Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

tabl_polit.docx

— 94.31 Кб (Скачать файл)

1.Политология как наука, её объект и предмет исследования..

Объект и предмет политологии

Термин политология сост. Из 2-ух греческих корней politike+loges

Объект исследования науки-реально объективно существующая часть мира, которая подвергается исследованию.

Предмет исследования науки-выявление общих закономерностей по которым существует исследуемый объект.

Объект исследования политологии-реально существующая политическая сфера общества.

Предмет политологии-выявление общих принципов и закономерностей существования политической сферы общества.

Политология-это интегративная наука об общих принципах и закономерностях существования политической сферы общества и ее отдельных элементах.

Философия рассматривает наиболее общие вопросы политики на обстрактном уровне,является методологической и мировозренческой базой политологии.

Социология-изучает взаимодействие общества с политической сферой, представляет опытные данные для политологических исследований.

Экономическая наука-изучает взаимодействие экономики и политики, формирование экономических, а следов.и политических интересов больших социальных групп.

Право-исследует правовые механизмы разработки и реализации политических решение, правовые аспекты деятельности политических институтов и организаций.

История-исследует прошлое и процессы развития политической жизни общества,дает обширный материал для анализа современных политических процессов и обоснования возможного политического будующего.

Психология-помогает раскрыть субьективные механизмы поведения людей и групп в области политики.

Географическая среда и природоклиматические факторы-оказывают существенное влияние на политику, что обуславливает возникновение таких политических направлений как политическая география и геополитика.

 

2.Основные этапы  развития политической науки

1.Становление и  развитие политологии

В эпоху античности (7в.до н.э. 5в.н.э.) происходит переход от мифологического мышления к рациональному, возникает философия. Проблемы политики рассматриваются в рамках филосовско-этнических концепций с позиции общественного блага. Ведется поиск наилучшей формы правления, обосновывается идея о том, что управлять должны знающие люди.

Платон, Аристотель, Марк Тулий Цицерон.

2 период средневековье 5-13век.  В средневековье господствовал теологический подход к анализу политики в рамках религиозного мировоззрения и благословения, власть понималась как божественная по происхождению. Наибольший интерес вызывала проблема соотношения свецкой и религиозной власти (Августин Бложенный и Фома Аквинский).

Период возрождения 14-16в. (интерес к античности) происходит освобождение политического знания от теологии. Сфера политики исследуется с рациональной позиции,возникает гражданская концепция политики, главное место занимают проблемы формулирования централизованного гос-ва и эффективной власти.Гос-во рассматривается как организация,которая должна обеспечить людям защиту и безопасность(Никколо Макинвели, Жан Боден).

Эпоха нового времени 17-19в. Исследовательский интерес был направлен на сущность отношений между личностью,обществом и гос-вом. В этот период создаются теории:общественного договора,правового равенства людей,разделения властей,конституционного правления(Томас Гоббс,Джон Локк,Шарль Монтескье,Огюст Конт,Карл Маркс).

В основе теории общественного договора лежит идея о том,что гос-во является результатом добровольного соглашения людей для защиты своих прав,в нем господствует правовое равенство и свобода всех граждан независимо от социального происхождения и положения.

Период новейшего время 2-ая полов.19в. по 21в.  Происходит окончательное формирование политологии как самостоятельной дисциплины.

1857 в Колумбийском колледже США образуется кафедра истории и политической науки, где ученый Френсис Либер читает курс политической теории.

В 20в. Завершается процесс выделения политологии в самостоятельную дисциплину, оформляется ее важнейшая школа и направления. (Макс Вебер, Роберт Михельс, Вильфредо Порето, Гаэтано Моска).

 

3.Функции политологии

Ф-ции политологии:

1.Позновательная(гносеологическая)-политология познает политическую сферу общества накапливает знания о ней.

2.Методологическая-политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

3.Инструментальная(рационализация политической жизни общества)-политология вырабатывает практические рекомендации для власти с целью рационализации политической действительности.

4.Прогнозтическая –политология вырабатывает научнообоснованные прогнозы,возможных будующих политических процессов общества.

5.Идейно-воспитательная(мировозренческая)-политология обосновывает определенные политические идеалы и ценности,которые способствуют устойчивости политической жизни.

 

4.Основные закономерности  и категории политологии

закономерности и критерии политологии.

Закономерности политол.отражают объективно-существующие .повторяющие связи и отношения реальной политической жизни .наиболее существенные тенденции политического развития

Специфические закономер.политологии:

а.существуют необходимые и устойчивые взаимодействия политики и экономики ,полит.культ.полит.и соц сферы

б.существует внутрения тенденция развития политики как цельного относительно самостоятельного общественного явления:1-существуют  закономерности взаимодействия субъектов политики в осознании и реализации своих политических интересах2-расширении полит.участия,привлечения в политику всё более широких масс людей 3-постоянное воспроизводство и развития полит.потребностей и интересов.4-диалектическая взаимосвязь внутреней и внешней полит.

Ключивыми категориями полит.явл:

-политика,-политическая власть,-полит.сист,-полит.процесс,-полит.участие,-полит.элиты и лидеры,-полит.партии,-полит.сознания,полит.культ.

 

5.Структура политологии

структура политологии

Политология как наука имеет свою структуру, которая была определена еще в 1948 году специальной комиссией ЮНЕСКО и включает 5 основных блоков:

 

1. Теорию политики, представляющую  собой введение, философско-методологические  основы политики и политических  отношений;

 

2. Теорию политических  систем и их элементов (государства, партии, политические режимы, общественные  организации и их отношения);

 

3. Теорию международных  отношений (система международных  отношений, внешней политики, проблемы  войн, укрепление мира и международной  безопасности);

 

4. Теорию управления социально-политическими  процессами (формы и методы политического  руководства и управления, повышение  эффективности функционирования  политических институтов, проблемы  элиты, лидерства);

 

5. Политическую идеологию  и историю политических учений (изучение генезиса политических  наук, роль и функции идеологии  в системе политической власти);

 

 

 

 

 

14.Понятие политического  режима. Тоталитарный политический  режим.

Политический режим-это способ взаимосвязи и функционирования элементов политической системы, который отражает методы осуществления власти, отношение общества и власти.

Недемократические:

А) тоталитарный-это сосредоточение власти в руках одной группы, который уничтожает все свободы возможности для возникновения оппозиций, полностью подчиняет жизнь общества своим интересам, сохраняет свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению общества. Могущество тоталитарного режима держится на:-контроль над ресурсами,-огромный карательный аппарат,-монипуляция со знаниями.

Модель тоталитаризма. Признаки: 1.руководящая роль одной партии и осуществление её диктатуры. 2.господство официальной идеологии и принудительное навязывание её обществу. 3.всеобщий контроль за поведением личностей во всех сферах жизни с применением методов подавления. 4. всеобщий контроль за всеми СМИ. 5. централизованное управление экономикой. 6. контроль над вооружёнными силами.

 

 

15. Понятие политического режима. Авторитарный политический режим.

Политический режим-это способ взаимосвязи и функционирования элементов политической системы, который отражает методы осуществления власти, отношение общества и власти.

Недемократические:

авторитарный- это режим личной власти,который осуществляет контроль над поведением граждан только в сфере политики. Неконтролируемые сферы: экономика,религия,культура,частная жизнь людей делает этот режим менее репрессивным.

 

 

16.Понятие политического режима. Демократический  политический режим.

Политический режим-это способ взаимосвязи и функционирования элементов политической системы, который отражает методы осуществления власти, отношение общества и власти.

Демократия-это правление народа, для народа и посредством народа. Разрешенно всё, что не запрещено законом.

Модель демократии. Признаки: 1.суверенность народа как источника власти. 2.гарантия прав и свобод человека. 3.разделение властей. 4.взаимоответственности общества и власти. 5.наличие развитой системы представительства. 6.политический и идеологичекий плюрализм. 7.свободные выборы. 8.принятие решений по большинству при гарантии прав меньшинства.

 Основные модели демократии(формы):1) индивидуалистическая- отдаётся приоретет 1 личности. 2)плюралистическая- не личность, а заинтересованная группа. 3)коллективистская- признаёт первичность народа в целом, а не личности.

 

 

17.Теории происхождения  государства.

госуд-институт полит.системы орган-ций, направ-й и контролир-й совмес-ю дея-ть ледей.

Теории происх-я гос-ва. 1)теолоическая(божественная) – гос-во имеет бож-е происх-е ,оно доров-но Богом для орг-ции жизни люд, а потому священна и не прикосновенна. 2)патриорхал-я-гос-во рас-ся как форма патриархал-й власти. 3)теория общ-го догов-ра-гос-во явл-ся след-ем догов-ра м/д людьми по поводу орг-ции совмесн-й жизни. 4)теор-я нас-я –гос-во возникает в рез-те захвата 1-х нар-дов друг-ми. 5)классовая-гос-во форма орг-ции власти в клас-м общ-ве машины для поддерж.гос-ва 1-го класса.

Приз-ки гос-ва. 1)суверинет-т –верхов-во гос-й власти внутри страны и ее незав-ти из вне. 2)моноп-е право на издан-е закон-в. 3)могоп-е прво на принуж-е. 4)монопольное право на взимание налогов.

 

 

18.Определение  государства и его атрибуты. Функции  государства.

госуд-институт полит.системы, организующий, направляющий и контролир-й совмес-ю дея-ть ледей.

Теории происх-я гос-ва. 1)теолоическая(божественная) – гос-во имеет бож-е происх-е ,оно доров-но Богом для орг-ции жизни люд, а потому священна и не прикосновенна. 2)патриорхал-я-гос-во рас-ся как форма патриархал-й власти. 3)теория общ-го догов-ра-гос-во явл-ся след-ем догов-ра м/д людьми по поводу орг-ции совмесн-й жизни. 4)теор-я нас-я –гос-во возникает в рез-те захвата 1-х нар-дов друг-ми. 5)классовая-гос-во форма орг-ции власти в клас-м общ-ве машины для поддерж.гос-ва 1-го класса.

Атриб-ты гос-ва. 1)территория – это физическая основа государства, которая вкл земли,воды.2)насел-е – совокупность людей которые проживают на данной территории.3)власть

Приз-ки гос-ва. 1)суверинет-т –верхов-во гос-й власти внутри страны и ее незав-ти из вне. 2)моноп-е право на издан-е закон-в. 3)могоп-е прво на принуж-е. 4)монопольное право на взимание налогов.

Ф-и гос-ва. 1)внутр-е фун-ции(1.обес-е закон-ти и правопорядка,2.хоз-но орган-я выработка эк политики, регулирование эк отношений. Формирование гос бюджета.3.социальная- соц защита населения и достижение соц справедливости.4. культурно-воспитательная- это развитие культуры и науки, образование,охрана исторических памятников.). 2)внеш-е (1.защ-та интер-с гос-ва,2.обеспеч-е обр-ны страны.3. развитие сотрудничества с другими странами.)

 

 

19.Государственный  механизм и его элементы.

Государство формирует комплекс специальных органов и учреждений, составляющих в совокупности организационную структуру государства или государственный механизм. Современный государственный механизм включает в себя, как правило, следующие элементы:

1) представительные органы государственной власти. Представительные учреждения получают легитимацию посредством прямого волеизъявления граждан (всеобщие выборы). Они подразделяются на высшие представительные органы (парламент), обладающие законодательной властью, и местные органы власти и самоуправления, образуемые в соответствии с административно-территориальным делением страны;

2) исполнительно-распорядительные органы, или органы государственного управления. Назначение этих органов – непосредственное управление государственными делами, включающее в себя, административного, уголовного и др. судопроизводства; исполнительную деятельность (осуществление рекомендаций представительных учреждений) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). 3) органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, восстановление нарушенных прав, наказание нарушителей закона. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского

4) органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами;

5) органы государственного контроля;

6) органы охраны общественного порядка – милиция; полиция;

7) органы государственной безопасности;

8) вооруженные силы (армия).

 

20. Монархия как  форма государственного правления. Виды монархии.

Ф-ма прав-я – способ орг-ции верховной  госуд власти.

манарх-я-ф-ма прав-я при кот.власть полностью сосредаточена в руках главы гос-ва.

Виды монархии:1)абсолютная- характеризуется всевластием главы госуд и в законодательной и в исполнительной и в судебной власти. (Саудовская Аравия, Катар)

2)Конституционал-я –власть монарха огран-на консти-й, т.е основным законом страны и парламентом.(Великобритания).

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. 

 

 

 

32.Типология полит процессов.

1) по объектам воздействия  полит процессы подраздел:-внутриполитические;-внешнеполит

2)по способу развития:-эволюционные;-революционные

3)с точки зрения публичности:-открытые;-скрытые

4)с точки зрения устойчивости:-стабильные;-нестабильные

 

33.Понятие политич действия.Виды полит действий.

Полит действия –вмешательство отдельного чел-ка или гуппы в деятельность полит сис-мы в соответствии со своими интересами

Типы субъектов политич действий

1)классы

2)территориальная группа(нация)

3)корпоративная группа(опред сфера деят-предпринимательская деятельность)

Виды полит действий:

1)-позитивные(действия для достижения цели)

-негативные(прекращение действий)

-абстенционизм(непрепятствование событий)

2)-рациональные(действия с четким представлением целей и методов)

-иррациональные(не способность выделять цели и методы деят-ти)

3)-инерционные(воспроизводство существующих традиций в полит деят-ти)

-творческое(нацелено на перемены)

4)-организованное(действия в рамках группы,гос-ва)

-стихийное(действие незаконное кот переступает рамки контроля)

5)-революция(свержение власти преобразование общества в целом)

6)-контрреволюция(возврат дореволюционной полит сис-мы)

7)-бунт(возмущение общ-ва действиями властей перерастающие в беспорядочность)

8)-полит переворот(смена власти путем использ физич насилия)

9)-реформы(перемены в полит сфере без подрыва его основ и без смены власти)

10)-популизм(обеспеч субъектами политики популярности ценой необоснованных обещаний)

 

34.Понятие полит  участия и его типы.

Полит участие-вовлечение членов общ-ва в полит процесс.

Элементы полит участия:

1)реакция на действие  властей

2)участие в делегировании  полномочий,кот принято называть электоральным повелением

3)участие в деят-ти полит организ

4)выполение полит функций в соответствии с занимаемой должностью

5)прямое участие(демонстрация)

Виды полит участия:

1)прямое-прямое выражение  личностью или группой своей  полит воли

2)апосредованное-избрание гражданами своих представителей для осущ полит власти

Причины неучастия в полит жизни:

1)низкий уровень личной  и гражданской кулбтуры

2)разачарованность в поитике

3)враждебное отношение  к полит сис-ме  и байкотирование её решений

 

38.Понятие политического  конфликта,его элементы и стадии.

Полит конфликт-противоборство полит субъектов по поводу распределения властных полномочий и ресурсов

Структура полит конфликта:

1)предмет конфликта

2)субъект конфликта

3)повод(инцидент)

4)средства разрешения  конфликта

5)цели субъектов конфликта

Этапы полит конфликта:

1)предконфликтная ситуация(анализ возникших противоречий,оценка силы,выбор стратегии,поведение в конфликте)

2)конфликтное взаимодействие(действие направленное на изменение поведения противоположной стороны)

3)разрешение конфликта(устранение причины конфликта)

Типы полит конфликта:

1)по области проявления:-внутриполитические;-внешнеполитич

2)по хар-ру нормативной ……..:-институционализированный;неинституционализированный

3)по степени интенсивности:-высокая -низкая

4)с точки зрения публичности:-открытые -закрытые

5)по времени протекания:-долговременные -кратковременные

6)по содержанию:-конфликты ценностей –интересов –идентификации –институтов –неуправляемых эмоций

 

39.Основные стратегии  управления полит конфликтами.

1)инициирование конфликта(одна из сторон………….)

2)предупреждение конфл(недопущение перехода……….)

3)урегулирование конфл(снятие остроты противоборство,избегание тяжелых последствий)

4)вытеснение конфл(перенесение ответственности с одного полит уровня на другой)

5)избегание(откладывание решения конфл)

6)подмена(перемещение конфл из одной сферы в другую)

7)конфрентация(движение явно не разрешимым методом)

8)примерение сторон(на основе сближения их позиций)

9)третейское разбирательство(разрешение конфл с помощью третьей стороны)

10)переговоры как поиск  баланса интересов(разрешение конфл посредством устранения его причин)

 

40.Политическая  элита и ее функции.Структура политической и влавствующей элиты.

Впервые Парэтто употребил понятие полит элита.

Полит элита-это организованное меньшинство кот обладает реальной полит властью возможностью воздействовать на все общество.

Функции:

1)выработка и реализация  гос политики на основе интересов общ-ва

2)достижение компромисса  между общественными и сословными  интересами на основе общих  ценностей

3)полит проектирование что означает выработку стратегических планов развития общ-ва

Типы:

1)закрытый-элита формируется из ограниченного замкнутого круга людей

2)открытый-элита рекрутирует в свой состав представителей из разных слоев

Структура:

1)высшая полит элита(занимает стратегические посты в сис-ме принятия решений)

2)средняя полит элита(вкл всех людей наделенных властью)

Правящий слой-различные элитарные группы общ-ва в кот входят эк элита.крупные собственники,предприниматели,финансисты

Экономическая элита(деловая)-крупные собственники,предприниматели

Идеологическая элита-профессиональные идеологи кот влияют на общественное сознание с помощью СМИ

Администативная элита-вся совокупность гос чиновников кот принимают участие в полит процессе

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Понятие политической идеологии. Идеология консерватизма

Политическая идеология-система идей, взглядов и ценностей, которые отражают осмысление политики определенными социальными группами.

Консерватизм возник в 18 веке, изначально отражал интересы аристократии, которая стремилась сохранить исторически сформировавшиеся формы общественной жизни, прежде всего соц. иерархию.

Принципы идеологии консерватизма:

Традиционализм-сохранение всего лучшего, в том числе и в облости политики

Политич. реализм-постепенное решение насущных общественных проблем

Нравственный абсолюцизм- признание незыблимых нравственных идеалов и ценностей семейных, национальных, религиозных

Социальная иерархия-консерваторы признавали равенство людей перед богом, но отвергали соц. равенство.

Принцип меротакратии-власть должна находиться в руках достойных людей, которые могут происходить из разных соц. слоев.

Основной представитель консерватизма Э.Берн

 

53. Понятие политической идеологии. Идеология либерализма

Политическая идеология-система идей, взглядов и ценностей, которые отражают осмысление политики определенными социальными группами.

Либерализм

Возник в конце 18 века в связи с развитием капиталистических отношений и выраж. интересы буржуазии. (Адам Смит)

Основные идеи либерализма:

Индивидуальная свобода-право личности на отстаивание своих интересов

Общественный договор- государство функционирует как договор между гражданами и властью

Торжество права, которому должны подчиняться как граждане так и государство

Свободный рынок, регулируется личной предпринимательской инициативой и конкуренцией при вмешательстве государства

Терпимость и компромис в духовной сфере, особое значение свободе мнения и слова

Либеральный реформизм возник в конце 19 века как реакция на экономич. неудачи либерал. Правительств

Джон Стюард Милль

Основные идеи либерального реформизма:1)гибкая соц. политика, направленная на сглаживание противоречий капиталистич. Общества; 2) существуют пределы свободы, которые устанавливаются обществом и требуют ответственности; 3) гос. регулирование экономики и реформы являются условием разрешения капиталистических противоречий; 4) соц. политика должна быть важнейшей сферой деятельности государства; 5) рыночные демократические свободы возможны лишь только при вмешательстве государства.

 

 

54. Понятие политической  идеологии. Идеология социализма

Политическая идеология-система идей, взглядов и ценностей, которые отражают осмысление политики определенными социальными группами.

Идеология социализма-Пьер Леру

Возникла в конце 19 века и отражает интересы пролетариата

Основные идеи социализма:

Защита интересов трудящихся в экономической, политич. и социальной сфере

Организация справедливого общества, основанная на государственном регулировании экономики

Равные возможности для всех социальных слоев

Гос. обеспечение достойного существования для всех социальных слоев

Социализм по-разному оценивал методы реализации своих идей (реформы, революции)

Демократический социализм-Эдуард Бернштейн

Возник в 1950 годы и пытался сочетать в себе социализм с идеями либерализма и консерватизма.

Основные идеи демократического  социализма: 1) рыночная экономика с гос. регулированием; 2) сочетание принципов личной свободы и общественной солидарности; 3) политич. демократия, где акцент делается на возможность смены правительств мирными средствами и верхавенство закона; 4) экономическая демократия- отстаивает смешанную экономику; 5) социальная демократия- обеспечение высокого качества жизни всех соц. слоев.

 

 

55. Понятие государственного  управления и его сферы

Государственное управление (в широком смысле)- целенаправленное воздействие государства на общество.

Государственное управление (в узком  смысле)-административная и исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов, направленная на обеспечение жизнедеятельности общества.

Специфические черты гос. управления: 1) субъектом гос. управления является государство, а объектом- общество и его проблемы; 2) гос. управление осуществляет решение общественных проблем; 3) гос. управление имеет коллективный характер (включает методы и средства экономического, политич. и правового регулирования).

Система гос. управления: 1) функции государства в различных сферах; 2)нормативно-правовая база;  3) институты, формирующие структуру государства; 4) политич. процессы, которые обеспечивают взаимодействие государства с обществом (выборы); 5) ресурсы- людские, финансовые, материальные.

Сферы гос. управления:

Экономическое управление- усиление экономического потенциала государства

Политич. управление- постановка и решение задач стоящих перед обществом

Административное управление- планирование, организация и контроль гос. системы.

 

 

56. Этапы и методы  государственного управления

Этапы гос. управления:

Государственное строительство

А. определение форм гос.управления

Б. определение основных целей, приоритетов и функций государства

В. Определение административно-территориального устройства

Г. Распределение полномочий между ветвями властим

Д. формирование типа политического режима

Е. определение стратегического развития государства

Исполнительно-распорядительное управление

А. определение структуры органов исполнительной власти

Б. определение соотношения полномочий между различными органами исполнительной власти

Оперативное и тактическое управление

А. определенная деятельность государства по основным направлениям (экономика, медицина, культура и т.д.)

Б. кадровая политика

В. Программирование, т.е. определение плана действий по реализации гос. политики

Г. Формирование бюджета организ. исполнительной власти

Методы гос. управления: 1)административно-распорядительные– основаны на власти и реализуются с помощью законодательных актов (гос. инвестирование, лицензирование, запрет или разрешение определенных видов деятельности); 2) экономические– основаны на экономич. интересах, воздейсвуют на экономику косвенно через хозяйственную, финансовую, кредитную политику; 3) социально-психологические– основаны на психологическом воздействии на людей по средствам агитации, пропаганды, гос. идеологии.

 

6.Методология и  основыне методы полит

Методологичские основыполитологии

Научный метод - это способ или инструции научного познания.

Методология – это совокупность методов и принципов, стратегия научного познания.

             Уровни методов политологии:

А) общелогические-приёмы присуще человеческому познанию в целом на основе которых строится и научное и рбычное познание:

       1)анализ,синтез (анализ-это разложение сложного предмета с целью исследования каждого из них.)

(синтез- объединение знаний  в одно целое о представлении  объекта)

       2)Индукция, дедукция( индукция- это движение мысли, к общему когда несколько еденичных заключений делается одно осуждение)(дедукция- движение мысли от общего к частному, когда из общего заключения выводится нсколько суждений)

      3)сравнение-суждение о сходсвах или различиях каких-либо явлений)

      4)классификация- это разделение явления по каким-либо признакам

Б)Общенаучный метод -способы научного познания

       1)экмирические методы(опытные ):а.наблюдения-целенаправленное.организованое .восприятия и фискация изучаемого явления б.опрос:интервью,анкетирование.в.анализ документа –извлечение инф.с докумен.источников.

2.общенауч-теоритичекие мет.иследов.а.нормативно-ценностные-политику с точки зрения общего блага,справедливости поиска наилучшей формы правления б.институциональный-ориентирован на изучение институтов с помощью  котрых осуществляется политическая деятельность в.системный –рассматривает любое явл.как систему.г.структурно-функ-ный расматривает структуру изучаемого явл.его отдельные элементы и фун-ции которые они выполняют.д.моделирование  -создание научных моделей.

В)специфически-политолагические методы:1метод сценария и сценарио-техники-способ установления логической последовательности событийс целью определения альтернатив развития полит.сист.2.метод эксперементных оценок-получения оценки проблемы на основе мнения специалистов с целью последующего принятия решения.3.swot-анализ-метод стратигического планирования используемый для оценки благоприятных и неблагоприятных факторов влияющих на проект.Факторы:сильные стороны,слабые стороны.благоприятные возможности,угрозы.4 case-studes-изучения кнкретного случая ,события его особенностей и исключительность

Наиболее общие фундаментальные методы наз.иследовательскими подходами(системный подход,структурно –функциональный институциональный)

 

7.Определение политики  и уровни её реализации

Понятие и сущность политики

Подходы к пониманию политики:

1)Коммуникационный-политика это сфера взаимодействия различных социальных групп и людей

2)Конфликтно-консеснустный – в основе политики лежат противлречия интересов,столкновение,борьба,либо согласие сотрудничества

3)Директивный-политика есть сфера властных отношений,т.е.подчинение одних людей другими

4)Институциональный-политика это сфера взаимодействия между государством и обществом

5)Системный-политика это подсистема общества,основным назначение которой является целедостижение

6)Функциональныйакцентирует внимание на функциях политики управления,регулирования,контроля.

Политика – это подсистема общества,которая в рамках гос-нных организаций управляет обществом для достижения согласованных целей

Уровни реализации политики:

1)Формальный-это политические институты(гос-во,институты власти,президенства. 2)Содержательный-это политический курс связанный с целями общества. 3)Процессуальный уровень политики-это политические процессы,которые часто представляются борьбой за власть

Различают внутреннюю и внешнюю политику:

Внутренняя политика охватывает деятельность гос-ва по регулированию отношений внутри страны

Внешняя политика это деятельность гос-ва на международной арене,которая регулирует его отношения с другими политическими силами

 

8.Определение и  свойства политической власти

Политическая власть

Политическая власть-это система нормативно закреплённых социальных отношений которые доминирующая группа использует для распределения общественных ценностей в своих интересах

Процесс властвования вкл.:

1)побуждения людей к  определённым действиям

2)предотвращение нежелательных  действий

3)Манепулирование людьми

4)Татальное принуждение

Свойства политической власти:

1)ассимитричность-это относительно небольшое число властвующих и большое число подчиняющихся

2)инверсионность-это взаимосвязь субъекта и объекта власти

3)ресурсность-это обладание власти ресурсами(материальными,духовными,людскими)

4)кумулятивность-это стремление к расширению объёма власти,которая должнабыть ограничена

Соотношение политики и власти такого что политика оказывается причиной власти, а власть причиной политики,т.е.они связаны круговой причинно-следственной зависимостью,но ядром политики является обладание властью

Отношение власти предполагает наличие субъекта и объекта власти

К субъектам власти относятся:лидер,правящая элита,группы давления,политическая организация,гос-во

Функции политической власти:

1)Поддержание общественного  порядка и стабильности

2)Выявление,ограничение и разрешение конфликта

3)Достижение общественного  согласия

4)Принуждение во имя  социально значимых целей и  стабильности

5)Управление делами общества

Основным механизмом функционирования политической власти является разделение властей.Принцип разделения властей закреплён в конституции РБ:гос-во основывается на принципе разделения законодательной,исполнительной,и судебной власти,которые в своих полномочиях самостоятельны,но взаимодействуют,сдерживают и уравновешивают друг друга.

К ресурсам власти относятся:

1)само гос-во с его многочисленными организациями

2)экономический,природный,культурный потенциал страны

3)интересы,убеждения,чувства,эмоции людей

4)информационные знания

 

13.Типология политических  систем.

1)В соответствии с цивилизационным подходом, политическая система подразделяется на: -традиционные,-тоталитарные,-модернизированные.

2)по характеру взаимодействия  с внешней средой выделяют: открытые  и закрытые политические системы.

3)в соответствии с типом  политической культуры:-англо-американскую,-континентально-европейскую,тоталитарно-политическую систему.

4)в соответствии с содержанием  и формой проявления:-либерально-демократические,-авторитарно-радикальные,-авторитарно-консервативные политические системы.

5)по типам политических  режимов выделяют:-тоталитарные,-авторитарные,-демократические политические системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Республика как  форма государственного правления. Виды республик.

Ф-ма прав-я – способ орг-ции верховной  госуд власти.

Выдел-ют ф-мы гос.власти

Респуб-ка- ф-ма правл.при кот.высшие органы государственной власти явл выборными или сменяем-ми.

Виды республ.1)президентск-я-хар.знач-й ролью презид-та в сис.гос.орган-в.2)парламентская-презид-т испол-ет глав-м образ-м представ-ие функции, а реальной главой является глава исполнительной власти правительства, чаще всего это премьер-министр.3)смешанная(полупрезидентская)- пытается сочетать президентскую власть с эффективным контролем парламента, за деятельностью правительства.(Финляндия, Франция, Австрия, Болгария и тд)

 

 

22.Формы государственного  устройства.

ф-мы гос-го уст-ва- раскрывает  территориально-организационную стр-ру  гос-ва , характер взаимоотнош-й м/д центральной,региональной и месн.властью.

Ф-мы гос-го уст-ва

1)унитарная –единое ,простое гос-во сос-щее из администат-но-терит.едениц необладающих самостоятельностью.(Франция,Швеция,Дания).

2)федерация-слажное гос-во сост-е из крупн.регион.облад.опред.самосостоятельностью.(РФ, США).

3)конфедерация -союз  гос-в для осущ-я конкрет- х соврем-х целей.

 

 

23. Понятие правового  и социального государства, гражданское  общество.

прав-е гос-во –гос-во огран-е в своих дей-х законом кот.защищ-ет свобод.личности и подчиняет политич.власть воле народа.

Отличит-е признаки право-го  гос-ва

1)приз-е приорит-та прав и свобод граж-на их соблюдение и защ-та гос-м

2)верхов-во закона 

3)принцип разделен-е властей-законодательная и судебная власть ограничивает взаимодействие друг с другом

4)человек, его права и  свободы являются высшей ценностью  и целью государства.

5)взаимная ответственность  госуд и личности, когда не только личность несёт ответственность перед госуд, но и госуд ответственно в своей деятельности перед гражданами

6)наличие эффективного  контроля, за реализацией законов и соблюдением прав и свобод граждан.

Соц-е гос-во-гос-во кот.стрем-ся к утверж-ю соц-й справ-ти к обеспеч-ю достойного сущ-я для все граж-н.

Граж-е общ-во -сист.независимых от гос-ва соц.организаций кот.приз-ны обеспеч-ть удовл.интер-в общ-ва

Основы граж-го общ-ва

1)соц-ю основ.граж-го общ-ва составл-ет средний слой(духовн-я сфера граждан общ-ва предпол-ет множ-во идеолог-й.)

2)эк основой гражданского общества явл многоукладная рыночная эк с различными формами собственности с самостоятельностью и инициативностью граждан.

 

 

24. Полномочия главы  государства.

Вариан-ты реализ-и должности главы гос-ва

1)манарх(по наследству)2)президент(выборное)3)премьер-министр4)гинерал-губернатор

Полномоч-я главы гос-ва

1)представительские- глава гос-ва пред-ет свою страну при внутрен-х и внеш-х сношениях

2)сфера гос-го прав-ния- глава гос-ва приним-ет участие в наз-е правительства и его отставки  в функционированной испал-й власти.

3)законад-я сфера- право закон-й инициат-вы,утверж-е законов, создание нормативных актов

4)военная сфера-главноком-м явл-ся  глава гос-ва, решает вопросы войны и мира, военных союзов, опред-е стат-х целей

5)сфера лич-го статуса включ-ет: Награж-е выдающ-ся членов гос-ва, предоставл-е или лишающ-ся граж-ва

6)сфера гос-й безопас-ти –кондиниров-е вопрос-в связаны с безопасостью государства

7)черезвыч-е глава гос-ва имеет право введ-я чрез-го полож-я

8)экон-я сфера-выявд-ет глав-й курс раз-я страны.

9)главный дипломат

 

 

25.Определение  законодательная власти и парламент. Функции парламента.

Законодательная власть – это ветви гос власти, главной функцией которой является разработка и принятие законов соответствующих потребностей общества.

Парламент – это основной орган законодательной власти

Важнейшие характеристики парламента – это законодательный орган т.е. создающий и принимающий законы, - представительный орган- парламент формируется путём выбора из народа его представителей.

Парламентаризм – это такая система организации гос власти при которой избирается и во вторых законодательная власть обладает  приоритетом над другими ветвями власти

Функции парламента:1)создание законов соответствующих актуальному существования общества, 2)представительская функция – парламент представляет интересы граждан страны, 3)демократизация общества- приоритет прав и свобод чел-ка,4) парламент является трибуной гласности

Парламент РБ называется нац собрание РБ

 

 

26. Структура парламента

Исторически в парламенте сформировались 2 палаты, однако для современных унитарных госуд более характерна однопалатная система парламента, для федеративных государств характерна 2-ух палатная система парламента.Парламент РБ состоит из 2х палат: 1)Палата представителей, 2)совет республики.

Основные элементы внутр. Организ. Парламента:1)руководящие органы(в РБ-совет палаты представителей и президиум совета республики). ,2)парламентские комиссии ( в РБ постоянные- занимаются разработкой законопроектов  и временные- решение конкретных проблем) 3)парламентские объединения депутатов(депутатские группы или фракция). Фракция- это организованная группа депутатов принадлежащих к 1-ой политической группировке придерживающихся сходных политических взглядов и проводящих в парламенте единую политическую элиту.

Люди работающие в парламенте наз. парламентарии  они обладают эксклюзивными правами депутатским иммунитетом или парламентской неприкосновенностью, это означает запрещение преследования парламентариев за все действия совершённые при исполнении обязанностей, более того запрещение ареста и привлечение к судебной ответственности.

 

 

31.Понятие политич процесса.

Полит процесс-функционирование полит системы общества,совокупность действий субъектов политики по осуществл своих функций в сфере власти.

Структура ПП:

1)субъект(носитель власти)

2)объект(цель достижения полит процесса)

3) средства,методы,ресурсы,исполнительный процесс

Режимы существования ПП:

1)режим функционирования(полит система воспроизводства уже сложившейся структуры отношений)

2)режим развития(появление новых структур и отношений в соответствии с изменяющимися потребностями общества)

3)режим упадка(состояние полит системы когда власть теряет контроль над обществом возникает анархия,беззаконие,распад общественных отношений )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.Полит.лидерство.Типология полит лидеров.

Полит.лидер- эт. Личность, оказывающая    доминирующее влияние   на общ-во и способное вести за собой последователей.  

Типология полит. Лидер-ва:

1)По Гарольду Ласуэлу ( на основании склонности к определенной модели поведения): 1.1.Лидеры агитаторы- привлекают полит. приверженцев к араторским искусствам(Лукашенко);

1.2.Лидеры организаторы- привлекают с помощью возможностей самой полит. Организации, опираясь на кадры; 1.3.Лидеры теоретики- воздействуют своим интеллектом.

2)По Саймонду Хуку(в зависимости от степени воздействия на собитие):

2.1.Лидеры использующие  события.т.е.хорошо ориентируются в сложившихся ситуациях,используют их в своих целях; 2.2.Лидеры делающие события.т.е.способные самостоят. Создавать новую полит. Ситуацию(Наполеон).

3)По Максу Вебберу ( в завис-сти от типы господства:

3.1.Традиционныйлидер(признание его лидества основано на традициях(монарх,король);

3.2.Харизматический(признание его основано на вере в исключительные возможности лидера(Гитлер,Сталин);

3.3.Рационнальный(признание его основано на довыдах разума)

4)По Роберту Такеру ( по отношению к полит процессу): 4.1. Лидеры консерваторы(нацелены на сохранение существующим положение в политике);

4.2.Лидеры реформаторы(ориентированы на преобразования полит сферы путём постепенного реформирования);

4.3.Революционнеры(ориентированы на быстрое изменение соц-полит системы полностью);

5)По Маргарит Херман:

5.1.Знаменосец(лиреды мечтатели, кот. Стремятся к великим, неосущесвимым целям(Ленин); 5.2.Служитель(лидер, полностью зависящий от мнения своих приверженцев); 5.3.Торговец(продаёт свои идеи за обладание властью);

5.4. Пожарный (лидер, способный быстро ориентироваться в критич. Ситуации).

 

42.Полит партии  и её признаки.Фун-ции полит. Партий.

Партия-организованная группа единомышленников, кот. Предсавляют интересы части народа и ставят перед собой цель из реальзации.

Признаки партии:

1)Связь с определённым  соц слоём или группой людей; 2)Наличие соответсвующе идеологии и программы действия;

3)наличе организованной структуры;

4)Партия всегда стремится  к власти.

Функции полит партий:

1.Социальная(партии предстваляют интересы определённой соц группы);

2.Идеологическая(партии вырабатывают полит курс и программу действий в соответствии со своими идеями);

3.Воспитательная(партии занимаются образованием и просвещением своих сторонников в соответствии со своими ценносятми.);

4.Политическая(партии стремиться к завоеванию гос власти);

5.Рекрутирование(партия осуществляют отбор и расстановку полит кадров).

 

 

43.Типология полит партий.

1) По идейно-полит ориентации:

1.1.Левые партии- явл.сторонниками коллектевиских форм общ-ва,идеи соц равенства и справедливости(социалисты и каммунисты). 1.2.Правые-сторонники индивидуализма, предпринимательства, конкуренцию, част собственность, не вмешательство гос-ва в жизнь граждан (либерализм,демократы, консерватизм);1.3.Центриййские- стремятся сочетать идеи левых и правых.

2) По отношению к развитию  полит ситуации:

2.1.Консервативные-ориентированы  на сохранение устойчивых,традиционных форм общест жизни; 2.2.Реформистские- ориентир на совершенстовование общ-ва с помощью реформ; 2.3.Революционные- ориентир.на радикальное преобразование общ-ва;2.4.Реакционные-часть общ-ва,кот стремятся к востановленнию существующих ранее форм соц жизни.

3)В зависимости от характера  членства в партии:

3.1.Кадровые-немногочисленные, свободное членство, опираються на финанас поддержку соц групп, ориетированы на участие в победу в выборах; 3.2.Массовые- стремяться привлечь как можно больше кол-ва членов,фиксированное членстово, финансирование-членские взносы;3.3.Универсальные- стремятся заручиться поддержкой как можно больше людей из разных соц слоёв,умение идти на компромиссы.

4)По характеру деятельности:

4.1.Парламенские-деят связана  с предвыбарной боробой;4.2.Авангардные- не ограничиваются предвыборной борьбой, осуществ широкую деят по привлечению большого чилса челнов.

5)По отношению к гос.власти:

5.1.Правящие партии-победившие на выборах;5.2.Аппазиция- совок партий, кот отстранены от власти, они противоречат правящей партии;

 

 

44.Понятие партийной  системы, уклада, коолици. Типы партийн систем.

Партийная система- эт механизм взаимодействия власти в борьбе за власть.

Партийный уклад-эт исторически сложившийся устойчивая модель взаимоотношений между партиями по поводу участив в власти.

Партийная коолиция-эт союз полит партий для достижения определённых целей.

           Типы партийных систем:

1)Многопартийные (наличие  в стране нескольких полит  партий, кот соревнуются в борьбе  за власть(Бельгия,Австри);

2)Двухпартийные( наличие в стране 2 партий, кот соревнуются между собой за власть(США,Великобритания);

3)Однопартийные(монополия за власть со стороны одной партии(СССР,Болгария,Польша).

 

 

45.Общественные  организации и его типы.Функции общественных организаций.

Обществ организация- эт добровольное обьединение людей на основе общности интересов, для кот характерно:устойчивая организация,фиксированное членстово,наличие устава,наличие управленческого аппарата,имущественная основа.

К обществ организ относятся: Профсоюзы, Творческие союзы,. Религиознные, молодёжные,женские и т.д.

 Функции:

1)выявление и удовлестворение интересов людей;

2)Соц интеграция и мобилизация;

3)Социализация;

4)Репрезентация(представление) интересов опред гр людей по взаимодействию с властью.;

5)Моделирование обществоенно-полит структуры;

6)Формирование гражданского общ-ва;

Типология общественных организаций:

1)по сферам деятельности: - экологическое, -антивоенное, -правозащитное и тд.

2)по отношению к существующему  порядку: -реформистское, -революционное, -консервативное, - реакционное.

3)по половозрастным признакам: -детское, - молодёжное, -женское, -пенсионеров.

4)по профессиональным  признакам: -учённые, -врачи, -писатели, -юристы, - и тд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. социальная политика государства, её принципы и направления. Понятие  социального государства

Социальная политика-деятельность государства по развитию общества: 1) обеспечение наилучших условий для существования всех соц. групп; 2) гармоничное взаимодействие между ними; 3) достижение баланса интересов; 4) создание наиболее благоприятных условий для развития общества

Направления соц. политики:

Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина)

Политика в сфере труда (справедливая оплата труда, охрана труда, занятость)

Соц. поддержка и защита не трудоспособных групп населения

Развитие соц. сферы (доступность здравоохранения, образования, культуры, спорта)

Экологическая политика

Политика в области инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, жилье)

Политика в области отдельных категорий  населения (детская, молодежная, семейная)

Принципы соц. политики государства:

Ответственность государства за создание наилучших условий развития общества

Устойчивое развитие экономики в целях повышения качества жизни

Всеобщая доступность социальных благ (здравоохранение, образование, культура)

Социальное государство– государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие общества.

 

58. Конфессиональная политика государства

Каналы переплетения религии и политики:

Религия вторгается в социально-политич. жизнь путем влияния на своих приверженцев

Религиозные организации (церковь) берут под контроль сознание человека, в том числе и политическое

Политич. деятели используют религию в своих целях

Участники политич. организаций обращаются к религии для обоснования своих интересов

Конфессиональная политика государства– одно из направлений соц. политики, которое отношений между государством и церковью, места религии и религиозных организаций в обществе, их функций и сферах деятельности.

Характеристика современной религиозной ситуации в РБ:

Уровень религиозности населения в РБ 50%

Профессиональная идентификация (православн.около 80%, католики около 10%, протестанты-2%, мусульмане-0,2%, остальные около 1%)

Степень религиозности- интенсивность проявления религиозности и участия в религиозной жизни

Рост количества религиозных организаций

Мирное существование традиционных для Беларуси религиозных организаций

Не признание традиционными религиозными организациями не традиционных культов

Принципы конфессиональной политики в РБ:

Независимость политики и религии

Равенство религии и вероисповедания перед законом

Признание определяющей роли в историческом становлении бел. народа, православной, католич. церквей,  протестантизма, иудаизма и ислама

 

59. Этнонациональная политика государства

Этнонациональная политика-одно из направлений соц. политики, которое касается взаимоотношений государства с этнонац. группами, а также отношения между этнонац. обществом, населяющем страну

Этнонац. политика государства связана с решением проблем:

Становление единой нации

Защита и реализация нац. интересов государства

Положение национальных меньшинств

Миграция

Демографическая ситуация

Связь с зарубежными соотечественниками

Формы взаимодействия этнонац. общностей:

Миграция– переселение в др. регионы, другую культурную этническую общность

Интеграция–установление культурных контактов различных этносов в пределах одного государства

Консолидация– смешение близких по культуре и языку этносов в единую национальную общность

Ассимиляция– представители одного этноса усваивают язык и культуру другого, полностью утрачивают свою этническую принадлежность

Адаптация– приспособление людей к жизни в иной этнической среде и  одновременно приспособление среды к ним для взаимного сосуществования

Аккультурация– взаимопроникновение культур,  в результате которого происходит изменение их первоначальной модели

Трайбализм– сохранение своей этнонац. обособленности

Нац. политика Беларуси строится на понимании бел. нации как гармоничной совокупности граждан различных наций.

 

60. Международные отношения и их  принципы.  Основные черты современных  международных отношений

Международные отношения-совокупность связей между государствами, партиями, частными лицами, создающая среду для реализации международной политики.

 Политический регулятор международных отношений-баланс интересов и сил различных государств или блоков государств

Принципы международных отношений: 1)суверенное равенство государств; 2) нерушимость установленных границ; 3) неприменение силы в междунар. отношениях; 4) признание территориальной целостности государства; 5) мирное урегулирование споров; 6) не вмешательство во внутренние дела других государств; 7) уважение прав и свобод человека; 8) право народа распоряжаться собственной судьбой; 9) сотрудничеств между государствами и добросовестное выполнение обязательств по международному праву

Важнейшие черты современных международных отношений:

Международные отношения строятся на принципе полицинтризма, поскольку существует множество центров принятия политич. решений

Стихийный характер, который обусловлен множеством субъектов международных отношений, противоборством различных интересов

Усиливается значение субъективного фактора, роль отдельных политических лидеров

Большая роль играют соглашения о сотрудничестве

Расширение круга участников международных отношений

Виды международных отношений:

Политический (дипломатические)

Военные, Экономические , Научно-технические, Культурные ,Социальные (помощь), Идеологическая (согласие или борьба определенных идеологий)

, Правовые (законадат. регулирование всех международных отношений)

Основные тенденции развития мировой политики:

Уменьшение роли нац. государств и усиление их зависимости от мирового сообщества

Формирование глобального гражданского общества

Сохраняется угроза авторитета политики, т.е. диктата отдельных участников международных отношений

Изменение понимания гос. безопасности, которая включает: повышение доверия к данному государству, предсказуемость поведения государства, исключение угрозы применения оружия, соблюдение правил сотрудничества, действие государства по сохранению окружающей среды, ориентация на гумманистические ценности

Глобальной организацией, насчитывающей 188 членов, является ООН (24 октября 1945)

Цели ООН: международный мир и безопасность; 2)дружественное отношение между нациями; 3) сотрудничество в разрешении междунар. проблем; 4) согласование действий отдельных наций по достижению общих целей.

 

9.Ф-ии полит власти. Принцип разделения властей

Политическая власть-это система нормативно закреплённых социальных отношений которые доминирующая группа использует для распределения общественных ценностей в своих интересах

Процесс властвования вкл.:

1)побуждения людей к  определённым действиям

2)предотвращение нежелательных  действий

3)Манепулирование людьми

4)Татальное принуждение

Функции политической власти:

1)Поддержание общественного  порядка и стабильности

2)Выявление,ограничение и разрешение конфликта

3)Достижение общественного  согласия

4)Принуждение во имя  социально значимых целей и  стабильности

5)Управление делами общества

Основным механизмом функционирования политической власти является разделение властей.Принцип разделения властей закреплён в конституции РБ:гос-во основывается на принципе разделения законодательной,исполнительной,и судебной власти,которые в своих полномочиях самостоятельны,но взаимодействуют,сдерживают и уравновешивают друг друга.

К ресурсам власти относятся:

1)само гос-во с его многочисленными организациями

2)экономический,природный,культурный потенциал страны

3)интересы,убеждения,чувства,эмоции людей

4)информационные знания

Разделение властей — это теоретическая доктрина и реальная практика разделения власти между несколькими политическими институтами. Суть разделения заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов. Принцип разделения властей был реализован при образовании США и закреплен в Конституции страны 1787 г. Суть этого принципа заключается в том, что политическая власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти является относительно независимой и выполняет свою специфическую функцию. Однако это не простое распределение функций между различными звеньями государственного аппарата, а создание трех относительно независимых сфер властвования со своими особыми структурами.

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления. Законодательную власть в республике осуществляет парламент, избираемый гражданами на определенный срок, исполнительную власть — правительство, которое формирует либо президент (в президентской республике), либо парламент (в парламентской республике), судебную власть — органы судебной системы. В функции судебной власти входит не только осуществление правосудия, но и контроль за соблюдением законов исполнительной и законодательной ветвями власти, а также защита прав граждан.

 

10. Понятие легитимности  и легальности власти. Типология  легитимности власти.

Легитимность- признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. 

Легальность власти –это  законность власти, её  соответствие правовым нормам, т.е власть может быть легальной, но она может не признаваться обществом.

Типы легитимности власти:

1)традиционная- власть основана на традициях, которые рассматриваются как нерушимые. Присуще была древним цивилизациям и середневековым государствам.

2)харизматическая- вера в особые качества лидера, приклонение перед ним, при этом лидер полагает что выполняет особую миссию.

3)Легальная(рационально-правовая) – для обоснования своей власти элита обращается к законодательству. 

 

 

11. Определение  и структура политической системы.

Впервые системный подход к изучению общества применил американский социолог Толкотт Парсонс, который считал что политика является одной из важнейших подсистем общества, направленных на достижение общественно значимых целей.Политическая система- это подсистема общества, гл функцией которой является цель и достижение.

В структуре полит. системы выявляется 5 важнейших компонентов:1)институциональная подсистема: вкл в различные организации как политические(госуд,партии), так и не политические(профсоюзы,церковь,объединение предпринимателей). 2)нормативная подсистема: вкл в совокупность норм, законов, традиций которые регулирую политические отношения. 3) политико-культурная: вкл ценности, идеалы, убеждения, менталитет, которые влияют на политическую жизнь. 4)коммуникативная подсистема: характеризует взаимодействие власти, общества и личности, которые основаны либо на согласии либо на конфликте. 5)функциональная подсистема: представляет совокупность способов реализации власти и выражается в политическом режиме.

 

12.Структурно-функциональный  анализ политической системы.

Дэвид Истон- американский учёный в 1960-ых годах впервые применил теорию систем к анализу политики. В рамках системного подхода Дэвид Истона политическая система самостоятельна и имеет границы с внешней средой, т.е. с обществом.

Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются вход и выход. На «вход» в политическую систему поступают требования общества(эк,социальные и др), они перерабатываются политической системой в конкретные решения. На «выходе» решения политической системы по поводу требований общества приобретают нормативный характер.

Габриэль Алмонд-американский политолог, продолжил структурно-функциональный анализ политической системы, выявив функции, которые она выполняет на входе и на выходе.

Ф-ии на «входе»» осуществляют не госуд ассоциация, это могут быть полит партии,гр интереса,СМИ. Многообразные требования выражаются гр интереса, аккомулируются партии, которые предают или определяют политическую форму.

Ф-ии:1)политическая социализации- это освоение личностью опред политических ценностей,норм,знаний. 2)политическое рекрутирование-это заполнение ролей в политической системе. Роль избирательная, политического лидера, депутата и др. 3)Артикулирование интересов =это выражение обществом своихтребований,которые реализуют в основном гр интереса(не политические, не государственные объединения людей:профессиональные ассоциации,этнические объединения,религиозные объединения. 4)Агрегирование интересов- это оформление требований общества в определённом заявлении, программе, предвыборной платформе, законодательном предложении. 5)политическая коммуникация-обеспечивает связь между элементами политической системы и окружающей общественной средой.

«Выходные» функции выполняются органами госуд власти, которые принимают решения по требованиям общества, нормативно их оформляют для подачи на выход.

Ф-ии:1)нормотворческая. Разработка законов, которые определяют нормы поведения людей и группы в обществе. Согласно с предъявленными оществом требованиями. 2)применение правил и норм. Подразумевает приведение их в действие, предполагает внедрение их в соц практику. 3)контроль за применением правил и норм. Вкл интерпритацию законов, определённых фактов их нарушения, применение соответсвующих санкций.

Ф-ии конкретной политики:1)экстракционная-способность привлекать ресурсы. 2)дисперибутивная-способность распределять ценности в обществе. 3)регулятивная-способность контролировать общество. 4)символическая-способность общества отстаивать свои ценности внутри системы и во внешнем мире.

 

 

 

 

27. Определение  исполнительной власти и правительства. Полномочия правительства.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. 

Правительство- это исполнительная ветвь власти, центральный орган управления гос-ом. В РБ исполнительную власть осуществляет правительство кот. наз совет министров РБ

Полномочия правительства:

1)полномочия в сфере  политического руководства. Правительство  разрабатывает основной курс страны, планирует и формирует внутреннюю и внешнюю политику государства.

2)полномочия в сфере  управления. Правительство управляет  делами государства реализуя те цели которые были сформулированы правительственной программой.

3)полномочия в законодательной  сфере. Правительство может создавать  законадательную инициативу и может само издавать акты нормативного характера.

4)внешне-политические полномочия. Правительство заключает политические,экономические, военные союзы и налаживает различные связи с другими государствами.

5)черезвычайные полномочия. При кризисной ситуации внутренней или внешней угрозе правительство может объявить военное положение, черезвычайное положение и сосредотачивать всю власть в своих руках.

 Правительство РБ наделено  полномочиями в различных сферах:-эк,- в сфере бюджета и финансов,-соц-культурная сфера,- в сфере окруж среды,-обеспечение законности и правопорядка,-национальной безопасности.

 

28. Виды правительств.

Виды правительств:

1)по партийному составу:

 – однопартийное правительство  встречается в странах где 1 партия обладает доминирующим большинством в парламенте.

- многопартийное правительсво создаётся во всех странах где ни одна партий не имеет значительного перевеса в парламенте.

2) безпартийное прави-во:

-в странах с абсолютной  монархией где партии отсутсвуют ;

-правительсво кот создаётся во время кризисной ситуации наз. Переходное правительсво;

- при диктаторских режимах  когда политические партии находятся  под запретом , правительсво чаще всего  формируется из военных

В зависимости от поддержки парламента выделяют следующие типы правительства:1) правительство большинства; опирается на поддержку партийных объединений,2)меньшенства; образуется партийной фракцией  кот. не опирается на большенство  в парламенте, 3) правительсво нац. Единства образуется в кризисной ситуации для того, что бы объединить все полит. Силы  для решения сложных проблем

 

 

29. Способы образования  правительств.

Правительство- это исполнительная ветвь власти, центральный орган управления гос-ом. В РБ исполнительную власть осуществляет правительство кот. наз совет министров РБ.

Способы образования правительства:1) парламенский. Лидер в партии победивший на выборах парламент  образует прав-во,2) президентская модель, президент назначает членов прав-ва.

В состав прав-ва входят министры. Глава прав-ва в абсолютных монархиях  и президентских  республиках явл глава гос либо монарх, либо президент .В парламентских и смешенных республиках и парламентских монархиях главой прав-ва явл премьер министр, который подбирает членов прав-ва., министров отдельных отрослей

Порядок деятельности прав-ва может иметь 2 варианта:1)в президентских республиках и абсолютных монархиях заседание прав-ва  проводится по усмотрению главы гос, 2)деятельность -прав-ва в парламентских республиках и монархиях решение о заседании прав-ва  принимается коллегиально

 

 

30. Местное самоуправление  и его модели.

Местная власть-это форма организации власти в которой сочетаются 2 начала: с 1 стороны местная власть является формой самоуправления, а с другой стороны-государственного управления определяемого центральной властью.

Система местного самоуправления- это управление делами местного значения осуществляемого выборными органами, местными муниципальными советами.

Органы местного самоуправления относительно самостоятельного решения местных дел располагают собственностью, финансовыми средствами которые формируются за счёт налогов и государственных дотаций.

Главная функция органов местного самоуправления – это управление коммунально-бытовым хозяйством, обеспечение порядка и безопасности населения.

Система органов самоуправления строится в соответствии с административным, территориальным делением страны.

Вопросы административно-территориального устройства в унитарных государствах относятся к ведению центральной власти. В федеративных государствах- к конпетенции субъектов федерации.

Структура местного самоуправления:1)выборный орган(собрание, совет).2)исполнительный орган(мэр-бургамистр или коллегиальным(магистрат).

Основные модели местного самоуправления:1) англосаксонская-органы местного самоуправления обладают широкой автономией и большой самостоятельностью и независимость от центральной власти.2) континентальная,французская- органы местной власти подчиняются и контролируются центральной властью.Вся власть государства выстраивается в виде иерархии. В РБ местное управление- это форма деятельности местных исполнительных органов власти для решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, прожив в данной территории и в тоже вр из общих государственных интересов.

Система местного самоуправления вкл местные советы депутатов и исполнительные комитеты, и местные администрации.

Совет депутатов= это местный представительный орган госуд-ой власти. Исполнительный комитет – это орган исполнительной власти на территории области,района,города,посёлка,сельсовета. Местная администрация- это орган исполнительной власти на территории районов в городе.

В Беларуси установлены 3 ур советов местного управления:1-первичный территориальный уровень(сельские,поселковые,городские советы). Полномочия советов первичного уровня- это программы жилищного строительства, коммунально бытового, социально культурного обслуживания, охраны природы, установление местных налогов.2-базовый территориальный уровень(районные советы и городов областного подчинения).Полномочия советов базового уровня- это территориальные планы развития районов, городов, размещение и развитие предприятий и внесение предложений в высшие органы управления.3- областной территориальный уровень(областные советы –минский городской совет). Полномочия советов областного уровня= это утверждение межтерриториальных планов развития, баланс бюджетов твёрдых единиц, установлении налогов, пошлин.

 

32.Типология полит процессов.

1) по объектам воздействия  полит процессы подраздел:-внутриполитические;-внешнеполит

2)по способу развития:-эволюционные;-революционные

3)с точки зрения публичности:-открытые;-скрытые

4)с точки зрения устойчивости:-стабильные;-нестабильные

 

 

 

 

 

 

46.Обществ.движение и его виды. Функции

Обществ движен- совместная деят людей, преследующих общие цели, имеющие чётко организованную структуру.

     Типология обществ движения:

1)По сферам деят:

1.1.Экологическое;1.2.Правозащитное;1.3.Защита прав потребителей;1.4.Антивоенное;

2)По отшению к существующему порядку:

2.1.Реформистские;2.2.Консервативное;

2.3.Революционные;2.4.Реакционные;

3)По возрастному признаку:

3.1.Женское;3.2.Детское;3.3.Пенсионерам.

4)По професиональн. Призаку:

4.1.Учёные;4.2.Юристы;4.3.Врачи  и т.д.

  Функции:

1)выявление и удовлестворение интересов людей;

2)Соц интеграция и мобилизация;

3)Социализация;4) Репрезентация(представление) интересов опред гр людей по взаимодействию с властью.;5)Моделирование обществоенно-полит структуры;6)Формирование гражданского общ-ва;

 

 

47.Понятие и  сущность выборов.

Выборы-способ осуществления демократии; смена правящих элит; передача власти от одних людей другим мирным путём.

  Типы выборов:

- Президентские;

-Парламентские;

-Выборы в органы местного  самоуправления;

   Сущность выборов:

*Выборы-важнейшая часть полит процесса;  

*Люди выдвигаю из своей  среды представителей, передают  им право решать общест программы;

*Легитивность власти(выборы выступают инструментом легитимации власти); 

*Выборы явл формой контроля граждан за гос власть;

*Выборы представляют собой  своеобразный полит рынок;    *Выборы явл элементом гражданского общ-ва;

*Выборы явл основой власти т.к. вырожают волю народа.

*Выборы должны соответствовать  международным стандартам в определённых  документах ООН.

 

48.Избирательное  право и его принципы.

Избират право- эт совокупность законов,кот регулируют участи граждан в выборах, их организацию и проведения.

  Принципы:

1.Прямые выборы(граждане гос-ва напрямую выбирают различные органы власти);

2. Тайные выборы(голосование осуществляется тайно)

3.Всеобщие выборы( нет ограничений для участия в выборах)В РБ ограничения:1)возрастное(люди не могут голосовать до 18 лет).2)недееспособность(люди с болезнями, нарушениями психики у которых есть подтверждение от врача не могут голосовать).3)голосовать не могут те кто осуществил правонарушение.

4.Равные выборы(избираели имеют равное кол-во голосов, кол-во избирателей в разных округах должно быть приблизительно равным)

5.Свободные выборы(выборы явл свободное волеизявление граждан)

Виды избир. права: 1.Активное (гражденам  даётся право выбирать орагны власи); 2.Пассивное (право граждан быть избранным в различные органы власти)

 

 

49.Избирательные  системы и её виды

Избирательная система- эт совокупность установленных законом правил, с помощью которых определяюся результаты голосования на выбрах.

  Виды избирательных систем:

1)Можеритарная система абсолютного большенства (избранным считается кандидат, получивший абсолютное число голосов на выборах (50%+1 голос))

2)Можоритарнная система относительного большенства (победившим считается кандидат, набравший кол-во голосов больше,чем другие, но не обязательно половину. (США,Великобритания)

3)Пропорциональная (граждане  голосую не за отдельных кандидатов, а за список партийный т.е. за  какую-либо партию( Бельгия,Испания,Израиль))

4)Смешанная (граждане обладают 2-мя голосами. Соединят в себе достоиства и недостатки можоритарной и пропорциональной (Германия))

 

50. Политическая культура и ее  типы

Политич. Культура–это совокупность убеждений, ценностей, норм, которые определяют деятельность людей в политич. сфере.

Структура политич. культуры: 1) субъект политич. культуры-это и личность, и различные политич. общности; 2)объект политич. культуры-это либо политич. система в целом, либо ее отдельные компоненты; 3)политич. убеждения; 4)политич. действия; 5) политич. сознание; 6)культура политич. отношений; 7)культура взаимоотношений власти и граждан; 8) гос. символы; 9)политич. традиции.

Функции политич. культуры:1)аккумулирующая-политич. культура обеспечивает накопление передачу всего политич. опыта; 2)регулятивная- политич. культура регулирует политич. отношения по средствам определенных норм; 3)воспитательная- политич. культура формирует личность на основе определенных ценностей и норм; 4)нормативная- политич. культура формирует определенные нормы поведения в политике, что в целом стабилизирует общество; 5)позновательная- политич. культура вооружает человека и общество определенными знаниями; 6)коммуникативная- политич. культура облегчает взаимопонимание людей в сфере политики.

Типалогия политич. культуры: 1)таталитарная и плюралистич. одномерное общество предполагает существование с единой системой взглядов, множество мнений; 2)рыночная-этатистская рыночная-рассматривает политику как своеобразный политич. рынок, политич. решение-разновидность политич. сделки, этатистская-включает государства во все сферы общества; 3)патриархальная-отсутствие интереса граждан к сфере политики, не возможность влиять на нее, абсолютное подчинение в силу традициям.

4) Подданнический(культура подчинена)- характеризуется абсолютной властью государства над обществом, граждане заинтересованы политикой, но не могут влиять на нее и подчинятья из-за страха (Совецкий Союз).

5)Активистская-граждане имеют большой интерес к политике, возможность влиять на нее, а  подчиняться в силу закона.

 

51. Понятие политической социализации и ее этапы

Политическая социализация- процесс включения человека в политич. сферу общества путем приобщения к определенным ценностям, нормам, образцам поведения предпочтительных для данной политич. системы.

Этапы политич. социализации:

1.Первичная-усвоение политич. знаний, ценностей, норм, формирование личного отношения к политике

2.Вторичная- человек может учавствовать в политич. жизни общества, переоценивать и перессматривать свои политичич. Позиции

Институты политич. социализации: 1) семья, которая определяет первый контакт с политич. сферой; 2) учебные заведения; 3) трудовой коллектив; 4) группа сферстников; 5) СМИ; 6) политич. партии и организации.

Уровни политич. социализации:

Социальный- жизнь человека определяет его политич. поведение

Психологический-элементы психики, такие как воля, характер способности, оказыв. влияние на политич. поведение человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. понятие политического  изменения,развития, модернизации

Политическое развитие – это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты.

 Общая теория политического  развития складывается из множества  концепции:

-политическое развитие  – предпосылка экономического  развития;

-типичная для индустриальных  стран политика;

-это модернизация общества;

- это действие науки  – государства;

-это совершенствование  административной и правовой  систем;

- это массовая мобилизация  и участие.

 Политическое развитие  может осуществляться в результате  реформ, революции (политические революции  на уровне государства, государственных  переворотов; реставраций, пересмотра  конституции).

2. Политическая модернизация  – это совокупность процессов, в рамках которых появляются  и развиваются новые типы политических  требований и организаций.

Ей присуще 4 главные особенности:

- Высокий уровень дифференциации  политических ролей и институтов;

- Расширение деятельности  центральных административных и  политических организаций, их постоянное  проникновение во все сферы  общества;

- Тенденции к достижению  все более широкими группами  потенциальной политической власти;

- Ослабление роли традиционных  элит и легитимности власти.

 «Политическая модернизация»  отличается от понятия «политическое  развитие» тем, что:

- употребляется применительно  к странам, осуществляющим переход  к индустриальному и постиндустриальному  обществу;

- связывается с социальной  мобилизацией и политическим  участием, а не с формированием  политических институтов.

 

36.Теория модернизации.   Этапы её развития и основные  представители

Политическая модернизация – это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, как потенциальную возможность поддерживать постоянные изменения, что обусловлено развитием ряда общих качеств, которые свойственны современным системам и часто являются предвестниками и необходимыми условиями, модернизации

В теории политической модернизации можно выделить 2 этапа:

- 50-60-х гг. ХХ в., когда политическая модернизация понималась как вестернизация;

- 70-90-х гг. ХХ в., когда политическая модернизация стала пониматься как изменения социально-экономических и политических структур не обязательно по западному образцу.

Концепции модернизации политической сферы:

- Д. Ростоу выделяет 3 ключевые цели: национальное единство, стабильная власть, равенство. Он утверждает, что «модернизация представляет собой соединение западных и традиционных влияний … Одновременно с известными преимуществами она приносит с собой опасности и лишения. Последствия модернизации не определены в моральном плане».

- С. Хантингтон определяет модернизацию как процесс включающий: рационализацию власти, дифференциацию социальных, государственных, гражданских структур, повышение уровня политического участия.

Развитие модернизации в XX веке позволяет выделить следующие этапы модернизации:

-этап либерализации;

-этап демократизации;

-этап консолидации демократии

 

 

37.Сущность процесса  модернизации и её типы. Особенности политической модернизации

Политическая модернизация означает (по мнению Эйзештадта):

- создание дифференцированной  политической структуры с высокой  специализацией политических ролей  и институтов;

- территориальное и функциональное  расширение централизованного законодательства  администраций и политической  активности;

- постоянное включение  в политическую жизнь новых  групп и индивидов;

- увеличение числа и  роли рациональной бюрократии;

- ослабление роли традиционных  элит.

 Существуют  различные подходы к определению  моделей и путей модернизации:

-либеральная (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай). Она считает главным условием модернизации появление среднего класса и рост уровня образования, наличие открытой конкуренции свободных элит и от степени вовлеченности граждан в политику;

- консервативная (Хантингтон, Линцх). Источником модернизации является несоответствие между стремлением населения включиться в политическую жизнь и наличием необходимых структур и механизмов, предназначенных для артикуляции и агрегирования интересов.

В политической модернизации можно выделить следующие типы:

1. первичная (Зап. Европа, США, Канада) – XVII – XVIII вв.

2. вторичная (Россия, Бразилия, Турция).

 В ходе первичной  сначала происходили перемены  в духовно-идеологической сфере, затем в экономике и политике.

 Вторичная (догоняющая) предполагает, что одни элементы общества  ушли вперед, другие отстали, а  третьих вообще нет. «Модель квадратного  колеса». Модернизация – это периодические  кризисы.


 


Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"