Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 00:20, шпаргалка

Краткое описание

ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии
ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?
ВОПРОС 3. Назовите основные этапы в истории политических учений.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. Политология.docx

— 62.16 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии

 

Функции политологии (от лат. Function – исполняю) любой науки, в том числе и политологии – решение природно-характерных для нее задач и проблем.

Одна из важнейших функций политологии - познавательная (гносеологическая). Во всех своих структурных подразделениях политолог дает знания о различных сферах политической жизни. Это обеспечивают как фундаментальные теоретические исследования, так и эмпирические, дающие богатый фактический материал, конкретную информацию о различных областях общественной жизни. В рамках этой функции политологии можно вычленить описательную функцию, которая дает ответ на вопрос: какая была или какая есть политическая действительность?

С познавательной тесно связана функция рационализации общественной жизни (пояснительная). Политическая наука дает объяснение сложных политических процессов, раскрывает их рациональный механизм. Отвечая на вопросы: почему? зачем? почему так, а не иначе, политология делает политические действия ясными и доступными сознанию людей.

Политология не только описывает и объясняет политические реалии, но и дает оценку политическим событиям, институтам, идеям и пр. В этом реализуется нормативно-ценностная (аксеологическая) функция политологии.

Политология, вскрывая тенденции политического развития, дает конкретную информацию, необходимую для осуществления эффективного руководства и управления общественными процессами. Управленческая функция наглядно выражается в том, что политология (прикладная ее часть) непосредственно участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам повышения эффективности руководства политическими процессами, управления политическими событиями.

Важное значение имеет прогностическая функция политологии, отвечающая на вопрос: какой будет политическая реальность в будущем? Опираясь на определенные закономерности, исследуя конкретные процессы, факты и явления, политология способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества.

С прогностической функцией тесно связана организационная или прикладная (инструментальная), отвечающая на вопрос: какие мероприятия необходимо провести, чтобы достичь желаемого результата? Что необходимо принять, чтобы предвиденные результаты стали реальностью? С этой функцией связана разработка различного рода рекомендаций, технологий, предназначенных для всех уровней и сфер политической жизни.

 Политология  также выполняет и воспитательную функцию, формируя мировоззрение, социальные идеалы, политическую культуру.

 

ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?

 

Политический прогноз имеет своим объектом политическую систему и политический процесс, а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. Под политическим прогнозом понимают разработку научно обоснованных суждений о вероятных состояниях всей политической системы или отдельных ее субъектов в будущем и о возможных путях и сроках их достижения.

В политической науке выделяют следующие виды прогнозов:

Поисковый прогноз (исследовательский прогноз) - прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем.

Нормативный прогноз (программный прогноз) - прогноз, содержанием которого является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели.

Интервальный прогноз - прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза.

Точечный прогноз - прогноз, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала.

Оперативный прогноз - прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов до 1 месяца.

Краткосрочный прогноз - прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов от 1 месяца до 1 года.

Среднесрочный прогноз - прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов от 1 года до 5 лет.

Долгосрочный прогноз - прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов от 5 до 15 лет.

Дальнесрочный прогноз - прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов свыше 15 лет.

 

ВОПРОС 3. Назовите основные этапы в истории политических учений.

 

За почти 2,5 тысячи лет истории человечества политическая мысль прошла через несколько основных этапов:

♦ политическая мысль Древнего Востока (Египет, Иран, Китай, Вавилон). Для этого этапа характерна мифологическая форма политических воззрений; господствовало представление о божественном происхождении власти;

♦ политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Анализу подвергается устройство государства, классифицируются его формы, определяются идеальные формы правления;

♦ политические учения Средневековья. Обосновывается теологическая теория политической власти;

♦ эпоха Возрождения и Просвещения. Политические взгляды освобождаются от теологии; анализируются проблемы прав и свобод человека, законы функционирования государства;

♦ политические учения Нового времени. Происходит формирование идеологий власти, обосновывается необходимость разделения властей. Дается характеристика правового государства, формируется механизм буржуазной демократии, а также соответствующие концепции прав и свобод человека.

В начале XIX века начинает постепенно складываться политическая социология. В 1857 г. Фрэнсис Ливер создал при Колумбийском университете первую кафедру политических наук, на базе которой в 1980 г. была создана школа политических наук. Со второй половины XIX века политическую науку стали преподавать в большинстве университетов США, а начиная с 70-х - и в Европе.

В конце 70-х годов 19 века политическую науку стали преподавать в университетах России. В то время она включала в себя четыре течения:

- либерализм (Б.Н.  Чичерин и П.И.  Новгородцев); консерватизм (В. Соловьев);

- радикализм (представлен большевизмом и анархизмом - В.И. Ленин, М.А. Бакунин, П. Лавров);

- социал-реформизм и меньшевизм (Ю. Мартов, Г.В. Плеханов).

После победы Октябрьской революции в связи с политизацией и крайней идеологизацией всех общественных наук политическую науку перестали преподавать как самостоятельную и такая ситуация сохранялась в вузах России до 1990 г.

 

ВОПРОС 4. На чем основывается мотивация подчинения?

 

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на:

- страхе перед санкциями;

- долголетней привычке к повиновению;

- заинтересованности в выполнении распоряжений;

- убежденности в необходимости подчинения;

- авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных;

- идентификации объекта с субъектом власти.

 Все  эти мотивы существенно влияют  на силу власти, т.е. способность  ее субъекта влиять на объект.

Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.

 Сравнительно  безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она - надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что «король-то – голый», что власть изжила себя и недостойна повиновения.

 Наиболее  стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения - повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.

 Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентации и установок, составляющих «вторую природу» личности (ее «первая природа» образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более, высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т.п.) - важный источник силы власти.

 Одной  из наиболее благоприятных для  власти мотиваций подчинения  является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.

 Власть, основанная на интересах, убежденности  и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.

 

 

ВОПРОС 5. Что понимают под легитимностью власти? Перечислите типы легитимности власти.

 

Слово «легитимность» происходит от латинского «legitimus» - законный. Легитимность - это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимность обусловлена, способностью власти формировать и поддерживать убеждение в оптимальности существующих политических институтов.

Нужно отличать понятия легитимность и легальность (законность) власти. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность - доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение - легальна. В то же время она может: быть нелегитимна, не приниматься народом.

Типы легитимности власти:

- Традиционный. Этот тип основан на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость установленного порядка. Различают четыре вида традиционной власти:

- Патриархализм - полная зависимость властителей от традиций. Представляет собой «чистый» вид традиционной власти, свойственный родовым отношениях.

- Патримониализм - определенная свобода властителя от традиций. Появляется тогда, когда возникает потребность в создании армии и административного аппарата для управления захваченными территориями.

- Султанизм - разновидность патримониализма. Характерен для стран Востока. Власть передается по наследству, а правитель фактически свободен от патриархальных традиций, что на деле нередко граничит с абсолютным произволом.

- Феодализм - отличается от султанизма тем, что чиновники рекрутируются из местной знати, образуя сословие нотаблей, которые при выполнении управленческих функций обычно не нуждаются в оплате.

- Харизматический (от греческого «charisma» - благодать, божественный дар). Основан на вере в исключительные качества и величие личности вождя. Если лидер не назначит преемника, то между его последователями нередко возникает борьба за право наследовать власть, которая грозит перерасти в кризис и привести к утрате их влияния на общество.

- Легальный. Основан на подчинении законам, в рамках которых демократически избираются и действуют представители власти. Наиболее развитой формой этого типа власти выступает рациональное государство, где властные отношения лимитируются нормами права. Основным правовым актом такого государства является конституция, устанавливающая определенные правила социального поведения, которые обязаны соблюдать все без исключения граждане, в том числе и политические руководители. Законы в рациональном государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия.

 

ВОПРОС 6. Назовите основные типы политических режимов.

 

Политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории.

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"