решения (Великобритания, Испания, Швеция). 
 
 
 
Республики (от лат. res publica – общественное дело) означают формы правления, отличающиеся выборным характером высших органов государственной власти. В свою очередь, республики разделяются на парламентские и президентские, отличающиеся особыми отношениями между исполнительными и законодательными ветвями власти. Так, в парламентских республиках (Германия, Италия, Греция) президент является главой государства, но при этом обладает в основном представительскими функциями. Правительство во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни, формируется парламентом, перед которым и несет ответственность за свою деятельность. Глава правительственного кабинета является первым лицом в государстве. При президентской республике (США, Бразилия, Мексика) парламент и президент занимают независимое по отношению друг к другу положение. Президент является главой исполнительной власти, главой государства, избирается всем населением и потому не несет ответственности перед парламентом. Он назначает правительство, обладает важнейшими прерогативами в области руководства вооруженными силами, гражданской администрацией. Парламент в таких странах лишен возможности отправлять правительство в отставку, но и президент не может распускать парламент, в основном обладая лишь отлагательным вето на законопроекты парламента, которое может быть преодолено квалифицированным большинством членов парламента при повторном голосовании.  
 
Наряду с этими устоявшимися моделями организации государственной власти в мире сложились и такие формы, которые не могут быть отнесены однозначно к тому или иному типу правления. Среди подобных смешанных форм можно отметить суперпрезидентскую (Боливия, Колумбия, Гондурас), где институт президентства предельно концентрирует все высшие полномочия основных ветвей власти и занимает практически бесконтрольное положение в государстве. Другой формой смешанного правления является президентско-парламентская или полупрезиденстская республика (Ирландия, Португалия, Франция, Финляндия). Здесь у правительства существует двойная система ответственности перед президентом и парламентом, ведущая к том, что сильная президентская власть соединяется с контролем за правительством со стороны парламента.

Информация о работе Шпаргалка по Политологии